На русском
20
Августа
Бишкек
80.62 1.15
68.71 0.20
2.2222 1.1111
3.3333 4.4444

Кыргызский феномен, или Кто из президентов Центральной Азии круче и сильнее

28 Апреля, 13:37  /   Обновлено в 15:22 28.04.2017
Бишкек. 28 апреля. КирТАГ - Кто из президентов в Центральной Азии сильнее? И в чем крутость кыргызского феномена? DW публикует мнения экспертов на этот счет.

«Есть черта, которая объединяет все пять бывших советских республик Центральной Азии. Конституция в них - это инструмент власти в руках президента, а не более высокая инстанция, которая формирует государство и редко меняется, обеспечивая его стабильность», - считает немецкий эксперт из Центра восточноевропейских и международных исследований Беате Эшмент.

По оценке Беате Эшмент, наибольшей формальной и фактической властью как обладал, так и обладает президент Туркмении, будь то Сапармурат Ниязов или Гурбангулы Бердымухамедов. За ним следует лидер Узбекистана. На третьем месте - Эмомали Рахмон, который за 20 лет после окончания гражданской войны и заключения мирного соглашения с оппозицией подмял под себя всю политическую систему Таджикистана. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев тоже сумел за годы независимости собрать в своих руках значительную власть посредством неоднократных изменений конституции.

«Особый случай - это Кыргызстан. Здесь президент и по Конституции, и по факту имеет наименьшие возможности для единоличного правления. К тому же там уже несколько раз сменялись руководители государства, переступившие определенную черту допустимого уровня единовластия», - считает Беате Эшмент.

По мнению экспертов, после распада СССР в центральноазиатских республиках была выстроена не парламентская, а именно президентская система правления. В республиках Центральной Азии президентская система вела только к одному – «иметь власти побольше и находиться на ее вершине подольше».

Таджикистан и Туркмения и сейчас подтверждают этот тезис. В Таджикистане год назад - в мае 2016-го - путем референдума утвердили изменения в конституции, по которым на его главу Эмомали Рахмона не распространяется статья № 65, что одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков. А сам этот срок еще в 2003 году был увеличен с пяти до семи лет. В Туркмении же в сентябре 2016 года парламент принял новую редакцию основного закона, отменив возрастное ограничение, не позволявшее быть президентом человеку старше 70 лет. Как и в Таджикистане, до семи лет был увеличен срок полномочий главы государства.

А вот в Кыргызстане и Казахстане 2017 год ознаменовался новым трендом. В Кыргызстане, где президент руководит страной шесть лет и не может быть избран дважды, нынешний лидер Алмазбек Атамбаев инициировал референдум, перераспределивший полномочия президента в пользу парламента и премьер-министра. Укрепить роль парламента предложил и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Впрочем, западные эксперты предлагают не спешить с трактовкой этих инициатив, относясь «с большим подозрением, что изменения вносятся не по инициативе народа, не партиями, не законодательным органом, а главой исполнительной власти». Причем, в случае Кыргызстана, как раз тогда, когда его полномочия истекают.

«Президентское кресло Алмазбек Атамбаев должен оставить уже в ноябре и перед этим он старается ослабить сам институт президентства. Возможно, чтобы в будущем стать премьер-министром со значительными полномочиями или продолжить политическую игру по подобной схеме», отмечает Беате Эшмент.

Долгие годы подстраховать свое кресло пытался президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

«Но сейчас он понимает, что не вечен и должен позаботиться о передаче власти. Поэтому теперь он включает задний ход, старается ограничить возможности будущего преемника поправками в конституцию», - говорит Беате Эшмент.

Иная ситуация в Таджикистане. «Там президент еще не старый. Он крепко сидит на троне и использует конституцию для дальнейшего укрепления своей власти. Из-за гражданской войны и оставшейся после нее сильной оппозиции он позже соседей начал это делать», - указывает собеседница DW.

Понаблюдав же за тем, как сложно проходил поиск преемника в последние годы правления Ислама Каримова в Узбекистане, Эмомали Рахмон заранее озаботился изменением конституции, чтобы снизить возрастной ценз для кандидатов в президенты. Сделал он это «с расчетом на старшего сына Рустама Эмомали, который сможет выставить свою кандидатуру на будущих выборах, если с ним самим что-то произойдет», подчеркивает Беате Эшмент.