Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Радужные перспективы после вступления Кыргызстана в Таможенный союз сомнительны – CAFMI

26 Декабря, 17:37  /   Обновлено в 17:37 26.12.2011

Бишкек. 26 декабря. КирТАГ – Радужные перспективы после вступления в Таможенный союз (ТС) сомнительны. Сообщается в анализе последствий вступления Кыргызстана в ТС, распространенном Центральноазиатским институтом свободного рынка (CAFMI), в понедельник.

«В 2011 году одним из самых серьезных решений правительства было решение о вступлении в ТС. 19 октября 2011 года страны ТС одобрили просьбу Кыргызстана о присоединении к ТС. Создана специальная рабочая группа для рассмотрения технических  вопросов вступления. Стоит отметить, что это важное решение, которое серьезно повлияет на жизнь каждого гражданина КР, было принято правительством без каких-либо широких общественных и парламентских обсуждений. Решение о вступлении в ТС правительство объясняет возможными перспективами увеличения объемов производства промышленности и сельского хозяйства, расширения рынков сбыта, создания новых рабочих мест и притока инвестиций. Все кажущиеся радужные перспективы после вступления в ТС сомнительны и необоснованны», - говорится в заявлении CAFMI.

Как отмечают эксперты, ТС является протекционистской организацией. 92% Единого таможенного тарифа ТС – тариф России, который направлен на защиту российского производства от импорта и стимулирование перехода потребителей других стран ТС на российскую продукцию. Очевидно, что использование протекционистских мер характеризует российскую продукцию, как менее конкурентоспособную по отношению к зарубежным аналогам.

Как отмечается, протекционизм в любых формах наносит ущерб благосостоянию населения, так как ограничивает свободную торговлю и приводит к удорожанию товаров и услуг. Эксперты CAFMI прогнозирует, что вступление Кыргызстана в ТС значительно повлияет на экономику и уровень жизни населения и предупреждают, что Кыргызстан ожидает ряд  негативных последствий при вступлении в ТС.

В КР средняя ставка таможенного тарифа составляет 5,1%, в ТС – 10,6%. Таким образом, средний таможенный тариф КР более чем в два раза меньше Единого таможенного тарифа ТС. Повышение таможенных пошлин приведет к повышению цен на все импортные товары. По результатам исследований Фонда «Проект Будущего», цены на импортные товары вырастут от 10% до 100%.  Растаможка автомобилей повысится от 2 до 4 раз в зависимости от года и объема двигателя. Повышение цен на товары может привести к раскручиванию инфляционной спирали вплоть до гиперинфляции. Результатом станет заметное снижение уровня жизни населения и рост бедности. Более того, завозимые крупными партиями продукты питания, в том числе овощи и фрукты из Узбекистана, Турции, Китая и других стран заметно вырастут в цене, подорвав продовольственную безопасность страны.

Кроме того, в анализе отмечается, что импортное сырье будет завозиться в меньших объемах, так как цены на него повысятся, что приведет к снижению конкурентоспособности кыргызстанской продукции, в частности швейной отрасли.

В настоящее время большая часть китайской продукции завозится по упрощенной схеме растаможки.  Растаможка товара в данное время стоит 28 центов за 1 кг, после присоединения к ТС увеличится в среднем до 4 евро. Это приведет к коллапсу реэкспорта китайских товаров, за счет которого живут около 500 тыс. человек или около 20% трудоспособного населения. При вхождении в ТС все эти люди станут безработными, что приведет к росту социальной напряженности.

В ТС распределение полученных доходов от взимания таможенных пошлин согласовано в следующей пропорции: Казахстан 7,0%, Беларусь 5,3%, Россия 87,7%. Размер пропорции Кыргызстана в общих доходах от взимания таможенных пошлин остается под вопросом. Безусловно, пропорция Кыргызстана будет меньше пропорции Беларуси.

Бюджеты стран Таможенного союза, в основном, формируются за счет налоговых и таможенных поступлений от экспорта. В КР значительная часть бюджета формируется за счет импорта. Другими словами, экономики стран ТС экспортоориентированные, экономика Кыргызстана, напротив, импортоориентированная.

В ТС создаются наднациональные органы, первый из которых - Комиссия таможенного союза. Решения в Комиссии принимаются большинством голосов и распределены следующим образом: Россия - 57%; Казахстан, Беларусь – по 21,5%. Таким образом, Кыргызстан теряет свою независимость в определении внешнеэкономической политики.

Согласно статистике Китая размер экспорта китайской продукции в нашу страну составляет около 10 млрд. долл. Эти данные указывают, что основным торговым партнером Кыргызстана является Китай.

Ставка налога на добавленную стоимость, согласованная в ТС составляет 17%, в Кыргызстане – 12%. Таким образом, повышение цен на импортные товары произойдет не только по причине увеличения таможенных ставок, но и вследствие повышения уровня НДС с 12% до 17%.

Помимо этого, CAFMI отмечает, что дополнительным фактором роста цен станет отмена действия упрощенного таможенного оформления (0,28$/кг.). Это означает, расходы по таможенной очистке всех товаров, ныне завозимых в КР по указанной ставке, возрастут в разы, с учетом оплаты таможенных пошлин и НДС. При этом цены на российские и казахские товары не упадут. Это приведет к росту инфляции, обесцениванию денег, сокращению диапазона доступных товаров. Потребители будут вынуждены покупать продукцию стран ТС, которая уступает по качеству в сравнении с зарубежной.

Кроме того, серьезной проблемой для участия Кыргызстана в ТС является членство республики во Всемирной торговой организации (ВТО). В частности, в рамках этой организации Кыргызстан принял на себя обязательство не повышать действующие ставки таможенных пошлин по отношению к третьим странам, что совершенно неприемлемо для других членов Таможенного союза. В случае одностороннего повышения таможенных пошлин до уровня ТС, возникнет вопрос компенсации потерь странам ВТО, размер которых может составить сотни миллионов долларов.

Также в анализе CAFMI указаны  возможные выгоды от вступления Кыргызстана в ТС. В частности, расширение рынков сбыта отечественной продукции будет стимулировать рост отечественного производства; беспошлинный импорт ГСМ из России; повысится инвестиционная привлекательность Кыргызстана для размещения производств на ее территории, что приведет к росту прямых иностранных инвестиций; более благоприятные условия для перемещения и проживания трудовых мигрантов на территории ТС.

Таким образом, вступление в ТС приведет к существенному росту инфляции, потере двух крупнейших торговых рынков, снижению конкурентоспособности швейной и других отраслей, потере независимости во внешнеэкономической политике и др.

Как отмечают эксперты, кыргызская сторона не использует все имеющиеся возможности и преимущества членства в ВТО и ЕврАзЭС.

CAFMI рекомендует для сохранения конкурентоспособности реэкспорта следует рассмотреть возможность снижения до нуля таможенных пошлин и устранения нетарифных, административных барьеров. Эти меры, в том числе, приведут к росту объемов торговли и снижению цен на импортные товары для населения КР. Потери бюджета при введении нулевых таможенных пошлин будут компенсироваться увеличивающимися налоговыми поступлениями вследствие роста объемов торговли, говорится в рекомендации CAFMI.

Немаловажным результатом вышеуказанных мер станет практически полная ликвидация коррупции в таможенных органах, так как при нулевых пошлинах и отсутствии административных барьеров отпадает необходимость дачи взяток.

Вступление в ТС будет означать, что Кыргызстан в перспективе не сможет стать крупным региональным центром торговли на подобии ОАЭ, Сингапура или Гонконга. Вступление в ТС ограничит экономическое и инновационное развитие Кыргызстана.