Бакыт Абдыкапар: «Секуляризм в Кыргызстане - синоним неразберихи в религиозных делах»
Бишкек. 24 января. КирТАГ - Глава Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК) Чубак Ажы Жалилов был избран на свой пост вскоре после апрельской революции. Излишне говорить, что в процесс отбора подходящего кандидата было вовлечено Временное правительство. Сколь бы убежденно мы не говорили об отделенности государства от религии, по старой коммунистической традиции во многих странах СНГ вопрос, кому быть главным духовным лицом, решают правители, а не верующие. До этого Временным правительством на должность директора Государственной комиссии по делам религии был назначен бывший чекист Болот Абдрахманов. В силу занимаемой должности, а также согласно неписанным, но пока незыблемым, правилам последний был непосредственно вовлечен в подбор кандидата, устраивающего как власти, так и паству, зараженную бациллой свободомыслия.
Новые муфтий и директор оказались не глупее политиков и сразу же пообещали общественности устранить множество допущенных предшественниками ошибок и в разумные сроки привести в порядок религиозные дела. В частности, было обещано провести аттестацию духовников, принять новый устав ДУМК и навести порядок в вопросах обеспечения проведения ежегодного паломничества правоверных в Мекку – хаджа. Проблемы, связанные с необходимостью оздоровления среды духовенства и улучшения работы с верующими, с особой остротой встали в свете терактов и преступлений, совершенных в конце 2010 и в первые дни текущего года лицами, прикрывавшимися святыми для мусульман принципами Ислама.
Госкомрелигии в вопросе организации хаджа повел себя по-хозяйски. Проявил творческий подход к применению принципа секулярности и забрал себе организацию хаджа под лозунгами борьбы с многочисленными финансовыми и другими нарушениями. Результат – масса недовольств со стороны верующих, осложнение сердечного недуга главы госкомрелигии и возбуждение госкомитетом нацбезопасности уголовного дела по факту совершения правонарушений его заместителем Канатом Мурзахалиловым - идет следствие.
Эффект разорвавшейся бомбы произвела публикация Илима Жанузакова «Кто нажил миллионы на хадже?», опубликованная на сайте радиостанции «Азаттык» ( http://www.azattyk.org/ content/ kyrgyzstan _hajj_ сorruption /2270979.html ). Не будем приводить выдержки. Достаточно отметить, что автор статьи со ссылкой на конкретные факты и данные официальных органов пишет, что «из выданных Саудовской Аравией 5060 хадж-виз по средней цене $3000 «на сторону» было продано 1793 визы». Общий «навар» составил более $5 млн. В публикации приводятся и другие факты. В заключение И. Жанузаков привел мнение руководителя Конгресса мусульман Кыргызстана и Центральной Азии Бакыта Нурдинова, прямо обвинившего в коррупционных прегрешениях госкомрелигии, администрацию главы государства и спецслужбы.
В начале января 2011 года муфтият на юге Кыргызстана начал проведение многообещанной аттестации имамов. Считалось, что юг больше заражен влиянием религиозных экстремистов, хотя многочисленные задержания членов «хизб-ут-тахрир» и других сеющих смуту группировок на севере страны перестали удивлять наших граждан. Чего стоит один факт членства в группировке выходцев севера Кыргызстана, убивших 4-5 января сего года четверых сотрудников силовых структур в Бишкеке и одного в его окрестностях?
Всячески одобряя сильно запоздавшую аттестацию, вынужден заметить: болезнь сильна не только в провинции. Скажем прямо, одному Аллаху известно, на каком уровне организована деятельность мечетей и главной кузницы кадров муфтията – Исламского университета в Бишкеке. В частности, до сегодняшнего дня упомянутый университет не прошел процедуры регистрации в министерстве образования республики и не получил лицензии. По последним данным в университете, образованном в 2003 году, обучается около 300 студентов и работает 35 преподавателей (http: //www.old.islam.kg/ ?open= islamuniver ).
Интересно, чему и как учат там студентов – будущих имамов, если до сих пор учебный процесс не отвечает основным требованиям закона и минобразования? А может в этом вопросе министерство образования духовенству не указ?
Отсюда не меньше вопросов вызывает законность диплома Исламского университета. Кстати, сам уважаемый муфтий Чубак Ажы Жалилов является обладателем такового. Вопросы узаконивания деятельности данного учебного заведения поднимаются давно (см. напр. http://www.azattyk.org/Content/News/1336858.html ). Однако, решать связанные с этим проблемы некому как при прежних властях, так и при нынешних.
К чему может привести такого рода беспечность предельно ясно 22 декабря 2010 года в Бишкеке на международной научно-практической конференции «Образование и религия: отечественный и международный опыт» сказал профессор теологического факультета Ошского государственного университета Энвер Мустафа: «Религиозная безграмотность в Кыргызстане может привести к тому, что ислам от экстремизма отличить будет невозможно. Религиозная безграмотность населения является угрозой национальной безопасности, - если подрастающему поколению не давать возможность получить достойное, правильное религиозное образование, то, возможно, в будущем радикальные группировки будут их использовать». (http://www.for.kg/ru/news/142533/).
В газетах и интернет-изданиях нет недостатка в материалах, освещающих религиозные проблемы. Любой желающий сможет найти и публикации, касающиеся уровня образованности имамов ведущих мечетей страны. Можно с долей критики относиться к отдельным из них, но в целом складывается невеселая картина. Все же нам не остается ничего иного, кроме надежды на то, что как руководство муфтията, так и чиновники госкомрелигии и других ведомств, заинтересованных в оздоровлении атмосферы среди верующих, начнут реально, а не декларативно работать в повышении эффективности позитивного воздействия на души сограждан.
* Секуляризм — концепция, согласно которой государство и общество должно существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры.