Садыр Жапаров сделал обращение через социальные сети
Бишкек. 10 ноября. УирТАГ - Президент Кыргызстана Садыр Жапаров сделал обращение к народу в котором поднял три основных вопроса: энергетика, внешний и внутренний долг а также вопрос водительских удостоверений.
Уважаемые кыргызстанцы!
За последние дни, проведя в общей сложности 35 часов в самолете, я подготовил обращение по трём вопросам, которые сегодня особенно волнуют наших граждан. Сегодня публикую его.
1. Вопрос электроэнергии;
2. Вопрос внешнего и внутреннего долга;
3. Вопрос водительских удостоверений.
На днях ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» выступило с инициативой призвать население в осенне-зимний период пользоваться электроэнергией без ограничений, не меняя объёмов потребления. Однако эта инициатива была поднята без предварительного согласования с Министерством.
Это вызвало широкое общественное обсуждение.
Да, так называемый «безлимитный тариф» был введён три года назад - с целью хотя бы частично компенсировать разницу между ценой импортируемой электроэнергии и ценой, по которой она продавалась населению.
Но в нынешних условиях объём воды в водохранилищах на 2 миллиарда кубометров меньше, чем в прошлом году. Поэтому подключение к безлимитному тарифу временно приостановлено.
Увидев это сообщение в СМИ, я сразу позвонил министру, выразил жёсткое недовольство и поручил остановить подобные действия, а также обеспечить равный доступ граждан к электроэнергии.
В итоге генеральному директору НЭСК и его заместителю по коммерческим вопросам объявлен выговор, а начальник управления продаж электроэнергии И.А. Орозбаев освобожден от занимаемой должности.
Теперь хочу воспользоваться случаем и подробно разъяснить ситуацию в энергетической отрасли. Народ должен знать правду.
До 2020 года долг энергетического сектора составлял 137 миллиардов сомов.
Энергосистема Кыргызстана находилась на грани катастрофы.
Особенно тяжёлое положение было в акционерных обществах «Востоэлектро» и «Жалалабатэлектро» - их внешние и внутренние долги росли с каждым днем, зарплату рабочим они выплачивали, занимая деньги у коммерческих банков. Иными словами, фактически были банкротами.
Энергетики хорошо помнят ту ситуацию.
Генераторы устаревшие, с 1960-х годов оборудование не обновлялось.
Новые ГЭС практически не строили. Лишь в 2009 году введён в эксплуатацию первый генератор Камбар-Атинской ГЭС-2.
Больше ни одной значимой ГЭС не построено.
С тех пор, как мы обрели независимость, каждую зиму мы сталкивались с дефицитом электроэнергии.
Разумеется, для покрытия нехватки мы закупали электричество за рубежом. Бывали времена, когда один киловатт-час обходился нам по 5 сомов.
Я узнал об этом, когда пришёл к власти и начал проводить реформы в энергетической сфере, ликвидируя коррупцию и воровство в этой системе.
Сколько из этих 5 сомов оседало в чьих-то карманах — одному Богу известно.
Страны, которые продавали нам электроэнергию в то время, конечно, об этом тоже не расскажут. Поэтому теперь установить правду крайне сложно.
Энергия, купленная по 5 сомов, продавалась населению по цене 0,77 тыйына за киловатт-час.
Разница в 4 сома 23 тыйына ложилась тяжёлым бременем на энергосистему, накапливаясь в виде долгов.
Так, начиная с 2020 года, в результате проведённых реформ — устранения сомнительных схем, воровства, коррупционных действий и резкого сокращения потерь электроэнергии — нам удалось снизить общий долг с 137 миллиардов до 25 миллиардов сомов.
С Божьей помощью, в следующем году мы полностью избавимся и от этой задолженности, а с 2027 года наша энергетическая система впервые в истории начнёт приносить прибыль. Это большое достижение для нашего государства и нашей независимости.
Если бы я тоже рассуждал так: «Не буду лишний раз утруждать себя - главное, чтобы мой президентский срок как-то прошел», то мог бы вовсе не строить ГЭС, не проводить реформы, а просто импортировать электроэнергию по 5 сомов и продавать населению по 1 сому.
Такое, поверьте, смог бы сделать и ученик пятого класса.
Но я не выбрал этот путь.
Потому что если бы я продолжил ту же практику, энергетическая система страны действительно оказалась бы на грани катастрофы.
Сегодня мы импортируем электроэнергию примерно по 3 сома за киловатт-час (это себестоимость), а населению продаём по 1 сому 37 тыйын.
Разницу пока покрывает министерство.
