Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Пешка на доске Таможенного союза

13 Мая, 10:09  /   Обновлено в 10:09 13.05.2011

Бишкек. 12 мая. КирТАГ - Марина Сколышева. Подъем экономики в целом, ухудшение жизни рядового потребителя, в частности, падение цен на горюче-смазочные материалы и одновременный рост стоимости автомобилей, приток инвестиций и резкое уменьшение импортных поставок – все это и многое другое, если верить аналитикам и экспертам, ожидает Кыргызстан, если он задумает войти в Таможенный союз. Впрочем, о выборе речь уже не идет. Правительство уже приняло решение – вступать. Теперь только решение за Астаной, Минском и Москвой.

«При снятии всяких таможенных барьеров получается диспропорциональное развитие экономик: богатые богатеют, бедные беднеют. Но если государство, которое отстает в экономическом развитии, вообще никак не участвует во внешней торговле, оно также деградирует. Если мы все откроемся ВТО и Западу поодиночке, произойдет разделение труда, и нам грозит роль абсолютной периферии. Если мы закроемся, мы будем деградировать. Как решить это уравнение? Не глобализация, не изоляция - Таможенный союз (ТС)», - так объясняет смысл этого экономического образования руководитель российского центра геополитических экспертиз Александр Дугин. 

Попытки реализовать ТС на территории бывшего Союза начались еще в 90х годах прошлого века. Начались и вскоре потерпели крах. Отсутствие единой системы управления, гармоничного таможенного законодательства и реального стремления объединиться для работы на мировом рынке – именно эти причины, считают эксперты, привели к тому, что первая версия ТС не заработала (позже, в 2000 году, на базе этого межгосударственного соглашения было создано Евразийское Экономическое Сообщество).

В 2006 году Россия, Казахстан и Беларусь принимают решение создать новый Таможенный союз. Серьезные размышления о том, вступать или не вступать в эту экономическую зону Кыргызстану, начались еще в 2009. Тогдашний премьер Данияр Усенов однозначной позиции по вопросу ТС не высказал: «Нам будет выгодно, мы будем вступать, не будет выгодно - не вступим. Сейчас министерство экономического регулирования каждую позицию сравнивает. Это работа не одного дня».

Мнение премьера нынешнего не столь расплывчато. Алмазбек Атамбаев осторожничать не стал: «Кыргызстан вступит в Таможенный союз и в единое экономическое пространство с Россией. Постараемся, чтобы вступление прошло для страны безболезненно. Какое-то время, может быть, будет трудно, но в дальнейшем плюсов будет больше, чем минусов».

В списке плюсов, на которые так упирает глава правительства, пожалуй, самым весомым станет то, что Кыргызстан, вступив в ТС, фактически становится частью внутреннего экономического пространства России, Казахстана и Беларуси. А это означает беспошлинный доступ отечественной продукции на рынки ТС, стабильные поставки нефтепродуктов, древесины и ряда других, экономически важных для нас товаров.

Но тут же на передний план выступает другой немаловажный фактор. Необходимо не только изменять кыргызстанское таможенное законодательство, подстраивая его под нормативно-правовую базу России, Беларуси и Казахстана, что уже само по себе проблема, особенно учитывая, что в данный момент отечественные законотворцы корпят над другими – политическими вопросами, но и нужно полностью перестроить саму экономическую модель Кыргызстана.

«У нынешних участников Таможенного союза имеются инструменты регулирования своей экономики для защиты собственных производителей, потому что эти страны ориентированы на собственное производство. У Кыргызстана собственного производства в таком количестве нет. Бюджет участников ТС на 60% формируется за счет экспорта и на 40% - за счет импорта, у нас – обратное соотношение, импорт превалирует над экспортом. Таким образом, экономические концепции у нас с членами ТС разные. И эти системы, на мой взгляд, объединиться в настоящий момент никак не могут. Поэтому сейчас, в первую очередь, нам нужно перепрофилироваться, и уже потом принимать нормативно-правовую базу, а не наоборот», - считает президент ассоциации рынков Кыргызстана Сергей Пономарев.

Понятно, что такая глобальная перестройка займет не один день и, пожалуй, даже не один год. 

По оценкам ряда российских экспертов, Таможенный союз поможет государствам-участникам увеличить ВВП на 12-15% к 2015 году. Но возникает вопрос: распространяются ли эти расчеты на маленький Кыргызстан? Если брать сухие цифры, то получается следующая картина: ВВП на душу населения в КР в 6,5 раз меньше, чем тот же показатель у Беларуси, и почти в 12,5 раз меньше российского. Прирост же населения в нашей стране составляет 1,1%, тогда как у стран нынешнего «союза трех» максимальная цифра – 0,1%.

«Экономика Кыргызстана на 90 процентов замкнута на странах Таможенного союза. Все оборудование, необходимое для производства, создания новых рабочих мест, мы получаем из стран ТС. Поэтому министерство экономического регулирования должно видеть пользу от вступления в Таможенный союз», - такого мнения придерживается глава ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Жумакадыр Акенеев.

Впрочем, другие эксперты эту точку зрения не разделяют.

