Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Отмена техосмотра автомашин приведет к хаосу и беспределу на дорогах страны, считают страховые компании

21 Мая, 17:49  /   Обновлено в 17:49 21.05.2012

Бишкек. 21 мая. КирТАГ- Гульнара Болотбек кызы. Проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон КР «Общий технический регламент Кыргызской Республики по безопасности наземных транспортных средств» был одобрен 6 апреля 2012 года на пленарном заседании Жогорку Кенеша и направлен на подпись к президенту.

Закон вызвал неоднозначную реакции тех, кто имеет в этом деле свой интерес, и самих автолюбителей. Одни считают, что с отменой технического осмотра контролировать техническое состояние автотранспорта будет сложно, что приведет к многочисленным ДТП с участием неисправных авто, другие считают, что техосмотр являлся сферой коррупции, где талоны выдавались формально и только за деньги, никто не проверял состояние автомашин.

Отметим, инициатива отмены ТО принадлежит правительству. По мнению членов кабмина, это поможет ликвидировать коррупцию.

Однако представители страховых компаний считают, что парламент поторопился с принятием этого законопроекта, а правительство ошибается в своих подсчетах. Так, по мнению начальника отдела столичной страховой компании Бакыта Иманбекова, прежде чем принимать подобный законопроект, необходимо принять механизмы воздействия на автолюбителей.

«Правительство Кыргызстана, инициируя законопроект «Об отмене техосмотра», руководствовалось опытом стран СНГ - Беларуси и России. Однако, наше правительство не учло тот момент, что прежде чем отменить технический осмотр автомобилей, эти страны законодательно укрепили рычаги воздействия на нарушителей. К примеру, в России прежде чем отменить технический осмотр, приняли закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности». И согласно этому закону, автолюбители должны были в добровольно-принудительном порядке страховать свой автотранспорт. А при страховании автомобиля необходимо пройти технический осмотр и документально подтвердить это. В случае ДТП, сотрудниками дорожной инспекции, если выяснится, что авария произошла по причине технического состояния авто, страховые компании потребуют возместить причиненный ущерб тот центра, который проводил технический осмотр. Этот закон в России успешно действует, и этот закон позволяет воздействовать на нарушителей», -пояснил Иманбеков.

По мнению эксперта, если президент КР подпишет этот закон, «на дорогах страны будет твориться полный хаос и беспредел». «Я понимаю благие намерения правительства, однако на такой шаг нужно идти поэтапно, как сделали это государства, которые я привел в пример», - сказал Иманбеков.

По его мнению, в Кыргызстане такой закон и в такой последовательности вводить еще рано.

«Посмотрите, что творится у нас на дорогах? Отсутствует культура среди автолюбителей, техническое состояние автомашин оставляет желать лучшего. Особо отмечу состояние некоторых маршрутных такси. В них порой просто страшно садиться, не выдержаны элементарные санитарные нормы, не говорят уже о техническом состоянии», - добавил он.

Депутат от фракции «Ата-Журт» Улукбек Кочкоров, напротив, убежден, что Кыргызстану незачем идти по пути России, Казахстана или Беларуси. «Кыргызстану нет надобности принимать закон, позволяющий ввести обязательное страхование гражданской ответственности. Страховые компании, выражая свое мнение таким образом, думают о личных интересах, потому что со вступлением данного закона в силу, круг клиентов страховых компаний резко сузится», - считает депутат.

По его словам, Жогорку Кенеш при рассмотрении и принятии данного законопроекта стремился ликвидировать кормушку сотрудников дорожно-патрульной службы. «К сожалению, в Кыргызстане технический осмотр проходил формально. Если автомобиль проходит технический осмотр, это не значит, что автомобиль отвечает всем требованиям. Всего лишь 1% машин из общего числа можно считать прошедшим технический осмотр на должном уровне. К тому же система технического осмотра стала безотказной кормушкой для сотрудников дорожно-патрульной службы», - добавил У.Кочкоров, отметив, что ДПС был уполномоченным органом, помогающим налоговой службе собрать средства от техосмотра.

Отметим, что по итогам  2010 года, поступления в бюджет страны от проведения технического осмотра составили 383 млн 365 тыс. сомов.

По данным минэкономики и антимонопольной политики, от обязательного прохождения техосмотра освобождены более 280 тысяч автомобилей.

Напомним, согласно законопроекту, отменяется обязательное прохождение технического осмотра транспортных средств, находящихся в личном использовании. Однако, обязательное прохождение техосмотра остается для автотранспорта, задействованного в бизнесе, пассажирских перевозках и перевозках опасных грузов. Ежегодно проверяется транспорт со сроком эксплуатации более 7 лет. Автотранспорт, занятый на перевозке опасных веществ, проходит обязательный техосмотр 2 раза в год. Проведение обязательного технического осмотра транспортных средств возлагается на диагностические центры, аккредитованные в установленном законодательством  порядке. Остальные транспортные средства могут проходить технический осмотр в добровольном порядке.