О сохранении экономической стабильности, развитии и восстановлении деятельности в стране в 2022 году

Дата: 15:56, 17-02-2023.

Бишкек. 17 февраля. КирТАГ - 16 февраля 2023 года в ходе заседания Коллегии по итогам работы Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики в 2022 году и планам на 2023 год, информировал министр Данияр Амангельдиев.

Как он отметил, экономика страны в прошлом году продемонстрировала стабильность и оказалась устойчивой к глобальным вызовам. Нам удалось обеспечить стабильность за счет воздействия оперативных мер, направленных на поддержку граждан и бизнеса, на поручения Президента и Председателя Кабинета Министров.

В условиях снижения совокупных доходов расходы бюджета были не сокращены, а увеличены, а за счет увеличения социальных пособий незащищенных категорий населения и заработной платы бюджетников в итоге удалось увеличить реальные денежные доходы населения и обеспечение экономической активности.

В рамках принятого совместного заявления Кабинета Министров и Национального банка, мы смогли сохранить социальную и экономическую стабильность в рамках единой политики.

Кроме того, принят детальный план мероприятий Кабинета Министров на 2022 год, направленный на обеспечение экономического роста, финансовой стабильности, а также принятие комплекса мер по увеличению доходной части бюджета за счет фискализации, управления налоговой и таможенные процедуры, поддержание цен.

По прогнозам, в 2022 году ожидается рост экономики на 3,7 %. Уровень инфляции оценивается в 14-15%.

На основе оперативно принятых антикризисных мер и создания благоприятной деловой среды, а также принятия мер по стимулированию внутренних резервов объем валового внутреннего продукта в 2022 году составит почти 919 млрд. сомов, увеличившись на 7% по сравнению с 2021 годом.

Важным условием столь высоких темпов роста является:

Во-первых, предпринимаются значительные меры по фискализации и администрированию налоговых и таможенных процедур.

На основании принятых мер, налоговые поступления составили 229 млрд. сомов, в том числе почти 154 млрд. сомов от мер налоговой политики, 74млрд. сомов от таможенных платежей. По сравнению с прошлым годом нам удалось увеличить рост налоговых и таможенных платежей на 48,3 и 58,5%. Также увеличилась база налогоплательщиков по сравнению с прошлым годом, например, в 1,5 раза по единому налогу.

Во-вторых, за счет мер немонетарной и денежно-кредитной политики удалось удержать инфляцию в заданных пределах.

По итогам года инфляция составила 14,7%. Если бы не были приняты антикризисные меры, уровень инфляции мог бы составить 18% и выше.

Последние мировые события и нестабильность на международных рынках вынудили Кабинет Министров разработать антикризисный план по смягчению и преодолению внешних воздействий.

В план антикризисных мероприятий включено 51 мероприятие, на реализацию плана из бюджета выделено 126 млрд. сомов. Фактически на поддержку населения и бизнеса было выделено 133 млрд. сомов, в том числе:

-для обеспечения продовольственной безопасности выделено 8,5 млрд. сомов на нужды сельского хозяйства, орошение и меры по стабилизации цен на товары первой необходимости;

-в соцсектор потрачено 35,8 млрд. сомов;

-на финансовую стабильность направлено 36,0 млрд. сомов;

-на поддержку предпринимателей выделено 37,5 млрд. сомов;

-на энергобезопасность было потрачено 15,3 млрд. долл.

Следует отметить, что антикризисный план разрабатывался на основе внутренних ресурсов и не зависел от внешней донорской помощи.

Безусловно, 2022 год был приоритетным по наполнению внутреннего рынка социально значимыми товарами. Для этого были приняты меры по утверждению квот и получению важных товаров по нулевой ставке.

Также в целях поддержания и стабилизации рыночной цены продовольственных товаров установлены нулевые ставки НДС на социально значимые товары.

В итоге до конца года помощь составила около 950 млн. сомов.

