Есть ли будущее у Болонской системы образования в Кыргызстане?

Дата: 13:16, 21-06-2022.

Бишкек. 21 июня. КирТАГ - В Бишкеке прошла экспертная дискуссия на тему: «От Болонской системы образования к евразийской: вопросы и перспективы развития». В мероприятии приняли участие депутаты Жогорку Кенеша КР, представители Министерства образования и науки КР и посольства России в Кыргызстане, ректоры отечественных вузов, эксперты по вопросам образования, политологи и журналисты. В ходе дискуссии, нацеленной на обсуждение вопросов сотрудничества стран ЕАЭС в сфере образования – в свете отказа России от Болонской системы, было рассмотрено три ключевых вопроса:

- Есть ли будущее у Болонской системы в странах ЕАЭС?

 - Последуют ли изменения в образовательной программе КРСУ, а также других вузов КР, имеющих партнерские программы сотрудничества с российскими высшими учебными заведениями?

- Должен ли проект Евразийского сетевого университета стать заменой Болонской системы образования?


По мнению депутата ЖК КР Адахана Мадумарова вопросами реализации Болонской системы в России занималась Высшая школа экономики. Для нее приоритетом была экономическая прибыль, хотя сама ВШЭ мало что представляла, например, в области здравоохранения. Вслед за РФ к этому процессу присоединился и Кыргызстан.

«В советское время продолжали обучение в высших учебных заведениях 10-12% выпускников средних школ. В нынешних реалиях эта цифра составляет 85%. Но это – самообман. Это коммерция. В результате мы получаем специалистов, которые не знают элементарных вещей. Я абсолютно уверен, что мы должны вернуться к советской системе образования. Я предложил профильному министерству разработать кодекс образования Кыргызстана, состоящий из 4-разделов: дошкольного и школьного образования, высшего образования и науки. Мы должны смотреть на этот блок комплексно. Фрагментарное образование разрушило цельность образовательной политики в нашем государстве», - сообщил Мадумаров.

Депутат ЖК КР Исхак Масалиев в свою очередь добавил, что попытки десоветизации привели к тому, что мы начали выкидывать даже положительный опыт, накопленный за 73 года. Хотя, по его мнению, можно было убрать идеологическую составляющую, но саму систему образования не стоило трогать. Так как до сих пор врачи, получившие знания в советское время, пользуются спросом во всем мире.

«Слепое копирование чужого опыта приводит к ошибкам, которые мы не можем очень долго исправить. Далеко за примерами ходить не нужно: очень много вузов, которые печатают дипломы, но при беседе с их выпускниками, выясняется, что их уровень образования очень низкий. В нашей стране сегодня десятки тысяч юристов, но 90% из них не смогут работать по специальности. Сейчас в сфере обслуживания заняты тысячи граждан с высшим образованием. Не нужно стесняться получать среднее специальное образование. Наука у нас вообще в забытье. Если раньше от Академии наук требовались фундаментальные изыскания, которые приведут к подвижкам в той или иной сфере, сегодня – чтобы зваться академиком в нашей стране – достаточно написать несколько десятков книг общего плана», прокомментировал Масалиев.

Напомним, Кыргызская Республика официально о вступлении в Болонский процесс не заявляла. Известно, что к указанной системе присоединились 11 вузов, что было связано с продвижением их собственных программ.

Как пояснила представитель Министерства образования и науки КР Сусар Алымбекова, порядка 10 лет назад мы приняли элементы Болонской системы, хотя официально к процессу не примыкали. На данный момент в Кыргызстане насчитывается 78 вузов – 33 государственных и 45 частных. В год выпускается около 40 тысяч выпускников.

«Соглашения о взаимном признании дипломов у нас есть со странами СНГ, а также с КНР. Со странами-участницами ЕАЭС соглашение подписано, но еще не ратифицировано», сообщила Алымбекова.

Ректор Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына Канат Садыков,  рассказал, что если существует европейское пространство и Болонский процесс, то может существовать и евразийское образовательное пространство. Оно может быть сформировано по примеру проектов СНГ или ШОС.

«В конце мая на одной из площадок Евразийского экономического форума была озвучена мысль, что раз есть экономическое сотрудничество, пора задуматься о подготовке кадров, создав Евразийский сетевой университет. Формат пока находится в процессе обсуждения. Подобная инициатива была высказана и в рамках Второго форума ректоров РФ и КР, прошедшего в начале июня в Екатеринбурге. Приводились в качестве примеров консорциумы. Звучала мысль, что вместо того, чтобы создавать филиалы, к примеру, экономических вузов России в Бишкеке, лучше объединиться и готовить специалистов по общим стандартам. Одним из главных документов, подписанных по итогам этого форума, стал Меморандум о создании Ассоциации университетов Кыргызстана и России. Нам не нужно закрываться от процессов вокруг нас, необходимо их анализировать. Выход РФ из Болонской системы не будет иметь для нас отрицательное или губительное последствие. У нас много наработок на евразийском пространстве. Если мы будем их расширять, мы от интеграции сможем только выиграть», считает Садыков.

О том, что из себя представляет Болонский процесс и его предназначении, рассказала доктор педагогических наук, профессор, экс-министр образования и науки КР Ишенгуль Болджурова. По ее словам, Болонский процесс – это не только реформы, но и стыковка существующих систем образования в европейских странах для формирования общего экономического и политического пространства. Цель этого процесса, отметила она, не касается Кыргызстана, так как она состояла в том, чтобы молодежь Европейского союза могла создать европейское мультикультурное пространство.

«Во многих наших вузах остался специалитет, и это неплохо. Когда вопрос обсуждался с ректорами стран СНГ, ректор МГУ Виктор Садовничий предупреждал, что переход на Болонскую систему требует по 2-3 тысячи долларов на каждого студента. Но и отрицать Болонский процесс не стоит. По нашим подсчетам, три тысячи наших детей обучаются в европейских вузах, есть отдельные достижения в науке. Республика должна пройти этап поиска подходящей системы, при этом перспективы развития евразийского образовательного пространства реальны», - говорит Болджурова.

Источник фото: Фото из открытых источников

Поделиться новостью: