Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Шоу депутатов по экономии народных денег не имело популярности

28 Ноября, 11:07  /   Обновлено в 11:07 28.11.2011

Бишкек. 28 ноября. КирТАГ - Бакыт Абдыкапар. По новому регламенту Жогорку Кенеш проводит заседания в полном составе лишь дважды в неделю, тогда как раньше депутаты работали три дня. Как следствие, сокращается драгоценное время, выделенное для окончательной эффективной проработки важных решений, оформленных в виде законов и постановлений.

Заскучавшие было журналисты и публика едва не клюнули на вброшенные в начале недели заявления членов партии власти (СДПК) о чрезмерных тратах торага в Бишкеке, «огромных» окладах представителей ЖК в Москве и неразборчивой раздаче автомобильных номеров с заветной серией KG, означающей принадлежность к высшей касте.

С телеэкранов депутат Данияр Тербишалиев искренне вопрошал: «Для бронированной автомашины Ахматбека Келдибекова за 1 миллион 300 тысяч сомов купили шины. Да на такие деньги можно купить элитную квартиру в Бишкеке». Его коллега Дамира Ниязалиева добавила интриги, заявив на заседании своей фракции: «Полномочные представители Жогорку Кенеша в Москве получают зарплату в два раза большую, чем у депутатов Кыргызстана. Водитель там получает 43 тысячи сомов, секретарь - 47 тысяч, в то время как депутаты ЖК получают 20 тысяч сомов».

Что называется «в тему» один из сайтов опубликовал длинный перечень бывших и нынешних чиновников, не являющихся нардепами, но пользующихся автономерами серии KG, принадлежащими ЖК. Другой журналист обратил внимание общества на то, что количество беловоротничковой челяди депутатов составляет 650 человек. Повидавший же всякое аксакал Курмантай Абдиев глубокомысленно изрек: «Идет черный пиар в отношении парламента». Дело попахивало если не скандалом, то уж точно «семейными разборками».

24 ноября, разбирательство состоялось, вернее, кончилось, едва начавшись. В ответ на заявление о неуместности езды на бронированном джипе, требующем дорогущие колеса, спикер предложил принять закон, обеспечивающий экономию денег за счет того, чтобы первые лица ходили пешочком и носили бронежилеты с касками на голове. А номера серии KG Ахматбек Келдибеков предложил упразднить вообще. Почему-то эти инициативы бурной поддержки у слуг народа не нашли.

Никто не стал обсуждать и вопрос о «заоблачных» окладах представителей ЖК в Москве. Наверное, вспомнили на трезвую голову, что 43 тысячи сомов в первопрестольной - ничтожная зарплата. Шоу не получилось. В итоге решили «разобраться» с вице-премьером Шамилем Атахановым за то, что тот указывает депутатам на низкое качество принимаемых законов. То-то потеха будет! К слову будет сказано, если подсчитать стоимость содержания автомашин с бензином, водителей и обслуги каждого из «рядовых» депутатов, да присовокупить к этому расходы на оплату их переговоров по мобильной связи и перелеты, то наверняка тоже выйдет значительная сумма.

Перед уходом на летние каникулы спикер ЖК Ахматбекбек Келдибеков за всех своих коллег - депутатов бравурно отчитался, что, мол, почти двести важных законов приняли. Однако никто до сих пор не проанализировал, как эти законы работают и работают ли вообще. Например, весной этого года во имя благородной задачи не допустить разрушения полотна автотрассы Бишкек-Ош парламентом был принят закон, ограничивающий вес большегрузных машин, которым можно ездить по этой важной дороге. Но любой, кто ездит по трассе, скажет, что ничего не изменилось - полотно дороги, как разрушалось, так и разрушается под шинами супергрузовиков.

Налогоплательщику и среднестатистическому кыргызстанцу сегодня не нужен дешевый эпатаж и популизм - жизненно важны серьезное осмысление происходящего и принятие по примеру коллег в Европе пусть не популярных, но трезвых решений.

Зима еще не началась, а из-за изношенности энергетической инфраструктуры, построенной еще при коммунистах, перегорают подстанции, кабели и трансформаторы. Часть населения сидит без света.

Министр энергетики Аскар Шадиев (кстати, член партии «Республика», обещавшей населению свет по цене 24 тыйына за киловатт в час при нынешней стоимости в 70 тыйынов) открытым текстом говорит, что если не принять экстренных мер по модернизации и восстановлению энергохозяйства, то через год-два даже при полных водохранилищах будем сидеть без электричества.

И премьер, избранный президентом, и вице-премьер Омурбек Бабанов пока не решаются объявить о необходимости безотложного повышения цен на электроэнергию для поддержания электрохозяйства. Парламент же требует, чтобы цены за электричество поднимали лишь с согласия ЖК и, похоже, хотел бы радовать публику только популистскими решениями.

Не спешат парламентарии и с анализом сложнейшего узла проблем, связанных с вхождением в Таможенный союз. Ведь, любому ясно, что Россия и Казахстан в обмен на дешевый бензин и газ ожидают внятных решений властей Кыргызстана. Не может «халява» быть вечной, а ужесточение таможенной политики на кыргызско-китайской границе неминуемо повлечет не только рост цен на ширпотреб, но и потерю десятков тысяч рабочих мест на рынках с серьезными последствиями. Об этих последствиях, кроме правительства, которое теоретически по примеру Японии можно из-за негодования общественности менять чуть ли не раз в квартал, должны думать и наши нардепы. Мало того, наши депутаты просто обязаны разделить с правительством ответственность за неминуемо грядущие непопулярные решения. Что-то не видно такого напряжения мозгов.

Пока в кыргызском обществе лишь небольшая кучка интеллектуалов всерьез озабочена будущим страны. Чиновники же понимают, насколько тяжела экономическая ситуация, но, боясь третьей революции, помалкивают. Не зря ведь Алмазбек Атамбаев взял отпуск - надо подумать. А думать, ей-богу, есть о чем.