КирТАГ
Кыргызское телеграфное
агентство

Бишкек, 10:42 | 06 сентября

Нацбанк КР дал пояснения относительно отсрочек по кредитам

Дата: 16:16, 28-04-2020.

Бишкек. 28 апреля. КирТАГ – Нацбанк КР дал пояснения относительно отсрочек по кредитным платежам, запрета на взимание комиссий и начисление штрафов и пени.
Финрегулятор напоминает, что в рамках мер, принимаемых в целях сглаживания негативных экономических последствий распространения коронавирусной инфекции, Нацбанком КР 18 марта принято решение, направленное на поддержку субъектов предпринимательства, населения и сохранение стабильности банковской и финансовой системы страны.
Данным решением финансово-кредитным организациям запрещено начислять и взимать комиссионные и иные платежи при пересмотре условий кредитных договоров, независимо от того, какие послабления были даны заемщику.  
Запрещено налагать на заемщиков неустойку (штрафы/пени) в случаях, когда заемщик не смог оплатить платежи по кредиту вовремя или оплатил только часть суммы.
Рекомендовано финансово-кредитным организациям предоставить заемщикам отсрочку по платежам по кредитам на срок не менее 3 (трех) месяцев как по основной сумме кредита, так и по начисленным процентам в отдельности или вместе. При этом рекомендовано предоставить отсрочку по платежам, но не списание задолженности заемщика перед финансово-кредитной организацией, поскольку это отразится на возможности коммерческих банков выполнять обязательства перед вкладчиками.
«Обращаем внимание граждан, что так называемые «кредитные каникулы» не означают приостановление начисления процентов на основную сумму. Рекомендация Нацбанка четко регламентирует предоставление отсрочки по выплатам основной суммы и процентов, но начисление процентов на основную сумму не может приостанавливаться в связи с существующими обязательствами коммерческих банков», - подчеркивается в сообщении Нацбанка.
Отдельным пунктом выделено требование по оценке ситуации у конкретного заемщика, состояния его бизнеса и существующих источников финансирования. По результатам оценки банком могут приниматься решения по предоставлению реструктуризации и пролонгации превышающий рекомендуемый трехмесячный период.  
Кроме того, необходимо учитывать, что, помимо проведенной оценки, непосредственно на размер предоставляемой отсрочки влияет срок размещения депозитов вкладчиков, из средств которых банк осуществляет кредитование.  
По состоянию на 27.04.2020 г. коммерческими банками реструктуризировано более 57 тыс. кредитов на общую сумму 46,5 млрд сомов. При этом дополнительно на рассмотрении банков находится еще порядка 25 тыс. заявок на сумму около 24 млрд сомов.  
Данная информация не учитывает тот факт, что многие клиенты банков из-за введенных ограничений не могут своевременно обратиться в банк с заявлением. В этой связи Национальный банк прогнозирует увеличение поданных заявлений и последующее проведение реструктуризации банками после отмены ограничений на передвижение.
При возникновении трудностей с выплатой платежей по кредитам заемщику следует обратиться в финансово-кредитную организацию с просьбой об изменении условий кредитного договора (предоставление отсрочки по платежам как по основной сумме, так и по процентам, изменение графика погашения, перенос срока погашения, снижение процентной ставки и др.).
Финансово-кредитные организации, в свою очередь, принимают решения на индивидуальной основе по каждому кредиту отдельно и предоставляют заемщикам различные варианты, которые позволяют облегчить обязательства заемщиков по их кредитным обязательствам (пересматривают условия договоров, предоставляют отсрочки по платежам) в сложившихся обстоятельствах.
Информацию о просрочках по кредитам, связанным с ситуацией по недопущению массового распространения коронавирусной инфекции, кредитные бюро не будут включать в негативную кредитную информацию. Следовательно, в будущем при получении последующих кредитов, финансово-кредитные организации будут принимать во внимание причины возникновения просрочек.  
Принятые решения распространяются на заемщиков финансово-кредитных организаций, как физических лиц, так и юридических лиц. В тоже время принятые нормы применимы лишь к платежам заемщиков, испытывающих финансовые трудности по причине прямо или косвенно, связанной с распространением коронавирусной инфекции или мер, предпринимаемых в целях борьбы с ней.
В условиях чрезвычайного положения рекомендуется обращаться в финансово-кредитные организации дистанционно через их официальные сайты, электронную почту и другие каналы связи.  
Согласно требованиям Национального банка, каждый случай обращения клиента в банк регистрируется в журнале обращений, соответственно, финансово-кредитные организации обязаны рассмотреть заявление заемщиков и направить ответ.
Указанные меры будут действовать до принятия соответствующего решения Национального банка, в зависимости от экономической и социальной ситуации в стране.  

Поделиться новостью: