На русском
20
Февраля
-9
Бишкек
73.48 1.20
69.10 0.21
2.2222 1.1111
3.3333 4.4444

Как зазвать в страну туристов, когда пограничный контроль и служба сервиса аэропорта «Манас» позорят Кыргызстан перед всем миром

07 Июня, 18:42  /   Обновлено в 18:53 07.06.2014
Бишкек. 7 июня. КирТАГ – Турат Акимов. 2 июня в 6.40 утра, с опозданием на 4 часа, в аэропорту «Манас» приземлился самолет авиакомпании «Turkish Airlines», выполнявший рейс Стамбул-Бишкек. Сначала самолет вылетел на час позже по причине сильного дождя в Стамбуле – он лил как из ведра. Наконец, объявили посадку, и 230 счастливых пассажиров оказались на борту самого популярного в мире пассажирского самолета Боинг-737.

Ливень и лебедь

Все пристегнуты, и самолет вышел на старт, но, как только заработали двигатели, пассажиры в салоне явственно ощутили легкий запах горелой электропроводки. Самолет разогнался, взмыл в воздух, заработало табло, и я по нему стал следить, как мы набираем высоту. Последующие полчаса полета прошли спокойно, пока по радио не объявили, что в правый двигатель попал лебедь из пролетающей рядом с самолетом стаи, поэтому самолет вынужден вернуться в аэропорт Стамбула. Все вновь встревожились, как при запахе горелой электропроводки при взлете. Какая птица? Как известно, птицы обычно пережидают непогоду, а тут такой ливень. И вот новый крен и мы барражируем по новому кругу. Я понял, что начался сброс топлива над Мраморным морем – сажать самолет с полными баками просто самоубийственно.

Справка: на Боинге 737 имеется 3 топливных бака: крыльевые и центральный. Первым вырабатывается центральный, затем — крыльевые. Общая максимальная вместимость баков самолетов семейства 737 Original от 12 700 до 15 600 кг, в зависимости от модификации. На самолетах семейства 737 Classic вместимость баков увеличена до 16 200 кг, также есть возможность установить дополнительный топливный бак в заднем багажнике.

Нас снова немного потрясло, но, слава Богу, самолет мягко приземлился. «Всё-таки Боинг – есть Боинг», - подумал я. На час нас вернули в терминал, а наш багаж перегрузили в другой самолет. Через час пассажиров вновь приглашают на посадку, и мы оказываемся на борту уже другого Боинга. Однако были и те, кто запаниковал и решил сняться с рейса. Всё было сделано тихо и без паники. «Милые люди», - подумал я. Но нервозность осталась…

Психологический подход

И вот опять взлет. Вместе с нами оказалась старая команда стюардесс – это успокоило. «Они не бросили нас, не испугались и летят с нами», – пронеслось у многих в голове. Это был серьезный психологический подход к клиентам.

Наконец, Боинг разогнался и резко взмыл в небо. Все замерли и внимательно прислушивались к реву двигателей – в салоне минут 20стояла полная тишина. Самолет шел уверенно, без рывков и тряски, пассажирам разрешили расстегнуть ремни безопасности, и многих это успокоило. В салоне послышались разговоры, а стюардессы приступили к своим обязанностям.  Затем ужин, сон и легкий завтрак – оставался самый важный и заключительный момент – посадка…

«Салам, Кыргызстан!»

2 июня в 6.00 утра - мы над Кыргызстаном. После всех злоключений пассажиры в напряжении и в салоне вновь полная тишина! Вопреки нашим страхам самолет легко и мягко приземляется - все переглядываются и все счастливы! Люди начинают хлопать командиру экипажа, а я даже крикнул «Браво!». Из салона я выходил почти последним и тут навстречу мне вышел командир экипажа – я весело произнес «Браво капитан!» и протянул руку. Он в ответ крепко пожал мою ладонь – мы оба были счастливы!

Я вышел на трап и громко произнес: «Салам, Кыргызстан!» и смело пошел вперед. Но родина сразу преподносит сюрприз - служба сервиса не предоставила нам тележек – их просто не было. Видимо они обслуживают лишь VIP-зал.

Внутри аэропорта стояла длиннющая очередь перед контролем наших доблестных погранвойск. Три сонные девушки и один мужчина медленно и вяло, без какого-либо видимого уважения и удовольствия, все проверяли и проверяли нас. Так прошел почти час. Вслед за нами приземлилось еще три самолета, пассажиры которых присоединились к нам. Счастливчики первыми прошедшие контроль еще около часа не могут получить свой багаж и пройти к выходу.

Итого четыре рейса по 200 человек минимум (итого 800) ожидали, когда три сонных пограничника пропустят их на кыргызскую землю. Мне подумалось: «Как они будут защищать границу от боевиков, если не могут организовать цивилизованный прием гражданских лиц!». Из 7 кабин пустовало 3-4 – остальные контролеры видимо спали. Но дело оказалось в другом...  

Моя коллега-журналист рассказала, что в очереди между рядами туда-сюда фланирует девушка и предлагает быстро и без проблем пройти «особый досмотр» без очереди и мытарств за небольшую мзду.

Помнится одна из моих коллег, которой часто по делам приходится ездить в Алматы, при въезде в Кыргызстан всегда говорила: «Узнаю родину по дорогам!» Я же узнаю родину по сервису. Например, в аэропорту Стамбула за 15 минут принимают до 1 тыс. человек – там работают по 12 кабинок контроля. В какой бы стране не пришлось мне бывать, всегда удивляют организованность, дружелюбие и стремление четко исполнять свои служебные обязанности работников аэропорта, пограничного контроля, видимо по контрасту с отечественным сервисом. И только у нас в стране человека пытаются унизить или поиметь с него что-нибудь, а иногда и то и другое разом. И мы еще хотим развивать международный туризм, и изыскиваем способы привлечения иностранцев в страну.

Крик души: уважаемый председатель государственной пограничной службы Кыргызской Республики полковник Райимберди Сейдакматович Дуйшенбиев, докладываю: «Вот так «мило и с подпольной улыбкой» встречают пассажиров в аэропорту ваши подчиненные!»

Рейс и время прилета известны, значит нетрудно будет выяснить, кто и как работал в то утро. Предлагаю принять меры к своим подчиненным. Рейсов в Бишкеке мало – ваши подчиненные могли бы поработать минут 15 по-человечески. И напоследок хочется узнать, почему, когда надо выпустить из страны криминального авторитета, например, Азиза Батукаева, служба пограничного контроля и сотрудники аэропорта «Манас» работают оперативно, а обычных законопослушных граждан не только нашей страны, но и многих других государств держат полдня?