НПЗ в Кара-Балте: Будет Джунда - будут деньги?
Бишкек. 10 июля. КирТАГ- О том, что госказна трещит по швам знают даже дети. И то, что изменить ситуацию к лучшему могут только иностранные вливания, тоже ни для кого не секрет. Попробуем разобраться, как на сегодняшний день обстоят дела на ближайшем к столице инвестобъекте - нефтеперерабатывающем заводе «Джунда», ведь именно его называют стратегически важным для Кыргызстана.
Напомним, что экологическая составляющая была основной в спорах при обсуждении проекта.
«В мире нет производств, которые безопасны на все 100%. Но, благодаря нашим технологиям и специальным установкам, мы максимально минимизируем выбросы. За счет глубокой переработки нефтепродуктов - до 95%. Заводов подобных Джунде, у нас в Китае более 100. И для нас неважно большой завод или маленький, безопасность - наше кредо», - заверял инженер Синьдзяньского химико-промышленного проектного института, начальник отдела экологии Джан Юнь.
Китайцы гарантируют проведение постоянного мониторинга и полную прозрачность действий.
«На случай ЧП у нас есть огромный бассейн вместимостью 12 тысяч кубов для сброса аварийных вод. Этого бассейна вполне достаточно, чтобы собрать всю воду с производства. На территории завода будут постоянно дежурить 11 пожарных расчетов. Многие путают нефтеперерабатывающее производство с нефтехимическим - это совершенно разные производства»,- отметил инженер-эколог.
Завод нужно запустить как можно скорее, с этим согласен начальник Северного межрегионального управления МЭ КР Зайнидин Жумалиев: «Нужно сделать все для того, чтобы «Джунда» заработала в полную силу как можно скорее. НПЗ повлияет на макроэкономические показатели республики, промышленный показатель поднимется на 7-8%. Завод будет приносить в казну страны около 20 млрд сомов, а это половина от доходов Кумтора. А для города Кара-Балта это очень хорошая возможность развиваться - новые рабочие места, новые дома и дороги. Ожидается более 600 новых рабочих мест. Также будут решаться вопросы развития местной инфраструктуры: появятся новые станции и другие объекты».
Но как оказалось, не все так гладко на стратегически важном для страны и нашего региона объекте.
«Правительства КР, проектировщики, подрядчики совместно с китайскими специалистами все вместе строят НПЗ. В нашей стране элементарно нет специалистов, которые разбираются в таких технологиях. Нет вузов, которые готовили бы спецов, остались единицы, которые еще в советское время окончили институт нефти и газа в Москве. Но и это еще не все проблемы: есть нерешенные вопросы и в сроках экспертиз, т.к. там тоже нет разбирающихся в этом вопросе экспертов. Да и вообще наше национальное законодательство отстало от международного в части экологии», - считает представитель НПЗ «Джунда» Шатман Борбоев.
Основные спорные вопросы вокруг завода касались размеров санитарно-защитной зоны. И проблема разрешилась определением СЗЗ в радиусе 500 метров от границы склада исходного сырья и готовой продукции, здесь не должно быть ни жилых помещений, ни пищевых производств. СЗЗ для самого завода - тысяча метров от источника выбросов.
Столичные экологи уверенно заявляют: «Джунда» безопасна для карабалтинцев.
«Я как эксперт могу смело заявить: нефтехранилище это промежуточное хранение сырой нефти до ее превращения в готовый продукт. Там значительных выбросов не будет. Более того представители завода планируют использовать технологию «плавающих крышек», с ее помощью выбросы от хранения нефтепродуктов будут минимизированы, все будет в рамках санитарных норм. Угрозу здоровью населения несет не нефтеперерабатывающий завод, а всем нам привычный автотранспорт. По некоторым данным, предельно допустимые концентрации по показателям загрязняющих веществ, которые выделяются от использования ГСМ, бензина, дизеля у нас в столице в несколько десятков, раз превышает норму», - говорит эколог компании «Экоаудит» Мирбек Ильязов.
Но карабалтинцы все равно переживают за экологию своего региона. Ведь на территории города работают 34 предприятия, из них 22 - промышленных. Представьте себе, что каждое из них вносит свою лепту в загрязнение окружающей среды.
И все-таки давайте попробуем разобраться в вопросе: опасна ли «Джунда» для здоровья населения города Кара-Балта и сравним это предприятие с хвостохранилищами города: что вреднее?
