Бакыт Абдыкапар: «Топливо для авиабазы «Манас» - это всегда информационная мина»
Бишкек. 18 января. КирТАГ - Непомерно высокая цена апрельской революции и объективная картина реального состояния экономики, очевидная для любого жителя страны, правомерно взрастили у кыргызстанцев обостренное ожидание реальных перемен и, прежде всего, борьбы с чиновничье-деляческим стяжательством. Однако, в действительности все оказалось намного сложней.
История с поставками авиатоплива на американскую авиабазу «Манас» весьма показательна. Если не считать ряда пикантных моментов, связанных с тем, что дельцами с заморской стороны оказались бывшие американские разведчики, все в ней до боли знакомо читателю: оффшоры, расторопные люди, оказавшиеся в нужный момент в нужном месте, фирмы- посредники и, самое главное, заинтересованные власть имущие.
Фигурантами деятельности компании «Mina Corp» в Кыргызстане являются американцы Дуглас Эдельман и Чак Сквайрс (оба отставные офицеры разведки), а также кыргызстанец Эркин Бекболотов.
Дуглас Эйдельман является основателем компаний «Red Star» и «Mina Corp». Совладельцами указанных структур являются Эркин Бекболотов и супруга господина Эдельмана - Дельфин Ле Дейн (Delphine Le Dain). Э. Бекболотов занимает пост генерального менеджера в «Red Star» и «Mina Corp», поставляющих авиатопливо для американских самолетов, летающих в Афганистане и осуществляющих авиаперевозки из Кыргызстана. Исполнительным директором «Mina Corp» недавно назначен некий Денис Григорьев, а Чак Сквайрс – является ее финансовым директором.
Издание www.aolnews.com в статье от 2 ноября 2010 года пишет: «Отдельные конкуренты «Red Star» и «Mina Corp» подозревают, что компаниями управляет ЦРУ».
Необычайно успешная и в то же время чрезмерно засекреченная деятельность «Mina Corp» привлекли внимание политиков и журналистов США. Издание «Вашингтон пост» писала, что к моменту введения американских войск в Афганистан Дуглас Эдельман владел в Бишкеке баром, где делали гамбургеры. Сейчас ставшему известным калифорнийцу 58 лет. Он проживает в Лондоне. За прошедшие восемь лет, по данным британского издания «The Telegraph», Д. Эдельман и Э. Бекболотов получили от Пентагона контракты на сумму около $3 млрд. Отсутствие гласности при определении победителя в тендерах, в которых «Red Star» и «Mina Corp» неизменно оказывались победителями, возмутили даже американских конкурентов Дугласа Эдельмана.
«Компании США должны иметь справедливые возможности снабжать вооруженные силы», - заявил Рон Ашер адвокат конкурирующей фирмы «International Oil Trading Company».
Длительное время поставщики Пентагона вводили в заблуждение российские фирмы, ввозившие ГСМ в Кыргызстан. Издание «Нью-Йорк Таймс» поведало, что согласно докладу конгресса США, на протяжении ряда лет «Mina Corp», как посредник, делала вид, будто огромные объемы авиатоплива предназначаются для использования не в военных целях. Это делалось для ухода от обложения дополнительными пошлинами. Однако, топливо приобреталось для поставки на американскую базу «Манас», а из Кыргызстана доставлялось в Афганистан.
При заключении сделок использовались сфальсифицированные документы. За то, что реактивное топливо, поступающее на «Манас», по документам проходило как потребленное внутри страны, бывшие высокопоставленные лица брали от $50 до $100 долларов.
Восемь лет неафишируемые суммы шли в карманы правящих семей Акаева и Бакиева. По данным лидера партии «Ак-Шумкар» Темира Сариева, только в 2009 году на базу «Манас» завезли 345 тысяч тонн авиакеросина для американских самолетов-топливозаправщиков.
В интервью Deutsche Welle Сариев заявил, что помимо этого, было ввезено около 175 тысяч тонн горючего, которые доставляли из России по железной дороге вагонами и, не разгружая, сразу отправляли через Таджикистан в Афганистан.
«Есть предположение, что для беспрепятственного прохождения этих 175 тысяч тонн тогдашняя власть обеспечивала зеленый коридор. Необходимо было исправлять документы, менять коды происхождения товара. За такие услуги компания платила до $150 за тонну, эти деньги шли семье президента», - сообщил Сариев.
По подсчетам Темира Сариева, благодаря таким схемам семья Бакиева зарабатывала около $50-$60 миллионов в год.
Интересно отметить, что в ходе расследований в конгрессе США, один из главных фигурантов Чак Сквайрс в отношении российской стороны без всякого сожаления цинично сказал: «Мы обвели их. Я давний боец холодной войны и горжусь этим. Мы переигрывали русских и делали это на протяжении четырех - пяти лет».
Впрочем, в прессе есть и мнения о том, что обман со стороны американских и кыргызских бизнесменов был бы невозможен без преднамеренного попустительства заинтересованных чиновников «Газпрома».
