Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Налоговая политика Кыргызстана должна развивать бизнес, а не душить его – Бишкекский деловой клуб

10 Февраля, 10:56  /   Обновлено в 10:58 10.02.2014
«Последняя инициатива министерства финансов КР по значительному повышению налоговых ставок для предпринимателей, работающих на основе добровольного патента, категорически противоречит приоритетам развития государства и грозит стать непомерным ударом по малому и среднему предпринимательству всей страны.

По предварительному экспресс-анализу, при принятии проекта постановления налоговые ставки для предпринимателей, работающих на основе добровольного патента, в среднем могут увеличиться в 2,16 раза. Увеличение стоимости добровольного патента коснется 86% категорий услуг, лишь по 7% категорий изменений не планируется, по 7% категорий наблюдается снижение ставки налога», - говорится в документе.

По данным БДК, по целому ряду категорий услуг планируется увеличение ставок в 5 раз. К примеру, реализация швейных, трикотажных изделий и обуви, ткани, мыла, парфюма, напитков, бытовых изделий и т.п. - с 2 тыс. сомов до 10 тыс. сомов и с 1 тыс. сомов до 5 тыс. сомов.

В три и более раза министерством планируется увеличение ставок по категориям заготовка шкур и шерсти домашнего скота - с 2 тыс. до 7 тыс. сомов. Ремонт часов  - 1 тыс. до 3 тыс. сомов. Патент ассенизаторов по очистке сливных ям и вывозу бытовых отходов  - с 2 тыс. до 6 тыс. сомов.

Реализация хлеба и хлебобулочных изделий с 1 тыс. до 4 тыс. сомов. Продавцы хот-догов будут платить 10 тыс. сомов вместо 3,5 тыс.

«Губительную налоговую политику на себе могут почувствовать предприниматели почти всех сфер, начиная от сферы образования и оказания различных частных услуг, заканчивая мелкими и средними производствами на местах», - делают вывод эксперты БДК.

В сообщении отмечается, что сейчас формируется рабочая группа экспертов, состоящая из экономистов, юристов и специалистов в области (сфере) вводимого регулирования, находящихся в штате нормотворческого органа или привлеченных для его разработки, а также представителей бизнес-ассоциаций.

«Участие бизнес-ассоциаций и учет их мнения в разработке, обсуждении и принятии АРВ обязательно, поскольку постановление затрагивает предпринимательские отношения. Министерство финансов, как инициатор проекта нормативного акта, не организовало рабочую группу по разработке АРВ, который на данный момент так и не представлен министерством. Это является явным пренебрежением закона со стороны министерства финансов КР», - заключают эксперты.

Правительству представители деловых кругов рекомендуют исключить из рассмотрения проект постановления «О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Кыргызской Республики от 30 декабря 2008 года № 733 «Об утверждении базовой суммы налога на основе добровольного патента по видам предпринимательской деятельности» в силу его противоречия законодательству Кыргызской Республики и основным национальным приоритетам.

По данным Национальной стратегии устойчивого развития, вклад МСБ (малого и среднего бизнеса) превысил 40% ВВП. По разным оценкам, в секторе МСБ занято около 15% от общей численности занятого населения. В Стратегии развития экспорта констатируется снижение активности женщин, занимающихся экономической деятельностью, с 81.6% (в 1991 году) до 41.8% (в 2010 году).

Обе стратегии в качестве одного из важных приоритетов развития страны возлагают на предпринимательскую активность населения.

Государственная политика Кыргызстана в отношении малого и среднего бизнеса должна быть направлена на создание большего количества условий и преференций, т.к. данный сектор решает большую часть социальных проблем, обеспечивая население рабочими местами и повышая уровень жизни.

В развитых странах сектор МСБ является основным работодателем и на него приходится 60-80% ВВП.
К тому же, проблемным для развития МСБ в Кыргызстане является вопрос о его конкурентоспособности, так как крупных предприятий, за исключением отдельных фирм, имеющих необходимый производственный, человеческий и научный потенциал, в стране попросту не существует. Однако, тенденция увеличения доли налогов в доходах государственного бюджета грозит снизить конкурентоспособность всех предпринимателей через тяжелое налоговое бремя. Так, среднегодовой темп роста налоговых доходов в составе доходов Республиканского бюджета за трехлетний период (2014-2016 гг.) по прогнозам составит 114,1%. Продолжение давления на МСБ  со стороны государства на бизнес грозит усугубить итак кризисное положение экономики страны.