Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Торг на президентских выборах - предвестник нового витка дестабилизации

27 Июня, 11:18  /   Обновлено в 11:18 27.06.2011

Бишкек. 27 июня. КирТАГ – Бакыт Абдыкапар. Странное дело:  две недели как Роза Отунбаева возвратила Жогорку Кенешу с возражениями законопроект о выборах президента и парламента, вызвав бурю эмоций  доблестных депутатов и породив таинственную согласительную комиссию, однако общественность до сих пор толком  не знает, «о чем базар».  

В супердемократичной стране никто не удосужился показать людям документ, на котором сии возражения начертаны. Нешто возражения и впрямь такие сверхсекретные, что администрации президента и даже не склонным к особой дисциплине депутатам столько дней и ночей  успешно удается их скрывать от источника своей власти, то бишь народа?  Чудны ваши дела, о власть предержащие!

Интересно, что при этом ни одна, даже самая оппозиционная партия не выступила с заявлением по сути возражений. Лишь пресс-служба президента выставила скудное заявление по поводу возникшего шума, дескать, что раскричались – все дело в нехватке  денег. Надо полагать, авторы этого «шедевра» бумаготворчества не сомневаются, что «пипл схавает». А между тем даже  далекому от большой политики обывателю понятно, что дело вовсе не в деньгах. Как-то несерьезно думать, что президент и правительство, понимая насколько важно хотя бы раз по-человечески избрать главу государства,  вдруг озаботились состоянием бюджета, и так принятого с многомиллиардным дефицитом.

Кое-что любопытное из документа с возражениями в СМИ все же просочилось. В одном из своих интервью Омурбек Текебаев рассказал, что не нравится президенту: «В частности, глава государства задается вопросом, как будет голосовать избиратель, у которого нет большого пальца?  (Речь идет о маркировке проголосовавших, успешно использовавшейся ранее - КирТАГ). А если у него нет ладони или вообще руки? Затем президент выражает сомнения и возражает в отношении статьи законопроекта о том, что избиратель должен голосовать по фактическому месту проживания».

Не будем останавливаться на трогательной заботе  о людях с ладошкой без пальца, хотя в стране с мастерами по разворачиванию всяких «каруселей» маркировка проголосовавших избирателей не помешала бы. Гораздо важней позиция, согласно которой права голоса лишаются те, кто имел несчастье оказаться в день выборов не по месту прописки. Как трактовать подобное понимание демократии в стране, где значительная часть граждан, не имея постоянной работы, вынуждена находиться в поисках хлеба насущного вне дома чуть ли не все время? Как может власть, воссевшая на трон ценой крови десятков не прописанных в революционном Бишкеке жертв переворота, даже заикаться об отказе в реализации своего фундаментального права без малого миллиону  внутренних и внешних мигрантов? В конце концов, кто эти непрописанные постояльцы многочисленных новостроек из мазанок вокруг столицы? Кому и почему выгодно лишить их, а также студентов права голоса?

Если и есть что-то новое и ценное в законопроекте о выборах президента и парламента, так это  закрепление за рядовым кыргызстанцем права выбирать власть при достаточности факта гражданства и наличии документа, удостоверяющего личность.

Технически в 21 веке это сделать несложно. В кулуарах партий можно услышать, что нетрудно обеспечить компьютерами все две с лишним тысячи избирательных участков и объединить их с помощью программного обеспечения. В этом случае данные на человека, проголосовавшего по удостоверению личности и внесенные в базы данных на одном участке, автоматически «всплывут» при попытке повторного голосования на другом. Пора же, господа, уходить от использования непроверяемых амбарных книг и исчезающих в неизвестность протоколов!

Кстати, о протоколах. Что-то наши чиновники перестали говорить о Грузии  как модели для реализации реформ. Между тем в Грузии отсканированные копии всех протоколов со всех участков без промедления выставляются на государственном  интернет-сайте. Мы же до сих пор не видели копий протоколов прошлогодних выборов в парламент.

Думается, что сама Роза Отунбаева в составлении перечня возражений не играла первой скрипки.  Для нее самое главное – достойно уйти.  Прав неугомонный Омурбек Текебаев – свое «гнет» ее окружение, повторяющее, словно мантру, слова о необходимости обеспечения преемственности власти. Они хорошо знают и цену восьмой по счету Конституции, которую весьма влиятельные круги готовы пересмотреть хоть завтра, и степень уважения народа к временному правительству в стране, особенно на юге.

В Кыргызстане только постоянное нахождение во власти может хоть как-то гарантировать защиту от ответа за грехи. А грехов у власти  пруд пруди. Ни простой токмакчанин, борющийся за элементарное право избирать своего мэра, ни кыргыз или узбек, насмотревшийся на ужасы июньской резни, за вэпэшника голоса не отдаст. Да и демократии, как это видно на самом деле, больше не стало, не говоря уже о хлебе. Стало быть, завоевания 7 апреля призрачны.

Глинобитные окрестности Бишкека населяет простой люд, покинувший большей частью бедные районы юга страны. После прошлогодней резни народ продолжает покидать неуютный Ош. Миграция  баткенцев на север по признанию самих депутатов приняла недопустимые масштабы. Зачастую эта категория людей сохраняет прописку по прежнему месту жительства, так как оформление новых документов, в том числе  для получения пособий, связана с большой морокой и стоянием в очередях. Но даже без их голосов  на выборах в парламент осенью прошлого года «Ата-Журт» и «Республика» произвели фурор. А теперь представьте себе, что будет, если допустить на избирательные участки обитателей мазанок.

В коридорах администрации президента не скрывают, что власть не готова к выборам. Не будучи революционной по своей сути, она в очередной раз пытается увернуться от реального совершенствования процедуры голосования, продолжая надеяться на старые технологии. Есть в этом направлении и «успехи»: в результате интенсивного торга с парламентом складывается «сильный консенсус в пользу слабых реформ». Парламент в нынешнем составе, за немногим исключением, также не склонен к действительно прогрессивным и революционным шагам. Как иначе объяснить его неспособность дружно преодолеть вето? Можно не сомневаться: ветви власти сторгуются, и на неделе законопроект о выборах президента и парламента, пусть в кастрированном виде, но будет утвержден.

Но спасет ли нынешнюю власть путаный закон? Диву даешься: кто-то еще всерьез надеется, что вновь сработает рассыпающийся на глазах административный ресурс. Бывалые аппаратчики все еще верят в акимчиков да губернаторов и  хотят провести выборы по старинке, усадив в кресло президента своего джигита, хотя абсолютной уверенности в осуществлении планов у них нет: как-то притих голос руководителя ЦИК, предпочитают переждать с громкими словами и другие боссы от последней революции.

Они – неглупые люди и хорошо понимают опасность ситуации: народ уже не тот и совсем не просто заставить людей «проглотить»  подтасованные результаты выборов. Да и молодая поросль политиков демонстрирует готовность бороться за свое до конца. Не стоит забывать, что и в былые, более стабильные  времена Акаеву и Бакиеву не очень легко было провести выборы в желаемом русле.

Складывающаяся ситуация тревожит. Непрозрачные  и сомнительные правила игры будут способствовать применению политиками всех грязных приемов, и в этом они пойдут до конца.  Драки «по-взрослому» не избежать.  Один раз, когда не в меру ретивые активисты партий власти устроили провокацию с нападением на офис и поджогом документов «Ата-Журта» в Бишкеке, а не уступающие в горячности атажуртовцы едва не подпалили штабы оппонентов на юге, Розе Отунбаевой и Алмазбеку Атамбаеву удалось предотвратить раскол страны.  Не факт, что им вновь удастся предотвратить катастрофу, если, не дай бог, подобная ситуация повторится.

А пока же издерганная столкновениями страна без сильной власти и дееспособных силовых структур на полных парах летит навстречу баталии за самый престижный пост.