Все же расплата наступила. За махинации заморских и доморощенных дельцов пришлось расплачиваться населению Кыргызстана. К началу 2010 года власти России разобрались в нарушениях. С 1 апреля 2010 года российская сторона ввела дополнительную пошлину в размере $200 за тонну ввозимых ГСМ.
О масштабах последствий обмана Темир Сариев сказал: «Кыргызстан в среднем в год закупает 800 тысяч тонн топлива. Умножить на $200 долларов, то есть за год кыргызстанские налогоплательщики из своих карманов в качестве дополнительного налога выплатили $160 миллионов».
Напомним, в начале 2011 года Россия объявила об отмене дополнительной пошлины.
С кыргызским налогоплательщиком все ясно. А как же «Mina Corp»? Согласно официальной базе данных ведомства федеральных закупок США, компания 16 апреля 2010 года из американской казны получила в качестве выплаты, «компенсирующей расходы контрактора по экспортным пошлинам России» $15,4 млн. Вот и весь сказ. За океаном за обман расплатился налогоплательщик – американец, здесь – кыргызстанец.
Расследование конгресса США закончилось ничем. Толком ничего не смогли доказать и кыргызские следственные органы. «Mina Corp» признана невиновной. 4 ноября 2010 года эта компания выиграла очередной тендер на $315 млн. Более того, адвокатам компании удалось договориться с конгрессом о сохранении в тайне сведений о сделках и своем персонале, чтобы «удовлетворять военные потребности США в нестабильных регионах мира».
Что изменилось после апрельских событий? Сейчас мало говорится и о противостоянии вокруг авиабазы «Манас» между Москвой и Вашингтоном. Из того, что так называемые пророссийские партии в парламенте Кыргызстана перестали поднимать вопрос о выводе американской авиабазы, эксперты делают вывод о наличии некоей неафишируемой договоренности по этой проблеме между Россией и США.
Поскольку количество «кормушек» сократилось, а деньги нужны, деятельностью «Mina Corp» сразу же заинтересовались высокопоставленные чиновники временного правительства. Они же инициировали следственные действия, чтобы поставками в дальнейшем занимались «свои» - подконтрольные фирмы.
В июле 2010 года в Стамбуле состоялась встреча Э. Бекболотова и Д. Эдельмана сыном президента Кыргызстана Р. Отунбаевой - Атаем Садыбакасовым, которого мать сама когда-то окрестила бизнесменом в сфере туризма. Отсюда пошли утверждения о вовлеченности самой Отунбаевой в эти дела. Однако слухи о том, что прибыльный бизнес перешел к новой власти начал находить отражение в следующей логической цепочке. Официально новые власти Кыргызстана заявляли, что заниматься поставками будет государственное российско-кыргызское СП. Фактически же с нового года авиатопливо американцам начала продавать некая посредническая фирма «Мега-ойл». Как отмечает Елена Авдеева в своей публикации по данному вопросу, к этой фирме причастен сын Отунбаевой и вице-премьер Омурбек Бабанов.
Российское агентство экономической информации «Прайм –ТАСС» 5 октября 2010 года сообщило со ссылкой на осведомленного источника, что первые поставки вновь созданному госпредприятию «Топливозаправочный комплекс «Манас» пошли с использованием посредника, а схему «знающие» люди предложили простую. Заключается контракт между ЗАО «Газпром Нефть Аэро» и кыргызским ОсОО «Мега Ойл» на поставку авиационного топлива на условиях FCA ст. Комбинатской (продажа на станции завода) по цене $670 за одну тонну. В свою очередь ОсОО «Мега Ойл» продает это топливо ГП ТЗК «Манас» уже на условиях DAF ст. Луговой (продажа на границе) по цене $850 за тонну.
В российской грузовой таможенной декларации «Мега Ойл» не фигурирует, что наталкивает на мысль о его предназначении исключительно только как «посредника». Стоимость услуг перевозки по территории РФ и Казахстана составляет $90. А остальные $90 «Мега Ойл» оставило себе.
Спрашивается: почему госпредприятие «Манас» покупает у какой-то «Мега Ойл» топливо по завышенной цене, в то время как новая власть обещала исключить всех посредников?
В упомянутой выше публикации Е. Авдеевой отмечается, что учредителем фирмы «Мега-ойл» является Марат Малатаев. Известно, что он в акаевские времена был послом в Малайзии и по работе в МИДе должен быть знаком с Розой Отунбаевой. В бакиевскую «эпоху» Малатаев перешел в бизнес и стал заместителем директора «Газпром нефть Азия» – дочерней компании российского Газпрома в Кыргызстане.
До настоящего времени ни одна персона, упомянутая в этой информационной МИНЕ, не высказалась по поводу многочисленных публикаций прессы по этой щекотливой теме. Однако, ясно одно – ни «Mina Corp», ни высокопоставленным чиновникам Кыргызстана в бурлящей политической жизни не удастся уйти из-под прицела критически настроенной общественности и журналистского сообщества Кыргызстана.