Тем не менее, благодаря проводимым реформам и предпринимаемым мерам, мы рассчитываем, что уже в следующем году министерство полностью погасит свой долг в 25 миллиардов сомов, а к 2027 году выйдет на прибыль.
На данный момент уровень воды в Токтогульском водохранилище на два миллиарда кубометров ниже, чем в прошлом году.
Поэтому, чтобы сохранить уровень воды и ликвидировать дефицит электроэнергии, мы вынуждены импортировать в большом количестве.
Сегодня мы призываем граждан к экономии именно для того, чтобы сократить объем импорта.
Помните: чем неэкономнее мы используем электроэнергию, тем больше денежных средств уходит за рубеж.
В связи с этим государственным учреждениям уже дано поручение - после 18:00 полностью отключать освещение и электроприборы в зданиях.
Электроэнергии в мире хватает -можно импортировать её без ограничений.
Но каждая лишняя киловатт-час стоит бюджету дополнительных расходов.
А бюджет - это деньги народа, ваши деньги. Не забывайте об этом.
Если говорить откровенно, многие частные лица также не экономят энергию.
Зайдешь в некоторые дома, и днем свет горит во всех комнатах.
Идешь по улице - у кого-то во дворе лампы включены даже в дневное время.
Поэтому хочу обратиться ко всем гражданам:
используйте свет экономно.
Каждая 100-ваттная лампочка, горящая непрерывно в течение часа, «забирает» из Токтогульского водохранилища около 270 литров воды.
Представьте себе - 270 литров ради одной лампочки!
Поэтому не забывайте выключать свет ночью.
Я прожил в Европе четыре года и могу сказать: там не оставляют свет включенным ни на минуту лишнего - сразу выключают. Потому что там электроэнергия дорогая.
Для примера: в Германии зимой один киловатт-час стоит около 50 евроцентов, то есть примерно 50 сомов.
В странах Средней Азии, например в Узбекистане, тарифы зависят от объёма потребления: при среднем расходе около 1000 кВт•ч в месяц платят примерно 500 сумов, что составляет около 3 сомов 60 тыйын. Чем больше используешь, тем выше тариф.
В Казахстане, в городе Алматы, тариф колеблется от 30 до 50 тенге, то есть от 5 до 8 сомов.
А у нас в Кыргызстане — всего 1 сом 37 тыйын.
Кто-то скажет: «Зато у них зарплаты выше».
Но если сравнить с учетом всех расходов - продуктов, медицинского обслуживания, налогов, страхования жилья и автомобилей - окажется, что уровень жизни примерно сопоставим.
И при этом у нас электричество остается самым дешевым.
Уже третий год подряд мы массово строим гидроэлектростанции, а также станции, работающие на солнечной и ветровой энергии.
В ближайшее время впервые в истории нашей страны будет запущена солнечная электростанция.
Однако, несмотря на все эти достижения, зимой нам все еще не хватает энергии.
Поскольку ежегодно строятся сотни заводов и фабрик, тысячи школ и детских садов, миллионы квадратных метров жилья, все это требует большого количества энергии, и мы продолжаем сталкиваться с дефицитом, который не успеваем восполнять.
Отмечу ГЭС, введенные в эксплуатацию ранее.
Гидроэлектростанции, введенные в эксплуатацию в 2024 году
ГЭС Бала-Саруу– 25 МВт (Таласская область)
Ысык-Атинская ГЭС 1 – 2 МВт (Чуйская область)
Кок-Артская ГЭС – 6,7 МВт (Джалал-Абадская область)
ГЭС Кайнама – 9,6 МВт (Джалал-Абадская область)
ГЭС Исфайрам-1– 2 МВт (Баткенская область)
ГЭС Курак-Тектир-1– 0,6 МВт (Ошская область)
Арашанская ГЭС – 2,4 МВт (Иссык-Кульская область)
ГЭС Белес – 0,54 МВт (Баткенская область)
Общая установленная мощность составила 48,84 МВт.
ГЭС, введенные в эксплуатацию в 2025 году
Койсууйская ГЭС – 9 МВт (Иссык-Кульская область)
Ысык-Атинская ГЭС 2– 4 МВт (Чуйская область)
Аксыйская ГЭС – 4,75 МВт (Джалал-Абадская область)
Боз-Учукская ГЭС – 5,54 МВт (Иссык-Кульская область)
Кара-Кульская ГЭС – 18 МВт (Джалал-Абадская область)
Общая установленная мощность — 41,29 МВт.
Кроме того, на ранее построенных крупных гидроэлектростанциях проведены работы по модернизации, что позволило увеличить их мощность.
На Токтогульской ГЭС обновлены все четыре агрегата, в результате чего добавлено 240 МВт мощности.
Это эквивалентно строительству новой ГЭС мощностью 240 МВт.
На Уч-Курганской ГЭС в рамках реконструкции добавлено 9 МВт, а после полного завершения проекта будет получено дополнительно 36 МВт.
На Камбар-Атинской ГЭС-2 ведется проект о вводу в эксплуатацию второго агрегата мощностью 120 МВт.
Ат-Башинская ГЭС обновлена, добавлено 11,44 МВт.
На Лебединовской ГЭС продолжаются работы по реконструкции.
Также ведутся подготовительные и проектные работы по Папанской, Нижне-Тарской и Быстровской ГЭС.
СТРОИТЕЛЬСТВО МАЛЫХ ГЭС В 2025–2030 ГОДАХ
В 2025 году в Джалал-Абадской, Баткенской, Ошской, Нарынской и Чуйской областях строятся следующие станции:
Кожо-Кайыр (Базарбай-Ата-3), Курак-Тектир-2, Кайнама-2, Сары-Таш, Шамшы, Сокулук-3, Туюк, Куртка и Кен-Тор-1. Их суммарная мощность составит 29,53 МВт.
В 2026 году планируется строительство 25 малых ГЭС, среди которых:
Орто-Токойская ГЭС (21 МВт),
Куланакская ГЭС (100 МВт),
Тургентская ГЭС (26 МВт),
Майлы-Сууйская ГЭС (26 МВт),
Ак-Сууйская ГЭС-3 (17,66 МВт) и другие объекты.
Общая мощность — 286,21 МВт.
В 2027 году в эксплуатацию будут введены еще 14 новых ГЭС, включая:
Папанскую ГЭС (27 МВт),
Жеруйскую ГЭС (28 МВт),
Чандалашскую ГЭС (30 МВт).
Общая мощность составит 172,88 МВт.
В 2028–2030 годах планируется строительство следующих объектов:
Конорчок, Кызыл-Суу, Кичи-Кемин, Кыштуут и Нижне-Тарская ГЭС.
Совокупная мощность — 44,7 МВт.
К числу перспективных проектов ближайших лет относятся:
Чон-Кеминская ГЭС (26 МВт, Чуйская область) и Чок-Талская ГЭС (3,7 МВт, Иссык-Кульская область).
Таким образом, строительство крупных, средних и малых гидроэлектростанций активно продолжается.
Текущая энергетическая нехватка - это лишь временная проблема.
Если бы мы не строили школы, детские сады, жилые дома, заводы и фабрики, то дефицит, накопившийся за многие годы, уже давно был бы покрыт за счет введенных в эксплуатацию ГЭС, и мы жили бы спокойно.
Но мы не сидим сложа руки. Мы активно работаем, чтобы преодолеть трудности.
Причина, по которой я говорю, что через два с половиной года мы покроем зимний дефицит электроэнергии, заключается в том, что по всей стране строится около ста малых и средних гидроэлектростанций. Все они будут завершены.
Кроме того, в Кара-Кече начато строительство ТЭЦ мощностью 1200 МВт, годовой объем производства которой составит до 7 миллиардов кВт•ч.
Планируется, что она будет введена в эксплуатацию через два с половиной года. После завершения строительства дефицит электроэнергии в зимний период будет полностью устранен.
Если же просто ждать завершения Камбар-Атинской ГЭС-1, то на это уйдет еще 7–8 лет.
Когда Камбар-Ата будет полностью введена в строй, Кыргызстан станет страной-экспортером электроэнергии.
В этом направлении мы ведем постоянную и целенаправленную работу.
По мере реализации вышеупомянутых проектов дефицит электроэнергии будет постепенно устранен, и Кыргызстан станет энергетически безопасным, самодостаточным и устойчивым государством.
Поэтому прошу с пониманием отнестись к нынешним временным трудностям и проявить терпение, оказав содействие в восстановлении нашей энергосистемы.
Используйте электроэнергию экономно и рационально - именно этим вы внесете свой вклад.
Теперь остановлюсь на вопросе внешнего и внутреннего долга, накопленного за последние 30 лет.
К счастью, время для возврата всех этих долгов и решения других сложных задач совпало с моим президентским сроком.
2020 год — выплачено 31 млрд сомов
2021 год — 30 млрд сомов
2022 год — 34 млрд сомов
2023 год — 53 млрд сомов
2024 год — 60 млрд сомов
2025 год — 79 млрд сомов
Всего за 2020–2025 годы на погашение государственного долга направлено 285,4 млрд сомов (3,3 млрд долларов США), из которых:
внешний долг — 170,5 млрд сомов (1,9 млрд долларов США),
внутренний долг — 114,9 млрд сомов (1,4 млрд долларов США).
