Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Заявления о том, что агитация через информагентства незаконна - абсолютно беспочвенны

26 Июля, 12:45  /   Обновлено в 12:45 26.07.2011

Бишкек. 26 июля. КирТАГАлия Абдраимова, юрист ОФ «Институт Медиа Полиси». Заявления о том, что агитация через информагентства незаконна - абсолютно беспочвенны.

Опубликование центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики списка аккредитованных средств массовой информации КР для участия в предвыборной агитации на предстоящих выборах президента страны вызвало бурную общественную дискуссию, так как ни одного отечественного информационного агентства (ИА) в данном списке нет. Резонно встает вопрос: законно ли будет участие ИА в предвыборной агитации, несмотря на решение ЦИК? И каковы будут последствия данного решения ЦИК для тех кандидатов, которые приняли решение проводить агитацию через ИА?

Итак, вопрос первый: законна ли агитация через информагентства?

Наш ответ: да более чем, поскольку статья 22 Конституционного закона «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР» при проведении выборов обеспечивает гражданам КР, кандидатам, политическим партиям право на свободное проведение агитации в соответствии с законодательством, где они вправе проводить агитацию за или против любого кандидата, списка кандидатов, свободно и всесторонне обсуждать предвыборные программы кандидатов или политических партий.

Более того, п.13 ст. 22 закона гласит, что «13. Агитация при проведении выборов может осуществляться: 1) через средства массовой информации; 2) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий); 3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; 4) в иных не запрещенных настоящим конституционным Законом формах.»

Это значит, что граждане КР, кандидаты и политические партии имеют полное законное право на проведение предвыборной агитации не только через СМИ, которые были аккредитованы ЦИК, но и посредством иных, не запрещенных Конституционным законом формах, к которым может относиться и проведение агитации через агентства, поскольку закон не содержит какой-либо нормы, которая относила бы форму агитации в информагентствах к незаконным.

Следовательно, многочисленные заявления о том, что агитация через ИА незаконна - абсолютно беспочвенны. Данный вид агитации не запрещен, а значит граждане КР, кандидаты и политические партии имеют полное право агитировать посредством ИА при условии, что данные действия будут оплачены из средств избирательного фонда.

Вопрос второй: имеет ли ЦИК право аккредитовать информационные агентства?

Наш ответ: безусловно! Вместе с тем, необходимо констатировать факт наличия пробела в законодательстве, который в дальнейшем необходимо разрешать с привлечением широкой общественности и участием всех заинтересованных сторон.

Но на сегодня ЦИК имеет полное право аккредитовать ИА согласно п.13 ст. 22 Конституционного закона, в том числе и путем формирования дополнительного списка, так как необходимо учитывать реалии современного информационного общества, и не забывать о значении и важности информационных агентств. Ведь граждане нашей страны, которые находятся не только на территории Кыргызстана, но и далеко за его пределами, нуждаются в доступе к информации кыргызстанских газет, радио и телевидения для принятия решения и реализации своего права на выбор. А значит, информационные агентства для них - единственный источник оперативной и достоверной информации о событиях, происходящих на Родине.

Вопрос третий: В чем плюсы и минусы сложившейся ситуации?

Наш ответ: основные плюсы заключаются в том, что теперь ИА не подпадают под многочисленные запреты, установленные законодательством для СМИ при проведении предвыборной агитации, а, следовательно, агентствам предоставляется возможность в полной мере ощутить прелести понятия «демократического общества».

Так, например, если для СМИ установлены ограничения в опубликовании результатов общественных опросов в последние 5 календарных дней до дня голосования, а также в день голосования, то на ИА данный запрет не распространяется. Не стоит забывать и о финансовой составляющей вопроса, так как если печатные и электронные СМИ были лишены возможности самостоятельно определить свою ценовую политику в преддверие данных выборов, то агентства могут устанавливать те цены, которые считают необходимыми.

Основной минус в сложившейся ситуации заключается в том, что информагентства лишены тех привилегий, которые предоставляются СМИ. Так, согласно положению ЦИК «О порядке аккредитации СМИ, участвующих в предвыборной агитации и их работы в период проведения выборов Президента КР» от 11 июля 2011 года, аккредитованные СМИ имеют право: присутствовать на заседаниях Центральной избирательной комиссии; пользоваться средствами связи для передачи оперативных сообщений в свои редакции, другой техникой связи, установленной в специально отведенных для аккредитованных журналистов местах; получать информацию, касающуюся решений, принятых центральной избирательной комиссией;  осуществлять видео и фотосъемку в здании ЦИК и так далее.
С другой стороны, не стоит забывать и о том, что сотрудники информагентств, являющиеся гражданами КР и обладающие активным избирательным правом, могут выступать и в качестве наблюдателей, которым также предоставлены определенные привилегии при проведении выборов. А наблюдатели, согласно статье 9 Конституционного закона, имеют право осуществлять наблюдение за формированием состава избирательной комиссии любого уровня; осуществлять наблюдение за ходом формирования списков избирателей; осуществить наблюдение за ходом учета избирателей; осуществлять наблюдение за информационным обеспечением выборов и так далее по тексту закона.

По сути, наблюдателям предоставляется больший объем прав во время избирательного периода нежели аккредитованным СМИ.

 Но, стоит помнить о том, что единственным важным законодательным условием для приобретения статуса наблюдателя является то, что последние должны быть назначены кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими список кандидатов, а также некоммерческими организациями. В направлении указываются фамилия, имя и отчество и и т.д. Направление действительно при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Более того, предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

В заключение стоит напомнить, что отсутствие в национальном законодательстве понятия и статуса информационных агентств, никоим образом не означает, что отношения в сфере интернет вовсе не регулируются. Ведь согласно нашему законодательству к содержанию информационных материалов, которые размещаются не только в СМИ, но и распространяются иными способами предъявляются такие требования, как объективность, достоверность, а также соблюдение принципа равенства кандидатов, политических партий, и исключение проявления предпочтения к какому бы то ни было кандидату или политической партии.