КирТАГ
Кыргызское телеграфное
агентство

Бишкек, 14:19 | 08 мая

Политический портрет Розы Отунбаевой: неоднозначный деятель противоречивого времени

Дата: 17:09, 16-11-2011.

Бишкек. 16 ноября. КирТАГ – Бакыт Абдыкапар. Возможно, сама не придавая тому значения, Роза Отунбаева снялась для своей вчерашней записи (от 15 ноября - КирТАГ) в видеоблоге на символичном фоне: позади как знак ухода с поста президента - белая дверь, а слева висит пестрый как кыргызская политика туштук (настенная вышивка). Сама же героиня мягко и интеллигентно говорит о самой больной и оставшейся нерешенной проблеме своего  недолгого правления – толерантности в стране, пережившей пламя революции и резню межнационального противостояния.

Ни историки, ни  политологи Кыргызстана никогда не придут к единому мнению в оценке деятельности Розы Отунбаевой.  Это и неудивительно: даже спустя столетия, наследие бывших руководителей вызывает жаркие споры. Не будет исключением и Отунбаева.

Со всей сложностью и, порой, необъяснимостью своей натуры она воплощает турбулентность постсоветской эпохи. Коммунист, выпускник МГУ, впитавший ценности своего времени, подразумевавшего неспешный рост с соблюдением неписанных, но незыблемых законов партаппарата, на наших глазах стал непредсказуемым революционером. Да еще каким! В отличие от счастливчиков Акаева и Бакиева, получивших власть в силу удачного стечения обстоятельств, Отунбаева сама с болью и боем прокладывала путь на политический Олимп.

Что скрывать, в вознесении Акаева на президентство в период распада СССР решающую роль сыграли титаны того времени Чынгыз Айтматов и председатель КГБ республики Джумабек Асанкулов, коих ученый муж очаровал образованностью и кажущейся предсказуемостью.

Кстати, на кажущуюся мягкость и порядочность Бакиева «купились» и лидеры революции марта 2005 года, в числе которых по иронии судьбы была  сама Роза Отунбаева. Ведь неслучайно появилась анекдотическая версия неожиданного для самого Бакиева восхождения на президентство во время поедания мант.

Повторимся, Роза выстрадала свой путь сама. Трудно припомнить политика, даже мужчину, который бы столько времени провел на революционной улице среди простых и порой презираемых чистоплюями нечасто моющихся в душевой селян и безработных. Она своими ногами и глазами познала, где находится Кара-Кульджа, а где Баткен и Нарын.

Никто  из нынешних гламурных лидеров политпартий не пережил взрыв подкинутой в квартиру гранаты, и не сломался, не стал искать убежища на райском Западе. Здесь, на грешной кыргызской земле, Отунбаева делала имя и влияла на историю маленького, но неспокойного народа.

За простым лицом несколько неуклюжей и невысокой кыргызки в очках оппоненты, да и некоторые однопартийцы, не разглядели стали  в характере и жестоко за это поплатились. Мягкотелости и непоследовательности она не прощала даже единомышленникам.

Вот что, согласно ставшего достоянием публики WikiLeaks, писало в своей шифровке в Вашингтон от 1 октября 2009 года, в самый «расцвет» правления Бакиева, посольство США: «Отунбаева описала оппозиционное движение как сломанное, безденежное, павшее духом, со многими своими лидерами в тюрьме и имеющими серьезные проблемы с правосудием. Лидер партии «зеленых» Эркин Булекбаев в тюрьме с апреля. Бывший министр иностранных дел Аликбек Джекшенкулов отошел от политики после шести месяцев в тюрьме. Парламентский лидер СДПК Бакыт Бешимов по всеобщему убеждению нашел убежище в США, а депутат от СДПК Кубанычбек Кадыров, лишенный парламентом иммунитета, скрывается. Отунбаева не скрывала презрения к тем, кто скрывался вместо того, чтобы продолжать борьбу.  Наоборот, она с одобрением отозвалась об Омурбеке Текебаеве, Исмаиле Исакове и Азимбеке Бекназарове, сказав, что они не имеют средств, оказались безработными и обременены судебными проблемами, но продолжают оппозиционную борьбу против Бакиева».

Комментарии излишни.

