Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Токон Мамытов, депутат парламента: «Требования оппозиции не укладываются в русло закона»

18 Апреля, 14:21  /   Обновлено в 14:21 18.04.2012

Бишкек. 18 апреля. КирТАГ- Алмас Жумабаев. Оппозиция озвучила шесть конкретных требований, которые направила президенту Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву. Насколько они осуществимы с точки зрения законодательства, и какие из них идут явно в разрез с ним?

Как и было обещано оппозицией, митинги прошли везде, кроме Бишкека. Казалось бы, ничего особенного, где-то собрали больше людей, где-то меньше, в Таласе даже поскандалили-подрались. Возможно, этот процесс и оставался бы параллельным с  той жизнью, которую ведет вся страна, если бы  не требования, которые оппозиция во главе с парламентариями Камчыбеком Ташиевым, Ахматбеком Келдибековым и их соратниками Адаханом Мадумаровым и Исхаком Масалиевым выдвинули действующей власти по ее же устранению.  Причем  направили их  президенту.  Вот, где не просто политический, а конституционный казус.

Для начала напомним  озвученные требования:  отставка правительства в полном составе, формирование нового правительства, созыв конституционного совещания для внесения изменений в Конституцию, привлечение к ответственности виновных в апрельских и июньских событиях, возврат украденных средств, извлеченных из ячеек «АзияУниверсалБанка», и отставка генерального прокурора Аиды Саляновой.

Заявка, надо сказать, достаточно серьезная. Практически полное переформатирование государственного строя, который только-только начал обретать законодательные  формы. Но дело даже не в этом, а в адресате, к которому обратилась оппозиция - президенту Атамбаеву. Если бы это сделали простые дехкане, было бы простительно. Но законодатели, которые собственно и возглавляют оппозиционное движение, не они ли сами, устанавливая парламентское правление, ограничили главу государства в его полномочиях? Отсюда вопрос: по адресу ли направили свои требования «ораторы от народа», и насколько эти требования  укладываются в русло Закона?

Свое авторитетное мнение  по этому вопросу высказал  депутат от фракции «Ар-Намыс» Токон Мамытов. 

По его словам, для отставки правительства необходима инициатива одной трети депутатов парламента - это 41 депутат.

«Они должны инициировать этот вопрос, вынести его на обсуждение палаты. Для удовлетворения этой инициативы должно проголосовать простое большинство, т.е. 61 депутат. Но в данном случае, даже если парламент проголосует за отставку правительства, то президент будет решать - отправлять кабмин  в отставку, или нет»,- сказал Т. Мамытов.

Как заметил Т. Мамытов, президент вообще может оставить этот вопрос без рассмотрения. «Однако  если парламент через три месяца вернется к нему  вновь и примет решение об отставке правительства, то тогда президент обязан будет принять предложение парламента, т.е. удовлетворить отставку правительства»,- отметил депутат.

По словам Т. Мамытова, в данном вопросе многие политологи и эксперты путают отставку правительства, принятую парламентом, и вопрос, когда правительство  инициирует вопрос о выражении самому себе доверия или недоверия.

«Премьер-министр имеет право один раз в год внести в парламент вопрос о выражении правительству доверия или недоверия. И, если парламент, опять же простым большинством проголосует за выражение недоверия, то президент в течение 5 дней должен принять решение об отставке  или  роспуске  парламента»,- сказал Т. Мамытов.

По  мнению депутата, даже если сейчас такое и случится, вряд ли парламент будет загонять президента в угол, т.е. проголосует за выражение доверия правительству.

«Но кабмину будут даны жесткие указания по работе. И уже самим парламентом, при необходимости, через какое-то время будет вынесен вопрос об отставке правительства. И в этом случае президент будет вынужден принять решение парламента»,- считает он.

Что касается формирования нового  правительства, то, по мнению депутата, сама по себе эта формулировка некорректна.

«Ведь в Конституции четко записано, что партия, которая набрала более половины мест в парламенте,  формирует правительство. Или, как это произошло в этот раз, когда президент поручил  одной фракции создать коалицию, и уже она сформировала правительство»,-  сказал он. 

Относительно следующего  требования  оппозиции о созыве конституционного совещания для внесения изменений в Конституцию, Т.Мамытов уверен, что здесь идет прямое нарушение закона.

«Конституцию народ принял на  референдуме, с законодательными оговорками, согласно которым мы до сентября 2020 года не имеем права вносить  в основной документ страны  изменения, и  именно в части, и  это особо подчеркнуто, касающейся расширения или сокращения полномочий президента, ЖК, правительства, суда, местных органов. Никто подобные изменения вносить не в праве»,- подчеркнул депутат.

«Если же оппозиция  хочет добиться  внесения изменений в   другие  документы, то, пожалуйста, это можно сделать через референдум»,- добавил он.

Что же касается требований оппозиции по привлечению к ответственности виновных в апрельских и июньских событиях и возврата средств,  извлеченных из ячеек «Азия Универсал Банка», по заверению Т. Мамытова, на днях состоялось совместное заседание  девяти комитетов парламента, на котором были рассмотрены отчеты правительства и генеральной прокуратуры по исполнению постановления ЖК КР от 09.06.2011 года и от 2.02.2012 года.

«Были высказаны претензии,  как правительству, так и генпрокуратуре. В том числе, и по расследованию событий в апреле и июне 2010 года, в том числе по возвращению банковских  средств»,- сообщил  депутат.

По мнению Т. Мамытова, генеральному прокурору А. Саляновой надо дать возможность завершить начатые дела. 

«Да, надо признать, что есть ошибки в работе генпрокурора и всей генеральной прокуратуры. Сюда можно отнести и  некачественное следствие по Исхаку Пирматову, по радиационному углю, а также по объектам собственности, принадлежащих семье К. Бакиева. Да, некачественно. Но, несмотря на это, я считаю, что все-таки генпрокурору надо  дать возможность завершить эти дела. И после того, по результатам работы мы можем с нее спросить. И в случае необходимости отставку проводить в полном соответствии с установленными законодательством процессуальными нормами, а никак не на площадях»,- заключил Т. Мамытов.