Как проходит исследование на выявление свинца в крови детей
Бишкек. 27 ноября. КирТАГ— Как проходит исследование на выявление свинца в крови детей.
С октября в Кыргызстане разворачивается масштабное исследование, направленное на выявление свинца в крови детей от года до шести лет. В Республиканском центре укрепления здоровья рассказали, как оно проводится.
По информации РЦУЗ, работа ведется во всех регионах страны и уже охватила сотни семей.
Исследование, как напомнили в центре, проводится в несколько этапов. В нем задействованы специалисты сразу нескольких организаций.
Национальный институт общественного здоровья (НИОЗ) взял на себя задачу - забор крови у детей и ее анализ на содержание свинца.
Группа исследователей источников свинцового загрязнения в домохозяйствах, под координацией Департамента профилактики заболеваний и госсанэпиднадзора, замеряет уровень свинца в окружающей среде тех детей, у которых ранее анализ крови выявил опасное содержание тяжелого металла. Замеры осуществляются в домах, посуде, мебели, почве, чтобы определить источник отравления.
Представители Республиканского центра укрепления здоровья вместе с местными специалистами кабинетов укрепления здоровья (КУЗ) проводят информирование семей. Они объясняют, почему свинец так опасен, как можно избежать его воздействия и что каждый родитель может сделать уже сейчас.
Сообщается, что работа исследовательских групп уже завершена в нескольких районах Чуйской, Таласской, Ошской, Баткенской, Нарынской областях, городах Бишкеке и Оше. Всего, напомним, исследование охватывает 21 населенный пункт во всех регионах страны и порядка 1 200 детей.
В Кыргызстане началась подготовка к проведению масштабного исследования уровня свинца в крови у детей в возрасте от года до шести лет. Проблема свинца в республике недостаточно изучена. Это первое подобное исследование в нашей стране. Подробнее об этом рассказал программный менеджер ОО "ЭКОИС-Бишкек" Индира Жакипова и заведующая отделом профилактики неинфекционных заболеваний РЦУЗ Аида Султангазиева.
Что за проект?
Проводится исследование в рамках проекта "Снижение риска отравления свинцом детей". Оно стало возможным благодаря трехстороннему меморандуму между Министерством здравоохранения КР, проектом Pure Earth и общественным объединением "ЭКОИС-Бишкек".
Индира Жакипова:
- Это глобальный проект. Там пять стран-участниц: Перу, Индонезия, Индия, Колумбия и Кыргызстан. Донором является фармацевтическая компания "Такеда", у которой есть фонд социально-корпоративной ответственности, в рамках которого реализуются такие проекты. Это актуально. Эта тема сейчас активно продвигается ВОЗ. В рамках этого проекта задача стоит исследовать всю страну и выяснить, что же является основным источником загрязнения для Кыргызстана. Например, в Грузии, где проводили такое исследование и выявили высокие концентрации свинца в крови у детей, выяснили, что источником свинца являются специи. Мы проводили микроисследование, брали их на разных рынках, и результаты показали, что наши специи - чистые.
Но в Кыргызстане есть и много других источников загрязнения, например, краски. Почему они опасны? Потому что, когда краска подсыхает и начинает сыпаться, вот с этой пылью свинец и добирается до нашего организма. Почему мы тревогу бьем? Дешевые краски, в которых высокое содержание свинца, используются в детских государственных учреждениях. Наше микроисследование показывает, что в дешевых красках значительно выше концентрация свинца, а в дорогих - нет. Для того чтобы придать краске яркость, блеск, используется свинец.
Что еще показало микроисследование?
Индира Жакипова:
- Микроисследование показало, что [наличие свинца в дешевой краске] характерно, но как это проявится в масштабах страны, мы пока не знаем. Мы проверяли и посуду, металлическую, алюминиевую, пластиковую, керамическую. В алюминиевой посуде не критичное, но превышение есть. К чему я не была готова, так это к тому, что в керамической посуде, которой у нас сейчас много на рынке, такой красивой, яркой, глазированной, очень высокие концентрации свинца. Причем эта посуда недешевая и такая не очень экологичная.
Мы смотрели косметику. В основном она, так скажем, чистая, концентрация не очень высокая. Но есть та, что совсем дешевая, и там тоже есть свинец. Это подводки, помады, тональные кремы. Только в нескольких игрушках были обнаружены превышения концентрации, в основном они были чистыми. А специи и крупы оказались все чистыми. Поэтому мы готовимся к этому большому исследованию.
Где еще может содержаться свинец?
Аида Султангазиева:
- Почти в каждом доме можно найти свинцово-кислотные аккумуляторы машин. Старые водопроводные трубы производили из свинца, грузила для удочек. Батарейки от часов, телефонов могут содержать свинец и так далее.
