Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Война на дорогах: Кыргызстан бьет все рекорды по числу погибших в ДТП

28 Ноября, 11:10  /   Обновлено в 15:16 28.11.2013
Бишкек. 28 ноября. КирТАГ – Альбина  Метерова . «Каждый день на дорогах смертные случаи. Садишься за руль и уходишь как на войну! Если и едешь с допустимой скоростью, то страх, что тот другой, спешащий на собственные похороны, прихватит тебя с собой».

Это один из комментариев в соцсетях новости о ДТП в Кеминском районе, в котором погибли 8 человек. Ни добавить, ни убавить. Все верно. Каждый день  СМИ начинают свой   день со сводки ДТП. И каждый день в этой сводке 3-5 смертей. Причем на дорогах погибают старики и младенцы, женщины и мужчины.

«В Кыргызстане в ДТП погибает больше людей, чем на войне, - заявил на заседании парламентского комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству депутат от фракции «Ар-Намыс» Абдырахман Маматалиев. - Кыргызстан занимает первое место в мире по смертности в дорожно-транспортных происшествиях. И при этом в программе по переходу Кыргызстана к устойчивому развитию на 2013-2017 годы не учтен вопрос безопасности на дорогах».

«Кыргызстан ставит рекорды по числу погибших в ДТП людей,-  вторит ему депутат  от фракции «Ата Мекен»  Ташполот Балтабаев. - Правительство совсем не волнует число погибших на дорогах. Только однажды данный вопрос поднимался на заседании правительства».

«Кабмин должен в кратчайшие сроки разработать комплексную программу по предотвращению ДТП. И чтоб государственная регистрационная служба ответила за продажу фальшивых прав. А то получается, что у ГРС есть право продавать права, но нет ответственности», -  отметил Ташполот Балтабаев.

Глава ДПС Талантбек Исаев признал что,  в Кыргызстане в ДТП погибает больше людей, чем от рук бандитов или уличной преступности. Лишь за 10 месяцев 2013 года в Кыргызстане произошло почти 6 тыс. ДТП, в которых погибли 933 человека, за 2012 год погибли 1069  человек. На первом месте по количеству ДТП - Чуйская и Жалал-Абадская области и город Бишкек.

Главной причиной роста ДТП -  неопытность водителей, которые получают водительские права по самоподготовке. В пример Исаев он привел ДТП в Кеминском районе, в котором погибли 8 человек. Водитель имел удостоверение, выданное 19 декабря 2012 года, то есть водительский стаж у него был менее года, водитель неопытный. «По моим данным, этот водитель не обучался, получил удостоверение по самоподготовке. Мы выступаем против самоподготовки, два года пытаемся добиться отмены данного постановления», - сказал Т.Исаев.

«Мы устроили проверку автошкол страны. Их у нас  204, в ходе проверок выяснили, что только 3 из них соответствуют нормам и имеют материально-техническую базу. Нам удалось закрыть 39 автошкол, изъять лицензии у 60», - сказал Талантбек Исаев.

Директор департамента транспортных средств и водительского состава ГРС Абдыбек Дюшалиев  сообщил, что с начала года департамент выдал 113 732 водительских удостоверения, в том числе 1169 международного образца. «Требования к экзаменуемым ужесточены. Теперь получить права не так просто», - заверяет Абдыбек Дюшалиев.

«Сегодня  молодежь не обучается, как мы, по 3-6 месяцев, все решают деньги. Купил права по так называемой самоподготовке и езжай куда хочешь»,- возражает на это таксист – водитель с 30 летним стажем Анатолий.

Глава ДПС  рост ДТП связывает и с увеличением количества ввозимых в страну машин.
«Ежедневно  в Кыргызстан ввозится  около 200 машин с Японии, США и Германии, сегодня в каждой семье имеется по 1-2 и более машин, а наши дороги не рассчитаны на такое количество машин. Причем в основном ввозят праворульные авто. Неплохо было бы запретить их ввоз в страну», - говорит Исаев.
Может быть и неплохо. Но и сам Исаев понимает, что запрет на праворульки гарантирует социальный взрыв, но не повлияет на ситуацию на дорогах.

Западные страны не выдумывают велосипед в борьбе за порядок на дорогах. И используют самый проверенный способ – наказание рублем. В России, к примеру, штрафы за превышение скорости составляют от 500  рублей до 5 тыс. рублей. В Финляндии штраф начисляют в процентах от годового дохода нарушителя.  К примеру, 27-летний Юсси Салонойа, наследник северной европейской империи производителей мяса, получил штраф в размере около двухсот тысяч долларов только за то, что в зоне действия знака 40 км/ч передвигался со скоростью 80 км/ч.

В Швейцарии допустимая скорость тоже невелика, а штрафы просто драконовские. За превышение на 50 км/ч приходятся платить от 690 евро, плюс изъятие прав сроком на год, а ещё издержки от тысячи евро. К слову, в этой стране размер платежей рассчитывается исходя из уровня дохода нарушителя. И один из самых больших штрафов в мире был выписан именно в Швейцарии в августе 2010 года. Его сумма составила $1 млн! Получил его за превышение скорости на дороге между Берном и Лозанной 37-летний миллионер - подданный Швеции, летевший на автомобиле Mercedes-Benz.

Депутат  Жогорку Кенеша Кыргызской республики  Дастан Бекешев также видит решение проблемы в увеличении суммы штрафов до 90 расчетных показателей или до 9 тыс. сомов.

Действенную меру придумали в  России в Партизанском районе Приморского края. Региональное управление ГИБДД провело акцию «Смерть на дороге ради спасения жизни».  На обочине дежурил человек в костюме Смерти с косой.  Смерть держала в руках знак «Ограничение максимальной скорости» 90 км/час. На знаке была надпись: «Нарушаешь ПДД? Я жду тебя!».