Кроме того, впервые были использованы инструменты заключения договоров с операторами рынка (производителями, импортерами, торговыми объектами) для поддержания цен на рынке сахара и муки.

В целях снабжения населения топливом и поддержания цен на него была оказана бюджетная поддержка и выдано кредита почти на 3 млрд. сомов.

Учитывая, что цена на уголь поднялась до 8-10 тысяч, оперативно введено государственное регулирование цен.

В результате принятых мер: цена на муку снизилась с 45 сомов до 42 сомов;

цена растительного масла снизилась со 180 сомов до 145 сомов; цена на сахар-песок снижена со 100 сомов до 85 сомов.

Следует отметить, что самые низкие цены на социально значимые товары на территории ЕАЭС были определены в Кыргызской Республике.

Основой нашего экономического развития является неуклонный рост доходов населения. Для этого должны увеличиться реальные доходы населения и необходимо обеспечить реальные темпы годового экономического роста на уровне в среднем 5%.

С соответствии с поручением Кабинета Министров облегчена передача земель, находящихся в государственной собственности, государственным компаниям с государственной долей. Вместе с тем, разработан и находится на согласовании соответствующий законопроект об упрощении процедур передачи земель в целях реализации инвестиционного проекта в коммерческом направлении всех категорий земель.

Также в Налоговый кодекс был предложен экстерриториальный налоговый режим создания промышленных и промышленно-производственных зон.

Кроме этого, по словам министра, необходимо создать благоприятные условия для привлечения капитала в экономику и привлечения инвестиций.

Безусловно, фискальная политика играет важную роль в стимулировании экономического роста и создании благоприятной деловой среды.

Для этого запущена новая редакция Налогового кодекса, согласно которой введены единый налоговый режим и упрощенная система налогообложения.

Всего в рамках Налоговой политики принято 40 нормативно-правовых актов, направленных на поддержку и защиту отечественных производителей и потребителей.

Важнейшим условием создания благоприятных условий для ведения бизнеса является снижение и упрощение административных барьеров, в этом направлении приняты следующие меры:

-Утвержден перечень уполномоченных органов, имеющих право проводить проверки субъектов хозяйствования.

-Соответствующим указом Президента КР с 1 января 2023 года объявлен мораторий на проверки субъектов предпринимательства.

-Платформа выдачи электронных лицензий и разрешений запущена на пилотной основе.

-В последние десять лет наблюдается ускорение активности в сфере электронной коммерции и электронного бизнеса.

В связи с этим в целях развития торговой инфраструктуры и почтовых операций в сфере электронной коммерции реализован проект по строительству Парка электронной коммерции, расположенного вблизи крупных транспортных сетей страны.

В настоящее время совместно с Почтой Кыргызстана введена в эксплуатацию электронная торговая площадка и сортировочный центр крупной компании «Озон» Российской Федерации.

В целях повышения скорости прохождения пунктов пропуска в пилотном режиме запущен инновационный проект «Электронный пункт пропуска», предусматривающий техническое перевооружение пунктов пропуска для осуществления ускоренного и эффективного пограничного контроля.

С реализацией данного проекта объем автомобильного движения увеличился с 672 до 2000 автомобилей в сутки.

В рамках расширения транспортно-логистической инфраструктуры разработаны альтернативные маршруты, и недавно мы вступили в фазу активных переговоров. Следует отметить, что по маршруту Узбекистан-Туркменистан-Россия были встречи, и мы пришли к выводу об активной работе.

В целях снижения дефицита электроэнергии, являющегося основным препятствием для развития экономики, была проделана большая работа, затем собственными силами реализован проект строительства Камбаратинской ГЭС-1. , ведутся работы по обеспечению начала строительства Бала-Сарууской малой ГЭС на Кировском водохранилище.

Также начинается строительство малой электростанции на Орто-Токойском водохранилище.

А в рамках обеспечения экономики финансовыми средствами, самое главное, был запущен гарантийный механизм.

В рамках указанного механизма утвержден порядок предоставления гарантий субъектам хозяйствования. Этот механизм через Финансово-кредитный фонд позволял выступать гарантом от имени Кабинета Министров проектов, имеющих приоритетное значение для народного хозяйства страны.

Сегодня через этот механизм гарантированы инвестиционные проекты на сумму почти 190 млн.долл.

Отметим:

- кредит "Кыргыз Teкстиль ЛТД" на 50 млн.долл.;

- кредит ТНК "Шумкар" на 5,5 млн. долл.;

- Строительство малой ГЭС мощностью 21 МВт на Орто-Токойском водохранилище «Чакан ГЭС», стоимость проекта 35,9 млн долл.;

- «Нарынское производственное предприятие», строительство Куланакской ГЭС 98 млн. долл.

При этом министр сообщил, что Институт «Подготовка проектов» был создан для обеспечения подготовки и продвижения инвестиционных проектов и приступил к подготовке приоритетных инвестиционных проектов.

А в рамках оказания помощи местным предпринимателям в получении средств из фондов развития Министерство разработало более 20 шаблонов бизнес-проектов. Мы собираемся достичь 100 в 1-м квартале этого года, - подчеркнул министр Д. Амангельдиев.

Также, в соответствии с поручением Кабинета Министров поставлена задача по запуску в стране 100 промышленных предприятий на основе государственной поддержки.

В данном направлении составлен перечень из 2058 промышленных предприятий Кыргызской Республики с целью выявления промышленных предприятий.

В настоящее время создается интерактивная карта промышленных предприятий.

В рамках запуска 100 промышленных предприятий:

- утверждение национальной программы перспективных стратегических и экономических проектов;

- публикация потенциальных промышленных проектов по всей стране;

- разработан и будет подписан в ближайшее время соответствующий Указ Президента о введении одного кураторского механизма на каждый реализуемый проект.

Институты развития являются катализатором частных инвестиций в развитие приоритетных секторов экономики, а также способствуют формированию инфраструктуры и модернизации экономики.

В связи с этим создана «Кыргызиндустрия» с уставным капиталом в 1 млрд. сомов, основной целью которой было обеспечение модернизации промышленности и эффективного управления хозяйствующими субъектами с долей государства.

Для развития туризма и улучшения состояния инфраструктуры данной отрасли создан Фонд поддержки развития туризма с уставным капиталом 1 млрд. сомов.

Уставный капитал составляет 2 млрд.долл. Был создан Государственный банк развития.

Создан Узбекско-Кыргызский фонд развития с уставным капиталом в 200 млн.долл., и к концу 2022 года в этот фонд поступили проекты на сумму более 123 млн. долл. из различных секторов экономики.

Также Венгерско-Кыргызский фонд развития с уставным капиталом в 50 млн.долл. получил финансирование 14 проектов на общую сумму более 24 млн. долл.

Подписано соглашение о создании Кыргызско-Азербайджанского фонда развития с уставным капиталом в 25 млн. долл. На данный момент ведется организационная работа по полноценному запуску фонда.

Подписано соглашение с Объединенными Арабскими Эмиратами о создании совместного холдинга с уставным фондом 100 млн. долл. В перспективе ожидается увеличение уставного капитала указанного холдинга в 12 раз, который составит 1 млрд. 200 млн.долл.

На сегодняшний день в региональных фондах развития аккумулировано почти 3 млрд. сомов средств. Но, к сожалению, местные фонды очень пассивно участвуют в развитии регионов, в укреплении финансового положения на местах и в реализации крупных инвестиционных проектов. В последние годы условия работы были изменены по предложению группы местных лидеров, направленных на поощрение работы фондов.

Эффективное использование государственных активов имеет решающее значение.

Сегодня в сфере управления государственными активами он является акционером 48 хозяйственных обществ в различных отраслях экономики и работает с 96 государственными предприятиями.

В результате надлежащего контроля и укрепления финансовой дисциплины улучшились показатели деятельности государственных предприятий.

Чистая прибыль акционерных обществ превысила 16 миллиардов сомов.

Чистая прибыль госпредприятий превысила 2,3 миллиарда сомов. На сегодняшний день в республиканский бюджет от управления государственным имуществом поступило 6,5 миллиарда сомов.

Главным достижением 2022 года стала национализация предприятия «Кумтор». Компания продолжила работу по добыче золота, продемонстрировала стабильность производственных процессов, несмотря на все трудности, и получила возможность снова продавать золотые слитки на мировом рынке.

В целях эффективного использования государственных закупок и укрепления отечественного производства разработан механизм 50-процентной гарантий государственных закупок. В настоящее время проект соответствующего указа внесен на рассмотрение в Администрацию Президента и предложено на рассмотрение решение об утверждении перечня продукции, выпускаемой отечественными фармацевтическими производителями.

Также министр отметил об особых потенциальных секторах экономики, соответствующих новой эре.

По его словам, в этом направлении создана правовая база для оздоровления среды креативной индустрии, создан парк креативных индустрий.

Был введен статус цифрового кочевника, и этот статус присваивался автоматически.

Создана правовая основа для деятельности развлекательных заведений на территории Кыргызской Республики.

Также в целях выполнения полученных государством задач, связанных с климатическими вызовами, предоставлены фискальные льготы на оборудование, направленное на сбережение возобновляемой энергии и ресурсов, в рамках Евразийского экономического союза получена квота на электромобили с нулевая ставка.

Принят Указ Президента о проведении административно-территориальной реформы в направлении развития регионов и реализации административно-территориальной реформы в Тюпском районе в пилотном режиме.

Также особое внимание было уделено Баткенской области.

В рамках создания специального инвестиционного режима Баткенской области предоставлены гарантии защиты инвестиций.

Для Баткенской области введен упрощенный режим государственных закупок и ряда государственных и муниципальных услуг.

В республиканском бюджете на развитие Баткенской области заложено 500,0 млн сомов.

В рамках проекта Всемирного банка «Региональное экономическое развитие-2» в Баткенскую область был выделен 50 млн.долл.

Также пострадавшим бизнесменам выплачено почти 24 млн. сомов компенсации.

Российско-Кыргызский фонд развития профинансировал строительство первого в Кыргызской Республике завода по производству автоклавного газового бетона.

В целях поддержки региональных малых предпринимателей в рамках проекта «Одно село – один продукт» были проведены работы по распространению модели Иссык-Кульской области на другие регионы страны, а Указом Президента, содержащим решение о создании специальной фонд был подготовлен.

Министр Д. Амангельдиев также представил краткую информацию об интеграции и двустороннем сотрудничестве.

2022 год прошел под председательством Кыргызской Республики в органах ЕАЭС. Все страны отметили, что председательство прошло на высоком уровне.

По итогам 2022 года товарооборот Кыргызской Республики со странами ЕАЭС составил 4,5 млрд. долл. и увеличился на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Следует отметить, что вместе с Кыргызской Республикой Армения имеет самые высокие темпы экономического роста.

В ходе председательства были определены источники и механизмы финансирования проектов промышленной кооперации за счет антидемпинговых компенсационных пошлин в рамках Евразийского экономического союза.

Также в рамках Президиума был проведен ряд масштабных мероприятий:

-Евразийский экономический форум;

-молодежный форум «Келечек»;

-Инвестиционный саммит;

-Научно-практическая конференция.

В рамках совершенствования и укрепления двустороннего торгово-экономического сотрудничества реализован ряд приемлемых мер.

В 2022 году проведено 13 заседаний межправительственных комиссий с такими стратегическими странами, как Турция, Индия, Корея, Узбекистан, Казахстан, Российская Федерация и другими.

В ходе визита Президента Казахстана было подписано 13 документов. В частности, подписан трехсторонний меморандум об инвестировании в инфраструктуру производственно-торгово-логистического комплекса на территории постов Карасуу и Ак-Тилек.

Визит Президента Узбекистана был подготовлен на высоком уровне, принята Программа стратегического торгово-экономического партнерства на 2023-2025 годы между Правительством Республики Узбекистан и Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

В рамках программы:

- подписан проект о сотрудничестве по организации производства легковых и коммерческих автомобилей в Кыргызской Республике;

- рассмотрены вопросы сотрудничества по развитию приоритетных направлений двусторонней промышленности.

Также министр остановился на намеченных планах на 2023 год.

По его словам, меры по поддержанию макроэкономической стабильности будут продолжены.

 

Главный показатель развития – цель роста экономики не менее чем на 5% или доведения объема валового внутреннего продукта до 1 трлн. сомов!

В этом направлении будут предприняты действия по укреплению реального сектора, созданию условий для производственных, экспортных и инвестиционных возможностей. В то же время будут предприняты усилия по снижению импортозависимости.

Будут мобилизованы средства из фондов общего развития и реализованы конкретные инвестиционные проекты.

Будет проведена работа по совершенствованию работы региональных фондов развития, разработке программ регионального развития, проведена административно-территориальная реформа.

Кроме того, будет разработана Концепция и Дорожная карта «Одно село — один продукт», чтобы распространить национальный проект «Одно село — один продукт» на общие регионы.

В целях повышения промышленного потенциала страны:

-К реализации 100 промышленных предприятий будут привлечены все государственные органы КР, будут утверждены комплексные мероприятия. Помимо фискальных механизмов будут осуществляться мероприятия по инфраструктурному содействию экстерриториальным зонам;

-в среднесрочной перспективе модернизация ведущих нефтеперерабатывающих заводов для производства топлива, отвечающего требованиям современных стандартов;

-Организация сборочного производства легковых и коммерческих автомобилей в рамках кыргызско-узбекского сотрудничества;

-Открытие хлопкоочистительного завода «Текстиль Транс» в промышленной зоне города Токмок и завершение 2-й очереди строительства текстильной фабрики с увеличением производственной мощности;

-реализация более 20 инвестиционных проектов по увеличению мощности электроэнергетики;

-создание фармацевтического кластера вокруг компаний «Биовит» и «Фарманур» с высоким потенциалом роста;

-разработка проектов возобновляемой электроэнергии и упрощение сетевых процедур.

А в системе управления государственным имуществом:

-завершение оптимизации структуры государственной собственности;

-акционеризация крупных государственных предприятий, создание национальной управляющей компании;

-рассматривается подготовка государственных компаний к выходу на международный рынок капитала.

Также в развитии деловой среды:

-Создание списка добросовестных предпринимателей Кыргызской Республики и разработка механизма выдачи «золотого паспорта»;

-Содействовать выходу на рынок развлекательных заведений;

-реформирование Торгово-промышленной палаты;

-Разработка национальной программы перехода от неформальной экономики к формальной;

-Будет создана совместная холдинговая компания (с Фондом развития Абу-Даби), Кыргызско-китайским фондом развития, Кыргызско-турецким фондом развития.

В целях увеличения экспортного направления:

- Утверждение национальной экспортной программы «Сделано в Кыргызстане»;

-обеспечение экспортоориентированных производителей доступными финансовыми ресурсами;

-Разработка проекта строительства Кыргызско-Казахстанского производственно-торгово-логистического комплекса на пунктах пропуска «Ак-Тилек» и «Карасуу»;

-Утверждение соответствующей Программы и Плана мероприятий по развитию электронной коммерции.

Помимо указанных мер, в Плане Кабинета Министров предусмотрен ряд важных мероприятий, и Министерство будет активно работать в этом направлении.

Источник фото: Фото из открытых источников

Поделиться новостью: