Топливо будущего

Дата: 15:14, 26-11-2024.

  Бишкек.  26 ноября. КирТАГ— Топливо будущего. Как Индия реализует масштабные проекты по продвижению зеленого водорода. 
События последних лет подчеркивают способность Индии наращивать мощности возобновляемых источников энергии беспрецедентными темпами. Страна стала одним из мировых лидеров в области энергетического перехода. Об этом - в материале издания Vietnam Times.
И вот одно из таких событий: индийские железные дороги собираются провести испытания своего первого поезда на водородном топливе в декабре этого года. Поезд, произведенный на заводе Integral Coach Factory в Тамил Наду и рассчитанный на движение со скоростью до 140 км/ч, использует топливные элементы, которые объединяют водород и кислород для выработки электроэнергии.
При этом единственным выбросом будет водяной пар.
Дистанция испытательного пробега составит 90 км. Если он пройдет успешно, Индия планирует вывести в свою железнодорожную сеть еще 35 поездов на водородном топливе к 2025 году. Это соответствует цели правительства Индии по достижению нулевых выбросов углерода к 2030 году. 
Также недавно впервые в мире компания Jakson Green, занимающаяся проектами энергетического перехода, синтезировала метанол, извлеченный из продуктов горения CO2, в рамках пилотного проекта на базе ведущей в Индии электрогенерирующей компании - тепловой электростанции "Виндхьячал" Национальной тепловой энергетической корпорации (NTPC).
NTPC Green Energy, установленная мощность которой в настоящее время составляет 3 220 МВт, намерена увеличить этот показатель до 6 000 МВт к марту 2025 года, до 11 000 МВт - к марту 2026-го и до 19 000 МВт - к марту 2027 года.
Еще один пример - первый в Индии многоцелевой пилотный проект по производству зеленого водорода на гидроэлектростанции "Натпа Джакри" мощностью 1 500 МВт (NJHPS) в Джакри, штат Химачал. Проект, запущенный в апреле этого года, стал первой в стране многоцелевой (вырабатывающей тепло и электроэнергию) установкой по производству зеленого водорода для удовлетворения потребностей в топливе для сжигания, а также для выработки электроэнергии с помощью топливного элемента мощностью 25 кВт.
И наконец, индийский порт Парадип, расположенный в Бенгальском заливе, в штате Одиша, планирует разработать эксклюзивный причал для зеленого водорода и зеленого аммиака для их экспорта и бункеровки производительностью 5 млн тонн в год.
Причем подобные решения в области возобновляемой энергии реализуются в различных секторах. В октябре этого года государственный производитель электроэнергии NTPC объявил о партнерстве с индийской армией по созданию в одной местности солнечной водородной микросети для обеспечения стабильного электроснабжения с использованием зеленого водорода в армейских подразделениях, не подключенных к электросети.
Такие проекты, соответствующие Национальной миссии по зеленому водороду правительства Индии, призваны ускорить развитие инфраструктуры производства зеленого водорода в энергетическом секторе Индии. 
Власти приветствуют продвижение водорода как топлива будущего в Индии. Согласно их ожиданиям, транспортные средства на этаноле будут доминировать на рынке, что приведет к созданию рабочих мест в сельском хозяйстве.
Водород, и особенно зеленый водород, рассматривается как значительный альтернативный источник революции в энергетике. Популярность его растет, поскольку доказано, что зеленый водород выделяет мало парниковых газов или совсем не выделяет их.
С точки зрения энергетических потребностей экономика Индии в настоящее время является третьей по величине в мире, и, по оценкам, к 2030 году ожидается, что спрос на энергию в стране увеличится на 35%.
Национальная миссия Индии по зеленому водороду, которая была запущена в январе 2023 года, направлена на развитие мощностей для производства не менее 5 млн тонн топлива в год с соответствующим добавлением около 125 ГВт мощностей возобновляемой энергии всего по стране. В настоящее время мощности на основе неископаемого топлива составляют около 42% установленной генерации энергии в Индии. Правительство намерено увеличить этот показатель до 50% к 2030 году.
Десятки миллионов рупий выделяются на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в 2025–2026 годах, еще $2,1 млрд - на схему "Стратегические меры по переходу на зеленый водород" (SIGHT), которая предусматривает стимулы для производства зеленого водорода.
В рамках миссии по зеленому водороду правительство также намерено подготовить квалифицированную рабочую силу численностью около 600 тыс. человек в течение следующих шести лет. 