Таким образом, мы полностью избавимся от накопленных внешних долгов к 2035 году, причем без особых затруднений.
Это становится возможным благодаря высоким темпам экономического роста, которые, по прогнозам, сохранятся на ближайшие 15–20 лет.
В связи с тем, что реализуются масштабные проекты, поступают новые инвестиции, ВВП страны будет расти еще быстрее.
Уровень устойчивости государственного долга определяется его соотношением к ВВП.
На сегодняшний день этот показатель составляет 42%, тогда как ранее он достигал 68–84%.
Следовательно, поводов для беспокойства нет.
Все привлекаемые средства направляются исключительно на развитие экономики, что, в свою очередь, приведет к дальнейшему росту ВВП.
Что касается нынешних заимствований, то они берутся под конкретные, целевые проекты.
Когда наступит срок их погашения, они не будут выплачиваться из бюджета, потому что каждый проект будет сам себя окупать.
Например, Камбар-Атинская ГЭС.
Мы привлекаем 1,5 млрд долларов на 50 лет без процентов.
Льготный период - 10 лет.
Строительство займет 7–8 лет, после чего станция сразу начнет работать.
Доходы от ее деятельности позволят погасить кредит не за 50, а примерно за 15 лет.
Другой пример - железная дорога Китай–Кыргызстан–Узбекистан.
Этот проект не является внешним долгом. Он реализуется как коммерческий проект:
три страны совместно строят дорогу, вводят ее в эксплуатацию, а через 35 лет две стороны выходят из проекта, и дорога полностью переходит в собственность Кыргызстана.
Здесь хочу еще раз обратиться к народу и сделать одно важное напоминание.
Если представить, что все страны мира объединены в единый экономический океан, то Китай сам по себе - это отдельный экономический океан.
И сейчас мы строим железную дорогу, которая соединит эти два океана.
Эта железная дорога пройдет через территорию Кыргызстана. В будущем мы станем транзитной страной и сможем влиять на мировую экономическую политику.
Поэтому мы не должны поддаваться на провокации и обязаны довести этот проект до конца в кратчайшие сроки.
Следует отметить, что почти 90 процентов подобных крупных проектов не связаны напрямую с государственным бюджетом.
Разумеется, есть некоторые кредиты, привлекаемые для социальных проектов и дорожного строительства, но они не окажут существенного влияния на бюджет в будущем.
Поэтому прошу не обращать внимания на тех, кто, спекулируя цифрами внешнего долга, пытается сеять панику и поднимать народ, представляя ситуацию как трагедию.
Пусть будет так, как скажут. Все используется по назначению и направляется на адресные проекты.
Главное, что в будущем это не отразится на бюджете.
Теперь перейду к водительским удостоверениям.
С распадом Союза никто особо и не сдавал экзамены, удостоверения получали абы как.
Сегодня 90 процентов тех, кто имеет удостоверение, купили его.
Это горькая правда. Я могу доказать это на 100 процентов.
Сейчас, если остановить на улице большинство водителей и даже не спрашивать их о правилах дорожного движения, а просто спросить, какой у них мотор, коробка, радиатор, аккумулятор, стартер, они не смогут ответить и показать.
Если спросишь, какой мотор, многие покажут радиатор и собьются с толку.
Поэтому давайте думать о будущем поколении уже сейчас. Приведем эту сферу в порядок.
Из-за того, что водители не знают правил или не соблюдают их, сегодня много дорожно-транспортных происшествий.
Ниже приведу статистику.
С 2014 по 2020 годы число погибших в ДТП составило 6159 человек.
С 2021 года по настоящее время — 3818 человек. Почему стало меньше, потому что мы начали принимать меры.
Нужно ужесточаться еще больше.
Число раненых, пострадавших с 2014 года 121 896 человек. Даже на войне такого не бывает. Можно сказать, что в стране идет тихая война: люди гибнут и получают травмы от дорожных аварий.
Мы не только теряем наших граждан, но и вынуждены содержать тех, кто получил травмы и стал инвалидами. Разумеется, все это наносит серьезный ущерб нашему государству.
Поэтому отныне никто не сможет купить водительское удостоверение. Те, кто раньше покупал и будет пойман за нарушение правил, должны будут сдавать экзамены. Что в этом плохого?
Те, кто не знает правил или забыл их, снова их выучат. Все ДТП происходят потому, что водят без соблюдения правил, что приводит к человеческим жертвам.
Я спросил у сотрудника, который продавал удостоверения: «Ты продал 100 человекам удостоверения. Можешь ли дать гарантию, что один из этих 100 завтра не собьет и не убьет кого-то из твоих близких?» — он ответил: «У нас были такие случаи».
Один из тех, кто купил удостоверение, переехал сестру брата сотрудника, продавшего удостоверение. Такое тоже случается.
Поэтому сотрудник, продающий удостоверение, должен задуматься: а не переедет ли завтра этот парень моего сына или внука?
Мы приложим все силы, чтобы водительское удостоверение выдавалось только тем, кто полностью прошел обучение.
В европейских странах некоторые учатся по 2–3 года и с трудом получают удостоверение.
И поэтому в Европе число ДТП почти сведено к нулю.
Почему бы нам не добиться того же.
Даже если мы начнем сейчас принимать жесткие меры, на это может уйти 50 лет.
За 30 лет те, кто покупал удостоверения раньше, состарятся и перестанут водить, и останутся только те, кто получил удостоверение, пройдя полное обучение. И только тогда мы можем свести на нет ДТП.
Поэтому граждане должны беспрекословно поддержать наши предпринимаемые меры.
По всей стране в школах будет введен дополнительный курс по правилам дорожного движения. Он разрабатывается специалистами Управления безопасности дорожного движения МВД и Министерством образования.
До конца ноября общественности предоставят подробную информацию.
Почему 14 месяцев? Потому что, во-первых, ученики 11–12 классов начинают обучение в сентябре, а усвоение информации зависит от возрастных особенностей — нужен год.
Практические занятия будут проводиться с учетом дождей, зимнего сезона и погодных условий. Ожидается, что будут практические уроки: как ездить на скользкой дороге, на что обращать внимание в темноте, первые действия при поломке автомобиля и т.д.
14 месяцев предусмотрены с учетом того, что те, кто не пройдет экзамены, должны будут подготовиться заново и прийти повторно.
Возникает вопрос: обязательно ли обучать всех школьников, неужели нельзя обучить только тех, кто собирается получать водительское удостоверение.
Хотим мы этого или нет, все мы участники дорожного движения: кто-то за рулем, кто-то пешеход.
Поэтому знание правил дорожного движения для молодежи лишним не будет. Тот, кто не собирается водить, просто не будет сдавать финальные экзамены.
Техническая база достаточна. Автошколы будут во всех регионах республики. Практические часы будут проходить там. Теоретические занятия, как уже сказано, будут проходить в школах.
А взрослые, окончившие школу или вуз, будут учиться в автошколах. Для них срок обучения может быть интенсивным и короче.
Отныне коррупции не будет! Забудьте о том, что можно будет купить удостоверение за деньги. Теперь водительские удостоверения будут получать только через знания, труд и добросовестность. Каждый должен добиться этого своими знаниями и неутомимыми усилиями.
Есть группы с нехорошими намерениями, которые преувеличивают вышеперечисленные проблемы, раздувают их, подстрекают людей и надеются, что во время выборов что-то произойдет.
Что это за группы. Среди них те, кто был ранее задержан по крупным коррупционным делам и по решению суда передал крупные суммы или объекты в государственный бюджет; те, чьи теневые схемы мы разрушили, и кто потерял доходы; те, кто уходит с постов, сердито мстящие лично ради собственной выгоды. Иными словами — люди, обиженные ради личной выгоды.
Недавно мы приняли одного из таких лиц вместе с Камчыбеком Кыдыршаевичем и прямо ему сказали: «Алмазбек Атамбаев не просто так назвал вас «шакал» и «кузгун».
Мы сказали:
живите спокойно, воспитывай внуков и сиди дома. Он все еще не исправился.
Они через блогеров издают снова старые проблемы про дома, которые построили мошенники вроде «KG групп», «Ихсан» и пытаются выставить их как некачественные.
Мы постепенно полностью завершим эти дома: легализуем, подключаем к электроэнергии. Для решения оставшихся проблемных домов нужно время. Все будет завершено. Поэтому не надейтесь на хаос. Переворотов не будет.
Во-первых, мы не дадим повода для переворота.
Во-вторых, прежнего слабого государства уже нет. Государство теперь сильное.
Во-третьих, народ уже хорошо знает, кого нужно поддерживать и кто должен находиться у власти.
Отныне перевороты вы будете видеть только во сне. Мародерство, грабеж, жадное стремление к наживе и попытки, как прежде, ухватить должность и разбогатеть после переворота - всё это пусть остается лишь в ваших снах.
Источник фото: Из открытых источников