Все, казалось бы, здорово: хоть бюсты лепи с пламенного и непогрешимого революционера. Но, как и  любого правителя, общество с особым пристрастием обсуждает и оценивает личность после восшествия.

Наследие Розы Отунбаевой на президентском поприще противоречиво. Неоднозначным, прежде всего, был статус президента переходного периода, невиданный в новейшей истории и закрепленный спорным, как с точки зрения момента проведения, так и с точки зрения демократичности процедур, референдумом. О всенародных конституционных выборах с участием оппонентов тогда и речи не было. Тем не менее, Отунбаева сочла возможным и этичным получить все регалии, включая нагрудный знак полноценного президента, и благодушно отнеслась к «услуге» карманных юристов, попытавшихся убедить публику в ненужности употребления слов «переходный период».

Это обстоятельство позволило одному из  оппонентов назвать ее «самозванкой».
Не все было просто и во внутренней политике. Поборница законности, Отунбаева, видимо, сочла сомнительное изъятие ценностей из банковских ячеек экспроприацией экспроприаторов и хранит по этому поводу молчание. Примечательно, что во многие дела государства  она, по существу, не вмешивалась. Безусловно, главную роль в подобной отстраненности сыграли положения новой Конституции, но возможно и то, что  это было частью пакета условий, обговоренных с командой временного правительства в бурные дни апреля 2010 года.

Отунбаева, как могла предостерегала чрезмерно самоуверенных джигитов – членов ВП в необходимости трезвой оценки своих возможностей перед выборами в парламент осенью 2010 года. Джигиты ее не послушались и едва не потерпели крах. Хорошо хоть партия Омурбека Текебаева правдами-неправдами набрала 5%. Все же старания Розы Исаковны не пропали даром - на президентских выборах у джигитов из ВП хватило ума не мешать Атамбаеву.

Однако, как память самой Розы Исаковны, так и общественности еще долго будут бередить воспоминания, связанные с июньскими событиями прошлого года. Леди, задавшая жару Акаеву с Бакиевым, и еще вчера казавшаяся  железной, неожиданно проявила нерешительность, с опозданием устроив коллективное голосование по вопросу о том, нужно ли стрелять из автомата, чтобы  убивающие друг друга соотечественники образумились.

Через несколько дней мир увидел в телерепортажах из Оша растерянное лицо Отунбаевой, одетой в неуклюжий белый бронежилет посреди глядящей с опаской на разъяренный народ охраны. Но и тут нужно отдать должное Розе Исаковне: она по существу взяла  удар на себя, прикрыв не сумевших совладать с массовыми беспорядками членов ВП – мужчин. Кстати, еще долго временщики – мужчины не осмеливались ездить на истекший кровью юг.

В дальнейшем она всячески пыталась минимизировать имиджевые потери от июньской трагедии. Доказательством тому является отодвигаемое до сих пор на неопределенный срок открытие скорбного монумента жертвам хладнокровного массового убийства у хлопкозавода «Сампа» на автодороге Ош-Бишкек.

Много споров вызывает, и будет вызывать, «приглашение» независимой комиссии Киммо Кильюнена для проведения независимого международного расследования межэтнического противостояния. Трудно представить, что Роза Исаковна не играла, по крайней мере, одну из главных ролей в уступке Западу в вопросе дозволения провести расследование, по результатам которого в докладе прозвучали обвинения в преступлениях против человечности и предположения, что власти могли быть причастны к отдельным неблаговидным эпизодам резни.

Доклад Кильюнена вызвал негодование даже единомышленника Отунбаевой Исмаила Исакова.

Есть в упорстве Розы Исаковны и подкупающий человечностью момент: в отличие от подавляющей части кыргызской элиты, она пыталась проявить сострадание к узбекам и с небольшим успехом добивалась от милиции проявления гуманности к представителям нацменьшинств.

Кстати, о милиции и не только о ней. Будучи человеком, повидавшим мир и уверовавшим в ценности гражданского общества, Отунбаева пыталась добиться, чтобы правоохранительные органы с ее приходом во власть обрели более гуманное лицо. Виданное ли дело, общественный наблюдательный совет появился даже в ГКНБ, не говоря о милиции. Вполне искренне, но и без лишней огласки, зная, что вызовет неудовольствие силовиков,  Роза Исаковна обратилась к НПО за тем, чтобы они оказали помощь и приемлемое давление на правоохранительные органы. Это было сделано на фоне непрекращающихся жалоб по поводу пыток и укоренившегося произвола силовиков в отношении подследственных и задержанных.

Что скрывать, среди большинства силовиков подобные шаги вряд ли популярны. Эта работа, по существу, едва началась. Продолжит ли преемник усилия в направлении обеспечения соблюдения прав человека в практической деятельности правоохранительных органов? Время покажет.

Отдельного разговора заслуживают внешнеполитические подходы Отунбаевой. Примечательно, что едва ли не на следующий день после апрельской революции Роза Исаковна заявила о том, что Кыргызстан будет соблюдать соглашения по американской авиабазе «Манас», заключенные Курманбеком Бакиевым. С точностью до наоборот поступил ее преемник А.Атамбаев, который через несколько дней после выборов заявил о том, что американцам следует сворачиваться по истечению договорного периода в 2014 году.

В одном из интервью Аскар Акаев охарактеризовал Отунбаеву как прозападного политика. Трудно судить о взаимоотношениях Розы Исаковны с коллегами по СНГ. Однако, некоторые высказывания, а также элементы поведения и отношения президентов стран содружества к ней и к Кыргызстану говорят о многом. Долго после апрельской революции Дмитрий Медведев не уставал напоминать, что в Кыргызстане «говорить не с кем».

Отунбаевой пришлось столкнуться с холодной  стеной непонимания и в жаркие июньские дни 2010 года, когда она безрезультатно взывала к помощи Дмитрия Медведева и главе его администрации Нарышкину. Видимо и остальные президенты СНГ не всегда выказывали должной учтивости через личность президента переходного периода к представляемой ею стране, если она 17 августа этого года в Оше сказала, что в 2010 году на встрече глав государств ОДКБ Кыргызстан критиковали за произошедшие события, хотя в самих этих странах ситуация непростая.

На одном из последних таких саммитов Розе Исаковне пришлось дать отповедь не в меру самоуверенным коллегам, отметив, в частности, что в Казахстане активизируются религиозные экстремисты (кстати, последние события в Таразе подтвердили ее правоту).

 Не так как хотелось бы складывались отношения и с ближайшим соседом Узбекистаном. Розе Отунбаевой гораздо легче было контактировать с лидерами Запада, где она находила понимание. Не будет ошибкой считать, что признание в качестве легитимного Западом, но далеко небесспорного для многих кыргызстанцев референдума июня 2010 года также является следствием позитивного отношения к ее личности. Доказательством тому награда за мужество, присужденная в марте этого года госдепартаментом США.

В ходе полетов за рубеж обычными рейсами авиакомпаний Роза Исаковна всячески пыталась привлечь к стране средства доноров. Не исключено, что, дважды встречаясь с Джорджем  Соросом, она пыталась заручиться финансовой поддержкой реформ наподобие Грузии. Успехом можно было бы считать проведенный после июньских событий прошлого года представительный форум доноров, где Кыргызстану в качестве помощи было обещано безвозмездное выделение средств в размере 1 миллиарда долларов США, если бы в последующем реально не дошли лишь 56 миллионов. Отунбаева не побоялась поднять голос и против громогласного решения парламента Кыргызстана об объявлении персоной нон грата Киммо Кильюнена.

Как и любой живой человек, Роза Отунбаева, даже будучи президентом переходного периода, могла ошибаться и ошибалась. Однако даже ярым оппонентам трудно упрекнуть ее в недобросовестности и желании остаться любой ценой во власти. Именно этим она отличается от своих предшественников Акаева и Бакиева, и именно более или менее достойная передача браздов правления преемнику снискала ей уважение местных и зарубежных политиков. Народ же наверняка запомнит еще ее простоту и подчеркнутую демократичность.

Однако говорить об Отунбаевой как о политике в прошедшем времени рано. Имея представление о непростой биографии и характере этой  обманчиво просто выглядящей женщины, нужно полагать, что она способна проявить себя и в будущем, если Кыргызстан вновь окажется на чрезмерно крутом повороте, грозящем стереть то, за что она боролась.

 

Поделиться новостью: