КирТАГ
Кыргызское телеграфное
агентство

Бишкек, 11:51 | 29 марта

Что гражданам следует знать об общественных советах в Кыргызстане

Дата: 13:50, 23-05-2018.

Бишкек. 23 мая. КирТАГ – Мунара Боромбаева. С понятием «Общественные советы государственных органов» кыргызстанцы столкнулись не так давно, а значимость данного института существенна, так как советы выступают в роли моста, соединяющего государственные органы и гражданское сообщество.

В Кыргызстане общественные советы государственных органов (ОС) были созданы в 2010 году после апрельской революции, когда люди потеряли доверие к власти и считали необходимым создание институтов гражданского участия в управлении.

«Кыргызстан среди 230 стран мира по уровню ВВП на душу населения занимает 183 место. Это говорит о том, что у нас бедная страна. Как вы знаете, в бедных странах живут не очень образованные люди, которые не могут правильно, эффективно организовать свою жизнь. Поэтому многие активные образованные граждане нашей страны вступили в ОС, они хотят, чтобы Кыргызстан развивался, и не был в числе бедных стран. Мы пошли в ОС,  чтобы показывать нашим государственным органам альтернативные эффективные пути развития, указывать на недостатки в их работе. Работа в ОС осуществляется бесплатно, на безвозмездной основе», - говорит заместитель председателя ОС министерства экономики Ноокат Идрисов.

Несмотря на то, что ОС появились 8 лет назад, в стране есть граждане, которые до сих пор не знают о них, об их функциях или ставят под сомнение их деятельность и существование.

По словам эксперта Александра Третьякова, ОС  закреплены законом, и вопрос не стоит о том, должны они существовать или нет. «ОС - это гражданская активность нашего населения. Согласно Конституции, любому гражданину можно и нужно организовывать такие сообщества, которые он считает нужным. Скептики думают, наверное, о каких-то показателях результативности. Да, ОС существуют давно и действуют согласно своим миссиям, целям и результатам безотносительно к той программной установке, когда создавали переходный механизм между обществом и системой управления», - считает Третьяков.

В правительстве КР сообщили, что на сегодняшний день в 36 государственных органах (министерствах, государственных комитетах, государственных агентствах, государственных службах, государственных фондах, государственных инспекциях) должны быть сформированы ОС.  «На сегодняшний день  в 28 государственных органах сформированы ОС,  в 7 государственных органах продлены конкурсы для набора, в одном объявлен конкурс по отбору. Причиной тому является реорганизация некоторых государственных органов», - сказали в правительстве.

По словам  Идрисова, в данное время  ОС постепенно встают на ноги, им еще предстоит пройти большой путь развития, освоения технологий, которые должны применяться в их деятельности. «Постепенно появляются позитивные и эффективные результаты в деятельности ОС. В стране необходимо развивать институты гражданского участия в управлении. В любой демократической стране каждый гражданин должен иметь право и возможность для участия в улучшении своей жизни, жизни своего сообщества и жизни страны», - говорит эксперт.

Кроме того, Ноокат Идрисов привел несколько позитивных примеров деятельности ОС.  

«Мы в 2011 году предложили альтернативную экономическую политику, в рамках которой предлагали передать функцию по сбору страховых взносов  от Социального фонда государственной налоговой службе (ГНС), так как эти органы выполняют одну и ту же работу - проверяют документы по заработной плате организаций, тем самым происходит дублирование функций. В то же время, мы предлагали увеличить заработную плату сотрудников ГНС (за счет экономии средств в результате сокращения штата в Социальном фонде), в целях уменьшения коррупции в ГНС. В настоящее время эта практика в порядке эксперимента применяется в нескольких районах Бишкека, и в перспективе планируется её применение по всей стране. Другой пример, несколько лет назад министерство экономики собиралось купить министру и заместителям министра ручки марки Parker по $100, мы им сказали, что этого не стоит делать, пусть пишут обычной ручкой. После чего  этот тендер был отменен, министерство отказалось от покупки дорогостоящих ручек. Еще один пример, ОС министерства транспорта обратил внимание на то, что министр постоянно пользуется автомашиной китайской компании, которая занималась строительством дорог в Кыргызстане. Это означало, что у министра с этой компанией были какие-то негласные интересы. После шумного  скандала автомашину вернули китайской компании, а министр был уволен».

