Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Политические итоги: 2011 - год громких обещаний и слабых надежд

30 Декабря, 11:45  /   Обновлено в 11:45 30.12.2011

Бишкек. 30 декабря. КирТАГ- Бакыт Абдыкапар. В 2011 год страна вступала тяжело. В воздухе стоял запах крови жертв революции, а также июньской межнациональной трагедии. Кыргызстану пришлось продолжать залечивать раны, восстанавливать сожженные дома и осуществлять крайне неблагодарную работу по стиранию с собственной репутации негативного клейма.

Наобещав на конференции доноров выделить на восстановление юга ни много, ни мало $1 миллиард, запад фактически не предоставил даже десятой доли этой суммы. Об этом среди кыргызского бомонда говорить не принято. Лишь в середине 2011 года госдирекция по восстановлению юга сообщила об израсходовании около $26 миллионов.

Не получив обещанного и болезненно  приняв выводы независимой международной комиссии по расследованию июньских событий, парламент в мае 2011 года без обиняков объявил ее главу Киммо Кильюнена  персоной нон – грата. Своих виновников не тронули. Или договорились не трогать. Весь западный мир качал неодобрительно головой, а президенту переходного периода ничего не оставалось, как делать вид, что она осуждает решение парламента. Тяжесть и печаль довлели над Кыргызстаном в дни поминовения на годовщине июньской трагедии.

Надо было как-то отходить от кошмара. Отчасти надежду вселяли предстоящие выборы президента Кыргызстана. Страна хотела живого разговора о новом, и как мессию ожидала человека, который бы вдохнул в жизнь воздух воскрешения и созидания.

В начале осени перед Кыргызстаном забрезжила надежда хотя бы немного компенсировать неудачи во внутренней политике внешнеполитическим успехом. Роза Отунбаева уверила соотечественников в том, что авторитет республики за ее пределами весьма высок, и это может выразиться в избрании страны в непостоянные члены Совета безопасности ООН. Неискушенному в особенностях кухни мировой политики рядовому кыргызстанцу даже понравилось, как Роза Отунбаева и МИД дали от ворот поворот прилетевшему в страну 18 октября министру иностранных дел Пакистана, пытавшемуся отговаривать наших руководителей от борьбы за престижное место.

Однако, в итоге голосования, прошедшего 21 октября, Пакистан опередил Кыргызстан с перевесом в несколько десятков голосов. Нашей стране дипломатично  указали на действительное место в международных делах. А втянутому в интригу рядовому кыргызстанцу стало известно, что его страна изначально не имела никаких шансов взять верх над ядерной державой со 187- миллионным населением, не на жизнь, а на смерть воюющей с религиозным радикализмом. И вновь возникало недоумение: зачем прекрасно разбирающейся в делах ООН Отунбаевой надо было втягивать Кыргызстан в авантюру с заведомо известным результатом?

Безусловно, главным политическим событием года стали выборы президента. Влиятельным  группировкам удалось на время предвыборной борьбы отвлечь массы соотечественников от невеселых мыслей плакатами, выступлениями и немногими занятными роликами. Вновь забрезжила надежда на более справедливые выборы с честным голосованием. Однако откровенно вялый ход борьбы при отсутствии у кандидатов свежих мыслей и дерзновенных, но реальных программ охладил интерес избирателей. Свою долю в неудовлетворенность электората внесли и неудачно проведенные общественной телерадиокомпанией теледебаты.

Если предельно лаконично выразить, что чувствует большинство кыргызстанцев по поводу политических итогов  2011 года, то этим словом будет разочарование. Пережив мародерства, кровь двух революций и бойни на юге, рядовой гражданин имел моральное право рассчитывать на явные перемены к лучшему, если не в экономической, то хотя бы в политической сфере – во всем, что связано с избранием лидеров страны. Ведь, в конце концов, за что до сих пор льется кровь в Сирии, Ливии, митингуют десятки тысяч людей в Москве и других местах?

Выборы президента страны прошли так же,  как при Аскаре Акаеве и Курманбеке Бакиеве. Основой «политтехнологий» стала банальная карусель. Но не это самое печальное. Итоги выборов жестко высветили правду для нас и про нас – кыргызов: мы пока не стали единой нацией и все еще мыслим архаичными категориями землячества, у нас нет политической партии или лидера, который смог бы объединить юг и север. Юг проголосовал за Адахама Мадумарова и Камчыбека Ташиева,  север – за Алмазбека Атамбаева, а голоса узбеков, как и раньше, стали разменной монетой в игре элит.

Скепсис электората отчасти разбавила инаугурация президента, состоявшаяся 1 декабря. Мирная передача власти преемнику все-таки состоялась, что зародило слабую надежду на сохранение цивилизованной традиции – хоть это у нас получилось.

Осознавая извечную хворь сограждан, имя которому регионализм, глава государства спешно назначил на должность руководителя своей администрации южанина Жанторо Сатыбалдиева. Еще одним «утешительным призом» для южан стала позиция спикера парламента. Повторяется старое: приходят во власть южане - на малозначащие, но формально статусные должности назначаются северяне, забирают власть северяне – то же самое происходит с точностью до наоборот. Примитив, но пока наша элита ничего нового придумать не в состоянии.

Другая правда,  которую нам пришлось еще раз осознать – всяк кыргыз, именующийся президентом, несмотря на Конституцию и проживание в стране с парламентской системой правления,  в глубине души мнит себя полновластным правителем и делает все, чтобы таковым стать.   Вскоре после выборов последовало переформатирование парламента,  и было создано правительство, состав и программа которого вызвали споры во всем обществе. Публика, как ни старалась, не могла узреть в  подходах команды Омурбека Бабанова к реформированию экономики и в составе, так называемого, нового правительства, такого, которое нельзя было бы назвать старым. Тем не менее, правящая бизнес-элита добилась своего.

«Президент Кыргызстана сломал парламент. Неужели в стране истребили всю конструктивную молодежь и женщин, что никто из них не попал в состав правительства?  Когда мы уже начнем заботиться о чаяниях всего народа, а не удовлетворять свои интересы?», - вопрошала 23 декабря на внеочередном заседании Жогорку Кенеша депутат Ширин Айтматова.

Президенту явно тесно в кафтане из нынешних полномочий. Без согласования с парламентом он подписывает в Москве соглашение о том, что ни одна страна-участница ОДКБ не может размещать у себя иностранную военную базу без получения согласия всех партнеров по Организации. Тут же следует реакция депутата ЖК  Равшана  Жээнбекова: «Президент Атамбаев превысил полномочия, подписав соглашение, которое не отвечает национальным интересам Кыргызстана».

Поскольку  рамки данной публикации ограничиваются лишь политическими материями, не будем говорить о том, что изложенное происходит на фоне серьезных проблем в экономике и, особенно, электроэнергетике, хотя зима только начинается.

Что было – то было, чему было суждено – стало. А стало то, чего мы достойны.