А для этого надо просто вспомнить, что с советских времен Кара-Балта была особым, «почтовым ящиком» России. Здесь и работа всегда была, и льготы, и зарплаты были едва ли не самыми высокими по стране. Великий и могучий СССР распался, оставив в наследство молодому государству 92 хвостохранилища и горных отвала с радиоактивными и токсичными отходами.
Большая часть отходов уранодобычи была сосредоточена на хвостохранилищах Кара-Балтинского горнорудного комбината. Уран в Кыргызстане добывали в течение почти 20 лет. О проблемах урановых хвостохранилищ впервые заговорили в эпоху гласности и перестройки. А закричать о них пришлось уже после развала Советского Союза.
В последующие 10 лет урановые хвостохранилища оставались практически бесхозными. В этой связи в обществе появилась серьезная тревога, касающаяся не столько даже экологии, сколько здравоохранения. С развалом советской ядерной отрасли эти захоронения были переданы в ведение «Кыргызалтына». Но «Кыргызалтын» не сдвинул дело с мертвой точки. Урановые могильники «висели» на производственниках, как гири на ногах, которые невозможно сбросить и с которыми невозможно быстро шагать.
Несколько лет в «Кыргызалтыне» делали вид, что никаких «гирь» нет. Урановые хвостохранилища в середине 90-х «Кыргызалтын» передал Кара-Балтинскому горнорудному комбинату. Администрация КГРК попыталась заняться опасными захоронениями всерьез.
Мэр города Кара-Балта Данияр Шабданов в одном из интервью сказал, что «на сегодняшний день хвостохранилища находятся в удовлетворительном состоянии, но оставляют желать лучшего».
Представители же неправительственного сектора твердо уверены в том, что, Кыргызстан вновь станет свалкой урановых радиоактивных отходов, как это было при Советском союзе. Один только Кара-Балтинский горнорудный комбинат перерабатывал радиоактивное сырье для нужд обороны и энергетики Советского Союза, за эти годы выпустил свыше 60 тыс. тонн урана и 15 тыс. тонн молибдена. Возобновление на комбинате переработки урана также будет загрязнять окружающую среду. По данным экспертов, Кара-Балтинские хвостохранилища - самые крупные в стране. Объем заскладированных радиоактивных отходов составляет свыше 39 миллионов кубических метров.
По существу создалась аварийная ситуация: границы г. Кара-Балта с многотысячным населением вплотную подошли к санитарно-защитной зоне хвостохранилищ, вследствие чего создалась опасность, когда ветровая эрозия мелкой хвостовой фракции угрожает жилым массивам г. Кара-Балты, происходит инфильтрация радионуклидов, загрязняющих подземные воды.
В мае 2012 года независимый эксперт по мониторингу окружающей среды Константин Карпачёв сравнил радиационный фон столицы и Кара-Балты. По его данным, в Бишкеке радиационный фон составляет 18-22 мкР/час, в южной части города он достигает 30 мкР/час. На Карабалтинском хвостохранилище радиоактивных отходов, по его мнению, радиационный фон достигает 2000 мкР/час.
Так что одно можно сказать точно: угроза здоровью людей все-таки существует. Не соблюдение элементарных правил безопасности приводит к поражению радионуклидами и токсинами, из-за чего наблюдается рост онкологических заболеваний, случаев женского и мужского бесплодия. Врачи-онкологи говорят, что каждый второй больной - родом из Кара-Балты.
А вот теперь «Джунда» на нашу голову.
Хотя ничего нового в строительстве предприятий, расположенных недалеко от жилмассивов, нет. В советское время рядом с жилыми многоэтажками возводились заводы и фабрики. Никому и в голову не приходило митинговать. В Вене в самом центре спокойно функционирует мусороперерабатывающая фабрика.
Проблема в том, как воспринимать инвестора. Народ, конечно же, хозяин своих недр, но хороший хозяин использует свои возможности и возможности своей земли по максимуму: все, что есть у государства, должно работать на людей, приносить средства и имидж.
В случае с «Джундой» можно сказать одно: завод однозначно нужен и городу, и области, и стране. Это рабочие места и налоги.
А вопрос соблюдения экологических норм целиком и полностью должен лежать на плечах губернатора, органов МСУ. Именно местная власть должна контролировать работу завода и следить за тем, чтобы инвестор выполнял свои обязательства: социальные и экологические. И та же местная власть должна проводить разъяснительную работу среди населения.