Ноокат Идрисов также  рассказал о том, что ОС министерства экономики передал министерству и другим государственным органам множество ценных рекомендаций по развитию страны. «К примеру, мы передали в министерство экономики рекомендации по реформированию  налоговой системы, применение которых приведет к существенному росту экономики страны. Опубликовали предложения по реформированию системы образования. Направили президенту и правительству предложения по реформе судебной системы (альтернативный способ). Передали в министерство экономики рекомендации по увеличению доходов страны от добычи полезных ископаемых. Так как из-за коррумпированности прежних властей страны золото крупнейшего месторождения Кумтор мы просто «выбросили на ветер». Находящееся на втором месте по запасам золота месторождение Джеруй (с золотым запасом примерно 3 млрд. долларов) страна  почти за бесценок отдала иностранной компании. Мы предложили государству впредь самому разрабатывать месторождения золота и других ценных полезных ископаемых: создавать государственные предприятия, нанимать туда на мировом рынке лучших менеджеров и инженеров. Тогда золото останется у нас, а иностранным специалистам мы будем платить лишь заработную плату, страна получит в государственный бюджет в десятки раз больше доходов. Если бы государственные органы  прислушивались к нашим предложениям, уровень жизни граждан в стране был бы намного выше», - отмечает представитель ОС.

Программа Европейского союза в рамках проекта «Усиление вовлечения гражданского общества в общественные советы» провела исследование. Они попросили членов ОС и представителей государственных органов ответить на вопрос - за что можно похвалить ОС? Выяснилось, что роль ОС значительна в вопросах снижения коррупции и обе стороны сошлись на том, что ОС оказывают реальную помощь в работе комиссий и тендеров, особенно, если вопрос является важным для населения и бизнеса.

К примеру, министерство труда и социального развития провело тендер на 25 млн сомов для летнего отдыха ЛОВЗ. Победителями были выбраны санатории «Голубой Иссык-Куль» и «Кыргызское взморье». По правилам тендера, выигрывает тот, кто предлагает наименьшую стоимость услуг. Один из них предложил такую стоимость услуг, но не со всеми необходимыми процедурами для ЛОВЗ. Тогда министерство обратилось в ОС рассмотреть и поддержать  ведомство по выбору санатория с полным комплексом услуг, не смотря на более высокую стоимость.

Также в исследовании отмечается, что ОС можно похвалить за открытую и прозрачную работу. Респонденты отмечают, что если раньше ОС получали от государственных органов отписки, то теперь они работают совместно и согласованно.

К примеру, ОС того же минтруда участвуют в тендерах, заслушивают отчеты по бюджетным расходам и прогнозированию бюджета на предстоящий год, выявляют факты не прозрачного и нецелевого использования средств и вносят предложения по применению соответствующих мер, практически ведут антикоррупционную работу.  

Кроме того в исследовании отмечается  огромная роль малых общественных советов (МОС), которые включают в себя гражданских активистов на местах.  Задачами МОС являются содействие органам МСУ в решении вопросов местного значения, правовая поддержка семей мигрантов, мониторинг качества семей мигрантов. Кроме того, МОСы решают проблемы населения по таким направлениям как гендерные, правовые, медицинские, психологические, социальные вопросы, а также оказывают помощь лицам подвергшимся насилию в семье.

По мнению Александра Третьякова, если посмотреть масштаб охвата страны, то как раз эти советы являются максимальными в стране по своему количеству, составу, охвату тех людей, с которыми они работают и на которые оказывают воздействие.

«На мой взгляд, будущее развитие общественных советов как раз за советами местного уровня. Они должны существовать внутри местных сообществ и выражать их интересы. Это принципиальное различие: одни - при госорганах, вторые – внутри местного сообщества. Эта разница позволяет рассматривать оба таких подхода, которые в целостности могут создать для страны уникальный прецедент», - уверен А. Третьяков.

Материал подготовлен в рамках проекта «Усиление вовлечения гражданского общества в Общественные советы в Кыргызстане».

Поделиться новостью: