Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Нужны ли таможенные брокеры Кыргызстану?

03 Октября, 13:01  /   Обновлено в 13:01 03.10.2012

Бишкек. 3 октября. КирТАГ- Аскар Чукин, заместитель председателя Общественного наблюдательного совета государственной таможенной службы КР. Данный вопрос в последнее время активно муссируется как в стенах Жогорку Кенеша, правительства, так и в простых пенатах любого предпринимателя. Почему он опять возник? Ответ прост. Финансовая арифметика делить и отнимать, проста, но не всем доступна. И так, что такое таможенный посредник.

Изначально профессия таможенного брокера была придумана для того, чтобы упростить систему общения между государством и участниками внешнеэкономической деятельности, то есть ликвидировать серые схемы налогообложения. Следовать всем сложным и порой запутанным процедурам таможенного оформления – задача непростая, требующая определенных знаний и навыков. Кроме того, предприниматели, заказывающие таможенные услуги, вправе рассчитывать не только на оформления товара на таможне, но и на информацию о нововведениях в таможенных делах, которую донесут до них именно менеджеры по таможенному оформлению.

Вернемся к арифметике. За первое полугодие 2012 года в Кыргызстане оформлено 61 тыс. ГТД (грузовая таможенная декларация) и 42 тыс. ТПО (таможенный приходный ордер), т.е. по прогнозам, ориентировочно за 2012 год общая численность деклараций составит более 200 тыс. Что это значит? За оформление декларации, т.е. за свою работу, брокерская компания взимает от 500 до 1000 сомов. (Для сравнение в Казахстане до 100 евро). Если брать минимальную сумму (500 сомов), то в год получается, что вся брокерская сеть в таможенной сфере Кыргызской Республике получает 100 млн сомов, а с учетом уплаченных налогов в бюджет республики ориентировочно около 70 млн сомов. Много это или мало? Судите сами. По данным государственной таможенной службы КР среднее звено таможенных клерков в год в виде денежного содержания получает 400 тыс. сомов, то выходит, что только на заработную плату штатных сотрудников таможни  выходит не менее 500 млн сомов., т.е. более чем в 7 раз больше, чем 75 брокерских компаний вместе взятых.

Депутат от фракции СДПК Дамира Ниязалиева 19 сентября  на пленарном заседании Жогорку Кенеша, ссылаясь на информацию в СМИ, сообщила, что имеются богатые люди- работники государственной таможенной службы. За ответом далеко ходить не надо. В нарушении всех международных соглашений, как о зоне свободной торговли между странами СНГ, так и членства в составе ВТО, Кыргызстан, в лице ГТС (таможни) на протяжении десятка лет незаконно с предпринимателей берет мзду, в виде сбора за таможенное оформление товаров в размере 0,15% от таможенной стоимости товара, которая в натуральном виде составляет в настоящее время около 700 млн сомов в год и прямо поступают на финансовый счет ГТС согласно ресурсному соглашению между министерством финансов и ГТС, которым распоряжается руководитель ГТС по своему усмотрению и как правило финансовый поток направляет на поощрение сотрудников таможни. Вот и получается, что вопреки здравому смыслу и государственному устройству, руководство таможни установило себе зарплату выше, чем у любого министра и даже председателя Верховного суда КР.

Мало того, что предприниматели платят налоги, так и еще содержат (помимо левых бонусов) в прямом смысле этого слова, бюрократический аппарат ГТС, который рубит сук на котором они «свесили ноги». Тому простой пример, увеличения более чем в двое сумму платежей с многочисленной армии челночного бизнеса, без какого либо соблюдения правил принятия такого нормативного акта. Куда смотрит руководство страны, на людей или бюджет страны, который эти же люди и формируют?

Если говорить о многотысячной армии предпринимателей, которые в основном являются фундаментом национального бюджета страны, то со стороны таможни проявляются всевозможные «подножки», что бы было хорошо в завуалированном виде и государству и самим таможенникам. Простой пример о действии только одной карманной брокерской фирмы при оформлении ввоза автомобилей в Кыргызстан по Чуйской области. Система оформления автотранспорта завозимых физическими лицами построена таким образом, что таможня не принимает документы, пока не будет «липового» заключения о годе выпуска «авто» данной компании, которое обходилось предпринимателям в 500 сомов. Почему липового, так как, без какого либо экспертного запроса со стороны таможни и согласия декларанта, как того требует таможенный Кодекс КР, данная компания не производит декларирование, а таможня не принимает документы к оформлению. Коррупционная схема не только вредна, но и процветает. Только по данным статистического подразделения ГТС в 2011 году было завезено около 60 тыс. транспортных средств физическими лицами в Кыргызстан. Сумму, не поступившую в бюджет, подсчитать не сложно. Общественный наблюдательный совет при ГТС с января т.г. трижды пытался разобраться в сложившейся ситуации, однако на поставленные вопросы руководство ГТС до сих пор хранит профессиональное молчание.

Из-за одной привилегированной брокерской фирмы была брошена тень на 75 ныне действующих брокерских компаний в республике, а со стороны депутатского корпуса ставится вопрос о возможности закрытия брокерских компаний и передачи их полномочий государству, тем более, что данная коммерческая площадка готовилась уже давно и в настоящее время создана государственное предприятие «ГП Таможенная инфраструктура».

На протяжении более 10 лет, ассоциация таможенных брокеров, пытается заключить соглашение с ГТС о взаимном сотрудничестве, как того требует цивилизованный подход к развитию бизнеса. Однако, без учета мнения общественности, с подачи руководства ГТС, правительство  создает, по сути, монополистическое государственное предприятие «ГП Таможенная инфраструктура» в деятельность которого вошли сферы: брокерских функций, владения складами временного хранения и таможенными складами, а также магазины беспошлинной торговли, под общим руководством и координацией деятельности предприятия со стороны ГТС при правительстве КР, которое (ГТС) прямо ведет дискриминационную политику рыночных отношений в области таможенных услуг, ссылаясь на то, что брокерские компании не отвечают требованиям предоставления услуг для предпринимателей. Возникает простой вопрос. Кто на протяжении более 15 лет выдавал лицензии данным фирмам?

Если Кыргызстан в ближайшее время готовится вступить в Таможенный союз, то Кыргызстану необходимо учитывать требования Таможенного Кодекса Таможенного союза, который не предусматривает прямое государственное участие в сфере оказания околотаможенных услуг, а мы пытаемся вторично наступить на известные всем  «грабли».