Топливо будущего
Бишкек. 26 ноября. КирТАГ— Топливо будущего. Как Индия реализует масштабные проекты по продвижению зеленого водорода.
События последних лет подчеркивают способность Индии наращивать мощности возобновляемых источников энергии беспрецедентными темпами. Страна стала одним из мировых лидеров в области энергетического перехода. Об этом - в материале издания Vietnam Times.
И вот одно из таких событий: индийские железные дороги собираются провести испытания своего первого поезда на водородном топливе в декабре этого года. Поезд, произведенный на заводе Integral Coach Factory в Тамил Наду и рассчитанный на движение со скоростью до 140 км/ч, использует топливные элементы, которые объединяют водород и кислород для выработки электроэнергии.
При этом единственным выбросом будет водяной пар.
Дистанция испытательного пробега составит 90 км. Если он пройдет успешно, Индия планирует вывести в свою железнодорожную сеть еще 35 поездов на водородном топливе к 2025 году. Это соответствует цели правительства Индии по достижению нулевых выбросов углерода к 2030 году.
Также недавно впервые в мире компания Jakson Green, занимающаяся проектами энергетического перехода, синтезировала метанол, извлеченный из продуктов горения CO2, в рамках пилотного проекта на базе ведущей в Индии электрогенерирующей компании - тепловой электростанции "Виндхьячал" Национальной тепловой энергетической корпорации (NTPC).
NTPC Green Energy, установленная мощность которой в настоящее время составляет 3 220 МВт, намерена увеличить этот показатель до 6 000 МВт к марту 2025 года, до 11 000 МВт - к марту 2026-го и до 19 000 МВт - к марту 2027 года.
Еще один пример - первый в Индии многоцелевой пилотный проект по производству зеленого водорода на гидроэлектростанции "Натпа Джакри" мощностью 1 500 МВт (NJHPS) в Джакри, штат Химачал. Проект, запущенный в апреле этого года, стал первой в стране многоцелевой (вырабатывающей тепло и электроэнергию) установкой по производству зеленого водорода для удовлетворения потребностей в топливе для сжигания, а также для выработки электроэнергии с помощью топливного элемента мощностью 25 кВт.
И наконец, индийский порт Парадип, расположенный в Бенгальском заливе, в штате Одиша, планирует разработать эксклюзивный причал для зеленого водорода и зеленого аммиака для их экспорта и бункеровки производительностью 5 млн тонн в год.
Причем подобные решения в области возобновляемой энергии реализуются в различных секторах. В октябре этого года государственный производитель электроэнергии NTPC объявил о партнерстве с индийской армией по созданию в одной местности солнечной водородной микросети для обеспечения стабильного электроснабжения с использованием зеленого водорода в армейских подразделениях, не подключенных к электросети.
Такие проекты, соответствующие Национальной миссии по зеленому водороду правительства Индии, призваны ускорить развитие инфраструктуры производства зеленого водорода в энергетическом секторе Индии.
Власти приветствуют продвижение водорода как топлива будущего в Индии. Согласно их ожиданиям, транспортные средства на этаноле будут доминировать на рынке, что приведет к созданию рабочих мест в сельском хозяйстве.
Водород, и особенно зеленый водород, рассматривается как значительный альтернативный источник революции в энергетике. Популярность его растет, поскольку доказано, что зеленый водород выделяет мало парниковых газов или совсем не выделяет их.
С точки зрения энергетических потребностей экономика Индии в настоящее время является третьей по величине в мире, и, по оценкам, к 2030 году ожидается, что спрос на энергию в стране увеличится на 35%.
Национальная миссия Индии по зеленому водороду, которая была запущена в январе 2023 года, направлена на развитие мощностей для производства не менее 5 млн тонн топлива в год с соответствующим добавлением около 125 ГВт мощностей возобновляемой энергии всего по стране. В настоящее время мощности на основе неископаемого топлива составляют около 42% установленной генерации энергии в Индии. Правительство намерено увеличить этот показатель до 50% к 2030 году.
Десятки миллионов рупий выделяются на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в 2025–2026 годах, еще $2,1 млрд - на схему "Стратегические меры по переходу на зеленый водород" (SIGHT), которая предусматривает стимулы для производства зеленого водорода.
В рамках миссии по зеленому водороду правительство также намерено подготовить квалифицированную рабочую силу численностью около 600 тыс. человек в течение следующих шести лет.
