КирТАГ
Кыргызское телеграфное
агентство

Бишкек, 2:23 | 03 сентября

Эркин Чечейбаев: «Минздраву не хватает рычагов, чтобы работать эффективнее»

Дата: 18:17, 02-09-2025.

Бишкек. 2 сентября. КирТАГ — Предложено создать региональные управления Министерства здравоохранения КР, пишет «Слово Кыргызстанан».
— Наше министерство со штатом в 100 человек захлёбывается в рутине жалоб пациентов, а ведь главная его задача — заниматься стратегическим планированием работы системы медучреждений, — поделился с журналистами министр здравоохранения КР Эркин Чечейбаев после прошедшего накануне в «Ынтымак Ордо» IV заседания специальной межведомственной комиссии по повышению эффективности и дебюрократизации системы госслужбы.
Он проинформировал масс-медиа о проекте расширения структуры ведомства:
— Мы не можем говорить, что это уже принятое решение, сейчас оно находится на рассмотрении в администрации Президента. Э. Чечейбаев добавил, что Минздрав представляет собой единственное в стране министерство, которое не имеет своих региональных подразделений.
— Когда-то, лет 15 назад, упразднились областные управления, которые отвечали за координацию работы медучреждений в каждой области, — продолжил Э. Чечейбаев. — Это была вынужденная мера, поскольку в то время недоставало бюджетных средств, чтобы содержать такие структуры. И если, например, в каждом министерстве есть подразделения в областях и даже в районах, как, например, районо у Минобразования, то у нас нет таких рычагов, которые позволяли бы нам эффективнее решать возложенные на нас задачи.
Главнейшая из них — подготавливать нормативно-правовые документы, определяющие политику кыргызстанской системы здравоохранения. Давно назревшая необходимость реформирования отрасли требует расширения структуры ведомства.
По словам министра, большие реформы в системе здравоохранения уже начались, и намечаются более радикальные преобразования, преследующие цель повышения качества медицинской помощи.
— Для этого мы оптимизируем систему. Каким образом? У нас есть Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), но в прошлом году часть бюджетных денег из него была передана Министерству здравоохранения. Так нарушился принцип единого плательщика. А ведь есть соответствующий закон, предполагающий существование лишь одной госструктуры, которая была бы «покупателем» медицинских услуг. Их поставщиками являются Минздрав и медучреждения. Уже год как средства из госбюджета наше ведомство администрировало, и теперь мы передаём их обратно, фонду, чтобы он снова стал полноценным единым плательщиком, — отметил он.
— В то же время ФОМС теперь будет отвечать за качество предоставляемых услуг. То есть предлагается реформа, суть которой будет состоять в воссоздании функции единого плательщика, который бы не просто оплачивал лечение в стационаре по соответствующему принятому нормативу, но и был бы главным контролёром качества таких услуг. Такие контролирующие органы сейчас есть у территориальных управлений фонда. В то же время в Минздрав идут потоки жалоб от пациентов, в результате мы вынуждены отправлять свои комиссии, привлекать внештатных экспертов. Наш аналитический центр должен заниматься главным образом стратегическим планированием, а контролировать реализацию намеченных планов смогли бы областные управления нашего ведомства.
Как пояснил Э. Чечейбаев, суть предлагаемых реформ состоит также в избавлении от двойной финансовой отчётности.
— При нынешнем положении дел один отчёт сдают в ФОМС и точно такой же — в Минздрав. Таким образом, бюрократические процедуры можно сократить вдвое, — заключил он.
Министр подытожил, что с появлением региональных управлений Минздрав сможет оптимизировать работу системы медучреждений и сконцентрировать усилия на своей главной задаче — формировать стратегию развития отрасли.
Мнение эксперта
Специалист по доказательной медицине Министерства здравоохранения, член Медицинского профсоюза КР Бермет Барыктабасова:
— Это актуальный вопрос. Правильно министр поднимает давно наболевшую проблему. Областная координация и управление здравоохранением — продолжение внедрения государственной политики в области охраны здоровья граждан в регионах, где министерство является уполномоченным, ответственным и центральным госорганом.
Удивительно, что у всех ведомств есть филиалы, а у Минздрава — нет. Почему так сложилось? Ответ всегда был один — денег нет. Почему денег нет на областные службы — неизвестно. На самом деле «филиалы» есть, и работают они давно, но оплату за работу областным координаторам или главным специалистам по направлениям убрали. Люди работают бесплатно. Однако это время, ответственность, труд — дополнительно к своим обязанностям руководителей здравоохранения. Полномочия и функции у областных координаторов чётко не определены, а работы много.
Неопредёленность в оплате и слабость контроля за деятельностью областных координаторов привели не только к бесплатному труду, но и к высоким коррупционным рискам. Коррупционные проявления возникают при распределении ресурсов, например, покупке и распределении медоборудования (брались откаты с организаций здравоохранения), получении грантов и проектов, проведении несогласованных «реформ», отборе кандидатов для поездок за рубеж. При этом во многих областях сложилась несовершенная «кадровая политика», когда взятки при назначении на должности, манипулирование должностями привели к оттоку и вымыванию профессиональных кадров, потере квалифицированных специалистов, молодые кадры стремительно покидают страну. Это происходит, кстати, наряду с наличием филиалов ФОМС в регионах, медико-информационных отделов статистики в областных центрах, где вся медицинская учётно-отчётная информация стекает и конгломерируется в ЦЭЗ МЗ.
Консолидации и унифицированной работы сектора в регионах не происходит в должной мере. Автоматизация и цифровизация данных могли бы разрешить многие проблемы коммуникаций и пробелов в системе информационных и финансовых потоков.
С другой стороны, облздравы должны тесно работать с местными властями: местными кенешами, МСУ, мэриями. Этот вопрос тоже имеет две стороны медали.
С одной стороны, местные власти несут ответственность за состояние здравоохранения: они обязаны работать над повышением качества медицинских услуг и улучшением показателей здоровья на региональном и районном уровнях, а также заниматься устранением дефицита кадров.
В каждом областном центре есть мультисекторальные комитеты здоровья при МСУ/мэриях, обязанные решать вопросы здравоохранения на местном уровне. Есть местные стратегии охраны здоровья и обязательства местных властей по здравоохранению и выделенные средства для этого.
С другой стороны, есть случаи, когда отдельные представители местных органов власти и управленческих структур используют ресурсы медицинских организаций преимущественно в административных целях. При этом принимаемые ими решения не всегда согласуются с позицией Министерства здравоохранения и могут приводить к неэффективному использованию ресурсов системы.
Как внутри областных служб, так и во взаимоотношениях с местными властями возникают двоевластие, троевластие, что снижает эффективность работы как областных структур здравоохранения, так и Министерства здравоохранения, ФОМС. Наличие официальных подконтрольных, подотчётных областных структур здравоохранения в регионах с чёткими функциями и полномочиями, целями и задачами могло бы внести серьёзный вклад в совершенствование работы сектора, координацию, управление ресурсами и улучшение показателей здоровья в регионах.

Источник фото: Из открытых источников

Поделиться новостью: