Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Социсследования, проводимые в Кыргызстане накануне выборов, не вызывают доверия у населения – опрос

12 Августа, 14:10  /   Обновлено в 14:10 12.08.2011

Социсследования, проводимые в Кыргызстане накануне выборов, не вызывают доверия у населенияопрос

Бишкек. 12 августа. КирТАГМарина Сколышева, Мунара Шадыманова. Результаты социсследований, проводимых в Кыргызстане накануне выборов, не вызывают доверия у населения. К такому выводы пришли корреспонденты КирТАГ, выясняя мнения политологов, общественных деятелей, чиновников и депутатов парламента по поводу соцопроса консалтингового агентства «M-Vector».

Согласно результату социсследования, опубликованного агентством «M-Vector» 10 августа в среду, самый высокий рейтинг доверия среди политиков имеет премьер-министр Алмазбек Атамбаев.

«Этим исследованием были охвачены все области Кыргызстана. В первую очередь брались административные центры областей, но в обязательном порядке охватывалась и сельская местность, потому что это большая аудитория, которая требует обработки», - сообщила КирТАГ менеджер агентства Ольга Прокофьева.

По ее словам, сотрудники агентства, проводившие исследование, являются дипломированными специалистами.

«Кроме того, мы используем новейшие разработки в области исследований, которые идут к нам из Канады», - добавила. О.Прокофьева.

Однако Прокофьева отказалась озвучивать имена заказчиков этого опроса, отметив, что эта конфиденциальная информация.

КирТАГ решил провести собственный опрос с целью выяснить, насколько подобные исследования оправданы накануне выборов и вызывают ли доверие результаты исследования агентства «M-Vector».

Айнура Усупбекова - исполнительный директор ассоциации «Таза шайлоо»:

Такие исследования проводить нужно. Но данное исследование не очень развернутое. Тут не говорится, в каких регионах данное исследование проводилось. Для меня это не показалось беспристрастным. Сложно сказать, является ли это исследование заказом, но предрасположение к действующему правительству прослеживается.

Орозбек Молдалиев - заведующий отделом стратегического анализа аппарата президента КР, политолог:

В преддверие выборов вполне нормально проводить социологические исследования. Но их нужно проводить по правилам, есть методика проведения социологического опроса. Я не верю в объективность данного исследования. У нас часто опрашивают 10 человек, а выдают как 100.

Дмитрий Кабак - руководитель общественного фонда «Открытая позиция»:

Когда проводятся подобного рода исследования, нужно смотреть на авторитет и порядочность исследователябудь то некая организация, специализирующаяся на социсследованиях, либо газета или информационное агентство, проводящие опросы своими силами. Также необходимо учесть, кто из политиков контролирует это издание или организацию. Что касается непосредственно «M-Vector», насколько я знаю, это достаточно серьезная организация.

Не могу точно ответить на вопрос, следует ли проводить такие исследования перед выборами. С одной стороны, мы вправе знать подобные рейтинги. Но с другой стороны, может оказаться, что публикация таких исследований приравнивается к агитации. В таком случае их можно публиковать только в сроки, оговоренные законом. Этот момент необходимо прояснить у законодателей.

Омурбек Суваналиев - политик:

Я уверен, что это исследование - чистой воды заказ. Таким пиаром Алмазбек Атамбаев начал свою предвыборную кампанию. Всем известно, что этим занимается его советник, кажется, по правовым вопросам. Где-то числа 15 августа Атамбаева уже выдвинут в кандидаты. Он сейчас идет по пути Максима Бакиева, который действовал теми же методами, искусственно завышая рейтинги.

Сомневаюсь, что Атамбаев сможет стать лидером предстоящих гонок. И, на мой взгляд, о недоверие к нему в обществе высоко. К тому же уже в сентябре начнется бюджетный кризис.

По моему мнению, Атамбаев попытается использовать административный ресурс. Но у него это не получится, потому что нет единой власти, страну просто поделили на три части - между партиями, которые вошли в коалицию. И теперь каждый аким, каждый губернатор будет стоять за свою партию.

Ишенбай Абдуразаков - председатель общественного наблюдательного совета министерства иностранных дел КР:

Проводить такие исследования накануне выборов вполне нормально. Но это же по заказу определенных лиц делается, это политический пиар. Верить ли этим исследованиям или не верить, другой вопрос. Об этом можно будет говорить, когда появится хоть какая-то определенность, а сейчас же еще ничего не ясно, сейчас сплошной туман.

Курманбек Осмонов - депутат Жогорку Кенеша:

Это может отражать мнение отдельных слоев населения, но не отражает мнение всего народа. В таких рейтингах предоставлены не совсем верные оценки и показатели. Если человек у власти, он может всякими способами сделать себе такие рейтинги. Может и не специально кто-то заказывал, но приспешники могут быть при каждом режиме, и они  искусственно могут рисовать радужные цифры, чтобы повысить рейтинг своего кандидата. Все это принимать за чистую монету нельзя. Но как бы вы искусственно не набирали очки, на выборах народ сам расставит свои приоритеты.

Эти исследования особо ничего не решают, и нельзя полагаться, что рейтингами можно вытянуть за уши кандидата, если он сам ничего не стоит.

Эльмира Ногойбаева - эксперт аналитического центра «Полис Азия», исследователь общественно-политических и социальных процессов:

Это общая тенденция, когда накануне выборов выбрасываются несколько исследований подобного рода, часть из них являются объективными, часть необъективными. Людям интересны такие исследования, интересно, на кого ставить.

Особенно высок интерес к конкретно грядущим выборам. В их преддверие уже столько эпатажных заявлений делается. Я говорю не только о заявлениях, касающихся личностей кандидатов, но и других, например, о переименовании столицы.

Адиль Турдукулов – председатель фонда прогресса:

С приближением дня выборов президента, все чаще стали публиковаться данные неких социологических служб о рейтингах политиков и кандидатов в президенты.

Фонд прогресса предлагает избирателям критически относиться к такого рода данным. На сегодня в стране нет социологических служб, которые бы без политической конъюнктуры, на комплексной и постоянной основе вели исследования и фиксировали настроения людей. Исследования зарубежных социологических служб, проводимых в стране, носят разовый характер и не учитывают изменения настроения масс. К тому же такие социологические службы имеют свои цели, не всегда совпадающие с интересами страны.