Эксперт перечислил проблемы при переходе на 12-летнее образование
Бишкек. 5 ноября. КирТАГ - Эксперт перечислил проблемы при переходе на 12-летнее образование. Аналитик Калнур Ормушев считает, что двенадцатилетнее обучение сразу не изменит качество образования в лучшую сторону. Он напомнил, что в Кыргызстане с 2023 года активно и на самых разных уровнях обсуждается озвученное министром образования и науки Догдуркул Кендирбаевой предложение о переводе общеобразовательных организаций на двенадцатилетнее обучение. "Президент Садыр Жапаров эту инициативу поддержал при условии, что переход должен значительно улучшить качество образования и не должен повлиять на общий срок обучения. Первую презентацию инициативы Догдуркул Кендирбаева провела для представителей Азиатского банка развития, который ранее заявлял о готовности оказания донорского содействия Кыргызской Республике. Были проведены сессии, панельные дискуссии на эту тему с представителями образовательного сообщества, на которых усиленно доказывалось, что такой переход не только необходим, а что он есть благо. Однако тщательному анализу, осмысливанию задачи препятствует отсутствие официально опубликованной дорожной карты по переходу нашей республики на двенадцатилетнее обучение. Есть лишь план действий, опубликованный кабинетом министров, согласно которому будут пересмотрены все государственные образовательные стандарты, а также внесены изменения в образовательные программы всех уровней образования. Надеюсь, подробная дорожная карта все же разработана и в ней просчитаны все риски и трудности, с которыми, очевидно, придется столкнуться", - сказал Калнур Ормушев. По его словам, этот вопрос, являющийся прежде всего делом нашей страны, также носит международный характер. "Еще в 1998 году между правительствами Беларуссии, Казахстана, Кыргызстана и России было подписано соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Этот документ регулирует отношения и в школьном образовании, и в высшем, и в академических кругах. Значит, переход на двенадцатилетнее образование потребует ратификации со стороны вышеупомянутых стран, в части, что и новое свидетельство об основном школьном образовании, выдаваемое в Кыргызской Республике, будет признано в указанных странах. В связи с этим, да и не только поэтому, переход на двенадцатилетнее образование - не просто механический процесс, дескать, действующие "нулевые" классы фактически станут первыми, и больше ничего не поменяется", - подчеркнул аналитик. "Для такого перехода, - напоминает он, - необходима разработка новых образовательных стандартов, а это не только один документ. Это и иные подходы, которые, видимо, будут основаны на кембриджской системе, новые учебники, новые СанПиНы и многое-многое другое. Боюсь, что мы недостаточно готовы к этому, хотя бы с материально-технической и научно-методологической стороны этой задачи". "В Кыргызстане не хватает школ, имеющиеся переполнены. И нам предлагают "посадить" туда еще одну классную параллель. Можно было бы, конечно, 1-й класс обучать в детских садиках, но с ними ситуация еще сложнее. Иногда создается впечатление, что переходом на двенадцатилетнее образование пытаются закрыть вопрос с нехваткой дошкольных учреждений, так как дети находятся в садиках до пятилетнего возраста. А демографические процессы показывают, что с каждым годом требуется все большее и большее количество образовательных учреждений. Ряд экспертов видит основным лейтмотивом перехода на 12-летнее образование признание и дальнейший прием на обучение наших школьников в вузы стран Европы и Северной Америки. Но ведь они и сейчас активно "рекрутируются" заморскими университетами. Значит, наш одиннадцатилетний аттестат их вполне удовлетворяет. Естественно, что одиннадцатилетнее образование не может быть догмой, но такие системообразующие решения должны быть тщательно проработаны. Так, в соседнем Казахстане тоже рассматривается вопрос перехода на двенадцатилетнее образование, но там уже лет десять занимаются подготовкой к этому вопросу и планируют посвятить этому еще несколько лет, чтобы не пострадало, в первую очередь, качество образования. Мы же хотим решить этот вопрос за два-три года. Именно качество образования должно стоять во главе задач и условий проведения реформ, а не удовлетворение чьих-то амбиций или отработка зарубежных грантов. Между тем с качеством у нас проблемы есть. И значительные", - отметил Калнур Ормушев. В 2022 году кабмин утвердил положение о порядке проведения аттестации учителей общеобразовательных организаций республики, основной целью которого является мотивация учителей на профессиональный рост и повышение качества образования. "По итогам добровольной аттестации учителей, проведенной в нынешнем году, подали заявки 313 педагогов, ко второму этапу было допущено 56 учителей, из которых только один учитель русского языка Кара-Токойской школы-гимназии Баткенской области подтвердил результаты на звание "Учитель второй квалификационной категории". Остальные учителя в каждой части тестирования набрали выше 50%, но этого оказалось недостаточно для достижения максимального балла. В 2023/24 учебном году из более 82 тыс. учителей в школах Бишкека подали заявку на прохождение аттестации 0,38% педагогов, из них 82,1% (257 человек) не прошли первый этап аттестации. А из 56 педагогов, успешно прошедших на второй этап, процентное соотношение успешно прошедших аттестацию составило только 1,7% (один учитель). Наивно рассчитывать, что переход на двенадцатилетнее образование все резко изменит. Прежде чем учить школьников по новым стандартам, необходимо переучить действующих учителей для работы по новым методикам. И это также потребует время и деньги. В случае перехода на двенадцатилетнее образование дефицит педагогических кадров увеличится. Это приведет к дальнейшему снижению качества подготовки учеников. Приходится лишь надеяться, что все-таки вопрос перехода на двенадцатилетнее образование в школах Кыргызстана будет рассмотрен со всех сторон и принятое решение окажется достаточно выверенным, обеспечивающим нашей системе образования конкурентоспособность. Ведь именно учитель является тем человеком, от которого зависит будущее любого народа и страны, все наши победы и достижения", - отметил К. Ормушев.
Источник фото: Из открытых источников