«Экономика Кыргызстана в разы меньше экономик Казахстана, Беларуси, не говоря уже о России. Объемы сельскохозяйственной и международной торговли для нас наиболее важны. По официальной статистике, товарооборот Кыргызстана со странами ТС (в основном с Казахстаном и Россией) составляет 47% импорта и 31% экспорта от общего товарооборота. Но если мы примем в расчет теневую экономику, то окажется, что эти показатели намного ниже и составляют не более 15%. По данным КНР, китайский экспорт в Кыргызстан в 2008 г. составлял $9,2 млрд, а по подсчетам нашей стороны – $770 млн. Эта огромная разница впечатляет. За последние 10 лет российская или казахская продукция перестала быть превалирующей, и население уже привыкло к дешевым и качественным импортным товарам», - высказывается исполнительный директор фонда экономических исследований «Проект будущего» Аскар Бешимов.

А вот резкого сокращения доходной части бюджета нашей республики Бешимов совсем не исключает. Основания для такого вывода есть вполне весомые: кыргызстанский доход формируется в основном за счет импортных пошлин и налоговых сборов. Одно из условий участия нашей страны в ТС – повышение таможенных тарифов. А это вполне логично ведет к мгновенному и ощутимому сокращению объемов импортных поставок в Кыргызстан.

Такие перспективы выглядят особенно удручающими на фоне скандальных парламентских слушаний по республиканскому бюджету-2011. Тогда, в феврале, на заседании Жогорку Кенеша экс-министр финансов, а ныне председатель профильного комитета ЖК КР по бюджету и финансам Акылбек Жапаров со всей ответственностью матерого финансиста обвинил правительство в том, что оно «фарширует бюджет пустыми деньгами». Иными словами, вписывает в доходную часть бюджета ничем не подкрепленные денежные средства.

«Я неоднократно обращался в правительство с требованием обосновать предполагаемые источники поступлений, но не получал ответа. За исполнение бюджета в Кыргызстане несут ответственность два органа - правительство и парламент. Парламент не ставит цели «завалить» бюджет. Но мы выступаем против популистских обещаний», - заявил Жапаров.

Упомянул депутат от «Ар-Намыса» и о том, что у Нацбанка нет реальных ресурсов для того, чтобы сдерживать инфляцию. Вступление в ТС усугубляет и этот фактор. По мнению специалистов, рост цен на ввозимые продукты питания уже сам по себе способен вызвать ценовой шок на внутреннем рынке Кыргызстана. А приплюсовав к этому обесценивание денег, получаем и вовсе безрадостную для рядового потребителя картину. 

«У кыргызстанцев, в отличие от граждан других стран-членов ТС, ничтожная покупательская способность. До 80 процентов доходов население тратит на товары первой необходимости: продукты, одежду, коммунальные расходы. Мы - нищие, как «церковные мыши». Казахстан, покупая наши продукты питания по высокой цене, неизбежно поднимет их стоимость и у нас. Одежда также подорожает. Увеличение заработной платы и пенсий не перекроет роста цен. Правительство всегда будет в роли «догоняющего», а цены на товары «убегающими», - заявляет руководитель аналитического центра общенационального конгресса Мурат Мусабаев.

К слову, цены подскочат и на компьютерную технику, и на автомобили, ввозимые из-за рубежа (стоимость товаров из той же России останется при этом на прежнем уровне). В условиях 21 века их нельзя так же не отнести к товарам первой необходимости. При этом знатоки от бизнеса отмечают и преимущества Кыргызстана в плане экономического потенциала.

«Прежде всего, мы можем исходить из того, что у нас по сравнению с другими участниками ТС очень дешевая рабочая сила, - говорит Сергей Пономарев, - дешевая электроэнергия и аренда земли, цехов. Также у нас лояльное налогообложение. А ведь себестоимость производства складывается как раз из этих факторов. Это означает высокую конкурентноспособность производственного сектора».

Впрочем, не исключен и такой вариант, что у местных бизнесменов (преимущественно мелких и средних) попросту не окажется ресурсов для производства, и тогда роль хозяев производств займут иностранные инвесторы, оставив кыргызстанцам возможность исполнять обязанности рабочей силы.

Собственно, не только рядовые кыргызстанцы, но и страна в целом рискует оказаться на побегушках у более крупных игроков. Вряд ли мнение Кыргызстана, чья возможная доля в Таможенном союзе составит 3% (тогда как у России – 57%, а у Беларуси и Казахстана по 21,5%), будет что-то значить. Определять торговую политику будут за нас. И если верить премьер-министру республики, произойдет это уже очень скоро – возможно даже в ближайшую осень. Несмотря на все выкладки экспертов-финансистов и экономистов, Алмазбек Атамбаев заявляет о том, что «вступление в ТС неизбежно, это необходимость, важный и смелый шаг». 

Когда-то отдельные политики говорили то же самое и по поводу инициативы HIPC (Heavily Indebted Poor Countries). Тогда представления оппозиции и власти о том, как выглядит экономическое будущее страны, разделились четко и принципиально. То же самое происходит и сейчас. У оппозиции есть своя категоричная и отличная от атамбаевской позиция, так же как и возможность использовать минусы ТС, как сильный аргумент в политической борьбе против претендента №1 на пост президента Кыргызстана...