Чем чревата высокая концентрация свинца в крови?
По данным исследователей, у каждого третьего ребенка в мире в крови содержится такое количество свинца, которое может нанести необратимый неврологический, когнитивный и физический вред.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к вредному воздействию свинца, поскольку их нервная система находится в стадии формирования.
Аида Султангазиева:
- Высокая концентрация металла может привести к таким последствиям, как неврологические нарушения. У детей отмечается анемия, причем с дефицитом железа и кальция.
Почему выбран возраст от года до шести лет?
Индира Жакипова:
- Токсичные тяжелые металлы с пылью могут подниматься где-то до метра в высоту. И дети, которые ползают, которые в силу роста находятся на этом уровне, как раз в зоне риска. Это не значит, что взрослые люди не подвержены, подвержены, но менее. Путь доступа в организм у детей более масштабный и концентрированный, поэтому дети более уязвимы по сравнению со взрослыми.
Аида Султангазиева:
- В этом возрасте дети находятся ближе к земле. Свинец накапливается в организме. Отравление этим металлом можно определить у ребенка только спустя несколько лет, после того как он пойдет в школу. У ребенка начнут проявляться коммуникативные проблемы, проблемы с усвоением школьного материала, будут отмечаться слабость, вялость. У таких детей плохая память, они отвлекаются. Некоторые дети могут быть гиперактивными. Поэтому этот возраст важен.
Каких детей обследуют?
Индира Жакипова:
- Мы планируем обследовать где-то 1 040 детей в возрасте от года до шести лет на концентрацию свинца в крови. Выборка случайная. То есть фактически это абсолютно все регионы. И высокогорье, и долины, и Иссык-Куль, средние равнины и так далее. Выборка будет репрезентативная.
Каким образом определят уровень свинца в крови у детей?
Аида Султангазиева:
- Существует быстрый и достоверный микротест. Для этого необходимо взять у ребенка кровь из пальчика и погрузить в специальное оборудование. Одной капли достаточно, чтобы в течение трех минут получить результат. Процесс безопасный и безболезненный, кровь будут брать специальными детскими скарификаторами.
Индира Жакипова:
- Экспресс-анализатор крови - это здорово, но нужна верификация. Потому что серьезные исследования должны быть верифицированы анализами в лабораторных условиях. Поэтому запланировано, что какая-то контрольная часть детей с высоким содержанием свинца в крови поедут в лаборатории, где будут брать венозную кровь.
В рамках нашего проекта мы сделали анализ потенциала всех лабораторий, вообще лабораторного потенциала Кыргызстана на анализ свинца в биоматериалах - моче, крови, волосах, ногтях. Я вам ответственно заявляю: на данный момент ни одна лаборатория какого-либо госоргана не аккредитована и не может обследовать биоматериалы на свинец. В окружающей среде делают - в воде, почве, продуктах, игрушках, красках. Не закрыт вопрос анализа биологических материалов. Такие услуги, если необходим анализ, предоставляют частные лаборатории, но у них нет своего оборудования, они отправляют материал в Москву (Россия).
Естественно, это дорого, около 3 тыс. сомов. В Aqualab пошли нам навстречу и в рамках корпоративно-социальной ответственности будут делать анализ за тысячу сомов. То есть только то, что они должны в Москву заплатить, остается. Мы планируем отправить около 45-55 проб венозной крови на верификацию. У Aqualab в регионах есть лаборатории - в небольших городах и районных центрах. То есть родителю этого ребенка мы оплатим дорогу, он привезет его в ближайший филиал лаборатории. Скорее всего, они будут заинтересованы. В Aqualab анализы отберут, и уже их задача - организованно доставить их в Москву.
Анализы показали высокую концентрацию. Что дальше?
Индира Жакипова:
- Если у ребенка выявляются высокие концентрации, то в зависимости от уровня рисков (есть своя градация), предлагаются решения (консультации, в особо тяжелых случаях - лечение).
Вообще надо сразу сказать, что ПДК для свинца в крови в организме человека нет. Любая концентрация свинца для организма - это вредно. ВОЗ говорит, что минимальный порог - это 3,3, потому что этот уровень может обнаружить экспресс-тест. Но! Пугаться не надо ни в коем случае. Свинец выводится из организма. Он токсичен, опасен, когда он в высоких концентрациях, необходимо лечение, но он выводится при некоторых условиях - это гигиена, питание, режим.
И самое главное - первая и самая важная задача - исключить источник заражения. Как только вы его убираете и в организм свинец перестает поступать, а вы правильно руки моете, гигиену соблюдаете, питаетесь правильно, всё, он постепенно уйдет из вашего организма. Это не что-то такое, что к вам попало и вас убьет.
Задача - вовремя обнаружить высокие концентрации у ребенка, выяснить, что является источником этого загрязнения, исключить этот источник, выправить ситуацию с ребенком, научить маму, как правильно с таким ребенком обращаться. И ситуация может решиться.
Максимальная концентрация, которую может обнаружить аппарат, - это 45 миллиграммов на децилитр. Дальше он просто пищит, кричит, что этому ребенку надо помочь. И там уже необходима хелатотерапия.
Врачи умеют лечить отравление свинцом?
Индира Жакипова:
- В Кыргызстане утвержденных Минздравом стандартных операционных процедур в отношении именно свинца нет. Я думаю, они тоже будут разработаны. Но в любом случае, когда мы проконсультировались со специалистами Национального центра охраны материнства и детства, они определили, что они могут сделать, чтобы помочь этому ребенку, и посчитали, в какую сумму в среднем обойдется госпитализация.
То есть наши врачи могут это лечить, их квалификации хватает, чтобы провести хелатотерапию. Необходимые препараты, в принципе, в наших аптеках есть. Ребенка спасти и помочь ему можно. Другой вопрос - надо выявить и устранить источник. То есть вылечить ребенка и опять в эту среду привести - это деньги на ветер.
Что еще планируется делать в рамках исследования?
Помимо оценки распространения свинца среди детей, планируется провести информационно-образовательную кампанию, охватывающую родителей и медицинских работников, с целью повысить осведомленность о проблеме отравления свинцом и его последствиях. Кроме того, эксперты оценят окружающую среду на наличие источников загрязнения свинцом, как природного, так и антропогенного происхождения.
Индира Жакипова:
- Мы соблюли все наше законодательство, разработали протокол, четко прописали, что будем делать, с кем и как, что с этими данными планируем делать и так далее. Прошли через этический комитет, экспертизу. И самое главное, что это все будет делаться под патронажем Министерства здравоохранения.
Национальный институт общественного здоровья проводит само исследование, Департамент санитарно-эпидемиологического надзора проводит исследование хозяйств, чтобы выявить источники. Мы им закупили все необходимое оборудование. Есть методология, как проводить эти исследования, как отбирать почвы.
У 20% детей с высоким содержанием свинца в крови будут исследованы домохозяйства. Команда НИОЗ будет определять, к какому ребенку нужно съездить.
Там тоже своя методика, определенные критерии. Вторая команда под патронажем ДПГСЭН с их специалистами по своей методике будет исследовать домохозяйство. То есть спальня, кухня, где ребенок играет, где ребенок живет, двор, огород, что ест. Опять же посуда, игрушки, краски, стены, пыль, почва. И выявляет, что является источником, потому что следующая задача - исключить это загрязнение. Это вот логика всего процесса этого исследования.
На основе этого исследования можно сделать выводы, увидеть уже реальную ситуацию, понять, есть ли такая проблема в Кыргызстане. И, конечно, все эти мероприятия сопровождаются информационной кампанией.
Медиков тоже будут обучать?
Индира Жакипова:
- Мы провели фокус-группы с медицинским персоналом - это педиатры, токсикологи, медсестры. Выяснилось, что теорию они знают, но у них на практике не возникают подозрения, что у ребенка может быть отравление свинцом при схожих симптомах. Это говорит о том, что с ними должна быть проведена отдельная работа. Надо им объяснить, что в современном мире тяжелый металл - это не только ртуть, есть еще свинец, рассказать, какие у него могут быть клинические проявления, как он влияет на организм. Вот это еще одна задача - работа по подготовке медицинских работников.
Свинец опасен и окружает нас всех. Стоит ли населению беспокоиться?
- Действительно, люди уже заинтересовались проблемой и немного встревожились. Потому что мы им сказали "опасно-опасно". А теперь нужно сказать: "Это опасно, но решаемо, это только от вас зависит". Если вы не хотите быть под воздействием свинца, все в ваших руках. Мойте руки, стирайте, чаще убирайте, за детьми смотрите, хорошее питание - и ваш ребенок защищен. Уберите из дома источники загрязнения. Когда люди знают, они уже сами себя защищают.
А вот уже от правительства зависят дальнейшие меры. Допустим, мы выявим, что высокая концентрация свинца в краске, значит, надо сделать так, чтобы она не оказывалась на наших рынках. Власти должны принять меры, защитить детей. То же самое касается любых товаров с высоким содержанием свинца, которые появляются на рынке.
Я еще раз говорю: это абсолютно решаемая проблема. Другой вопрос, что людям надо про это рассказать.
Источник фото: Из открытых источников