Технология производства водорода разработана в Индии, многие материалы, используемые ею, тоже имеют местное происхождение. Недавно компания Bharat Heavy Electricals Limited (BHEL) заключила соглашение о передаче технологий с Центром атомных исследований им. Бхабхи (BARC). Речь в нем идет о системе щелочного электролизера мощностью 50 кВт для производства водорода. Это важный шаг с точки зрения распространения технологии и ее коммерциализации для применения в таких секторах, как нефтеперерабатывающая промышленность, производство удобрений, стали, транспорт и т. д.
Основная цель миссии - позиционировать Индию как ведущий мировой центр производства, использования и экспорта зеленого водорода и его производных.
Альянсы в области зеленой энергетики также инициируются на уровне штатов. К примеру, энергетические гиганты договариваются о развитии парков и проектов по возобновляемой энергии. Соглашение предусматривает совместную разработку подключенных к сети парков и проектов возобновляемой энергии, включая солнечную, ветровую, гибридную и т. д.
В соответствии с целями по увеличению доли зеленого водорода правительство недавно освободило солнечные и ветровые электростанции, расположенные в особой экономической зоне, и находящиеся там же экспортно ориентированные установки по производству зеленого водорода от обязательства закупать модули и турбины из утвержденного списка моделей и производителей. Освобождение распространяется на установки по выработке возобновляемой энергии, которые будут введены в эксплуатацию до декабря 2030 года для производства зеленого водорода и его производных.
Эксперты прогнозируют, что рынок сектора зеленых технологий в Индии достигнет $45–55 млрд к 2027 году. В исследовательских отчетах подчеркивается, что рост зеленых технологий стимулируется растущим внедрением приложений в области интернета вещей, облачных вычислений, платформ данных и аналитики, цифровых двойников (цифровая модель предполагаемого или реального физического продукта, системы или процесса) и блокчейна.
Наконец, помимо явного поощрения инвестиций в водородные технологии, правительство Индии старается решать такие важные проблемы, как высокие затраты, неопределенность политики и технологий, сложность цепочки создания стоимости и требования к инфраструктуре, правила и стандарты, а также общественное признание источников топлива без выбросов.
В поисках инновационных механизмов финансирования для поддержания роста возобновляемой энергетики в частном секторе власти запустили платформу ASSET (аббревиатура означает ускорение устойчивых решений для энергетического перехода), чтобы поддержать индийские штаты в ускорении их зеленого перехода. Это признание решающей роли штатов в реализации национальных целей Индии по достижению нулевых выбросов парниковых газов к 2070 году. Зеленый водород может стать важным фактором глобального перехода к устойчивой энергетике и экономике с нулевым уровнем выбросов.
Во всем мире существует беспрецедентный импульс для реализации многолетнего потенциала водорода как решения для экологически чистой энергии. Д-р Эмануэле Тайби рассказывает, как обстоят дела с водородом сейчас и как он может помочь в достижении чистого, безопасного и доступного энергетического будущего. Водород становится одним из ведущих вариантов хранения энергии из возобновляемых источников энергии с водородным топливом, потенциально способным транспортировать энергию из возобновляемых источников на большие расстояния — из регионов с богатыми энергетическими ресурсами в энергоемкие районы за тысячи километров. Водород — самый простой и самый маленький элемент в периодической таблице. Независимо от того, как он производится, в итоге получается одна и та же безуглеродная молекула. Однако пути его производства очень разнообразны, как и выбросы парниковых газов, таких как двуокись углерода (CO2) и метан (CH4). Зеленый водород определяется как водород, полученный путем расщепления воды на водород и кислород с использованием возобновляемой электроэнергии. Это совсем другой путь по сравнению с серым и синим. В заключение, основными действиями по ускорению декарбонизации до 2030 года являются: 1) энергоэффективность 2) электрификация с использованием возобновляемых источников энергии 3) быстрое ускорение производства возобновляемой энергии (что еще больше снизит и без того низкую стоимость возобновляемой электроэнергии) 4) расширение масштабов устойчивого , современная биоэнергетика, необходимая, среди прочего, для производства зеленого топлива, для которого требуется CO2 5) декарбонизация серого водорода зеленым водородом, что позволит увеличить масштабы и снизить стоимость электролиза, сделав зеленый водород конкурентоспособным и готовым к дальнейшему наращивать масштабы в 2030-х годах для достижения цели достижения нулевого уровня выбросов к 2050 году.
Источник фото: Из открытых источников