Технология производства водорода разработана в Индии, многие материалы, используемые ею, тоже имеют местное происхождение. Недавно компания Bharat Heavy Electricals Limited (BHEL) заключила соглашение о передаче технологий с Центром атомных исследований им. Бхабхи (BARC). Речь в нем идет о системе щелочного электролизера мощностью 50 кВт для производства водорода. Это важный шаг с точки зрения распространения технологии и ее коммерциализации для применения в таких секторах, как нефтеперерабатывающая промышленность, производство удобрений, стали, транспорт и т. д.
Основная цель миссии - позиционировать Индию как ведущий мировой центр производства, использования и экспорта зеленого водорода и его производных.
Альянсы в области зеленой энергетики также инициируются на уровне штатов. К примеру, энергетические гиганты договариваются о развитии парков и проектов по возобновляемой энергии. Соглашение предусматривает совместную разработку подключенных к сети парков и проектов возобновляемой энергии, включая солнечную, ветровую, гибридную и т. д.
В соответствии с целями по увеличению доли зеленого водорода правительство недавно освободило солнечные и ветровые электростанции, расположенные в особой экономической зоне, и находящиеся там же экспортно ориентированные установки по производству зеленого водорода от обязательства закупать модули и турбины из утвержденного списка моделей и производителей. Освобождение распространяется на установки по выработке возобновляемой энергии, которые будут введены в эксплуатацию до декабря 2030 года для производства зеленого водорода и его производных.
Эксперты прогнозируют, что рынок сектора зеленых технологий в Индии достигнет $45–55 млрд к 2027 году. В исследовательских отчетах подчеркивается, что рост зеленых технологий стимулируется растущим внедрением приложений в области интернета вещей, облачных вычислений, платформ данных и аналитики, цифровых двойников (цифровая модель предполагаемого или реального физического продукта, системы или процесса) и блокчейна.
Наконец, помимо явного поощрения инвестиций в водородные технологии, правительство Индии старается решать такие важные проблемы, как высокие затраты, неопределенность политики и технологий, сложность цепочки создания стоимости и требования к инфраструктуре, правила и стандарты, а также общественное признание источников топлива без выбросов.
В поисках инновационных механизмов финансирования для поддержания роста возобновляемой энергетики в частном секторе власти запустили платформу ASSET (аббревиатура означает ускорение устойчивых решений для энергетического перехода), чтобы поддержать индийские штаты в ускорении их зеленого перехода. Это признание решающей роли штатов в реализации национальных целей Индии по достижению нулевых выбросов парниковых газов к 2070 году. Зеленый водород может стать важным фактором глобального перехода к устойчивой энергетике и экономике с нулевым уровнем выбросов.
Во всем мире существует беспрецедентный импульс для реализации многолетнего потенциала водорода как решения для экологически чистой энергии. Д-р Эмануэле Тайби рассказывает, как обстоят дела с водородом сейчас и как он может помочь в достижении чистого, безопасного и доступного энергетического будущего. Водород становится одним из ведущих вариантов хранения энергии из возобновляемых источников энергии с водородным топливом, потенциально способным транспортировать энергию из возобновляемых источников на большие расстояния — из регионов с богатыми энергетическими ресурсами в энергоемкие районы за тысячи километров. Водород — самый простой и самый маленький элемент в периодической таблице. Независимо от того, как он производится, в итоге получается одна и та же безуглеродная молекула. Однако пути его производства очень разнообразны, как и выбросы парниковых газов, таких как двуокись углерода (CO2) и метан (CH4). Зеленый водород определяется как водород, полученный путем расщепления воды на водород и кислород с использованием возобновляемой электроэнергии. Это совсем другой путь по сравнению с серым и синим. В заключение, основными действиями по ускорению декарбонизации до 2030 года являются: 1) энергоэффективность 2) электрификация с использованием возобновляемых источников энергии 3) быстрое ускорение производства возобновляемой энергии (что еще больше снизит и без того низкую стоимость возобновляемой электроэнергии) 4) расширение масштабов устойчивого , современная биоэнергетика, необходимая, среди прочего, для производства зеленого топлива, для которого требуется CO2 5) декарбонизация серого водорода зеленым водородом, что позволит увеличить масштабы и снизить стоимость электролиза, сделав зеленый водород конкурентоспособным и готовым к дальнейшему наращивать масштабы в 2030-х годах для достижения цели достижения нулевого уровня выбросов к 2050 году. 


Источник фото: Из открытых источников

Поделиться новостью: