Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Как депутаты торгуются за свои привилегии

16 Января, 11:08  /   Обновлено в 11:08 16.01.2012

Бишкек. 16 января. КирТАГ - Жылдыз Турусбекова. В связи с необходимостью сокращения расходов бюджета на содержание госаппарата, в том числе парламента, депутаты поставлены перед выбором - каким путем пойти на сокращение? Помимо значительного сокращения отделов Жогорку Кенеша (ЖК) и штатной численности сотрудников парламентская фракция «Ата Мекен» предложила радикальный путь, призвав коллег к самоограничению и отказу от привилегий.

Лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев на заседании фракции СДПК озвучил вариант сокращения структуры парламента, предложив депутатам отказаться от личного служебного автотранспорта и водителя. «Депутаты могут пользоваться такси для того, чтобы утром приехать на работу, а вечером добраться домой. У нас нет другого пути. Пока мы не откажемся от наших привилегий, народ нам не будет верить и доверять», - заявил О. Текебаев.

При этом фракция «Ата Мекен» предлагает передать автотранспортное предприятие в ведении управления делами правительства, создав единый спецгараж госавтомобилей. Как считает фракция, это позволит сократить расходы бюджета на 136,8 млн сомов, планируемых на содержание автотранспортного предприятия. По подсчетам фракции, с учетом компенсации транспортных расходов депутатов, реальная сумма экономии для госбюджета составит более 100 млн сомов ежегодно.

Кроме того, «Ата Мекен» предлагает передать ведомственный пансионат «Алтын-Кол», расположенный в селе Кара-Ой на берегу Иссык-Куля, в ведение управделами правительства, туда же предлагается передать содержание и обслуживание здания ЖК.

Также фракция предлагает утвердить лимиты расходов на деятельность одного депутата ЖК по таким статьям, как командировки по республике, транспортные и представительские расходы, а также расходы на мобильную, междугороднюю и международную связь.     

Однако вариант сокращения расходов, предложенный фракцией, вызвал неоднозначную реакцию, а оппозиционная фракция «Ата-Журт» на своем заседании отклонила структуру аппарата ЖК, предложенную коалицией. Атажуртовцы высказались против предлагаемых сокращений, отметив отсутствие анализа при разработке структуры и государственного подхода. «Нельзя механически сокращать штат, надо предварительно провести анализ. Ломать всегда легче. А если кто-то из депутатов хочет отказаться от персональной машины и водителя, пусть отказывается», - отметил депутат этой фракции Ахматбек Келдибеков.

Фракция СДПК после долгих споров все-таки приняла решение разработать проект структуры ЖК, сократив расходы на содержание парламента на 250-300 млн сомов. Но это решение социал-демократам далось нелегко. Во время обсуждения вопроса мнения разделились. Если часть поддержала атамекеновцев, предлагая пойти на самоограничение, то другая часть возражала, указывая на поиск других альтернатив по сокращению расходов.

«Во многих европейских странах депутаты обходятся без персональных автомашин. Мы также могли бы последовать их примеру», - сказал Ч. Турсунбеков. Он настоятельно рекомендовал социал-демократам перешагнуть через личные интересы и поставить выше государственные.

Но часть депутатов фракции назвала популизмом предложение атамекеновцев отказаться от привилегий, ссылаясь на возможности изыскать другие источники сокращения расходов. По их мнению, отказ от персональных автомашин нарушает права депутатов, в том числе тех, кто приехал из регионов.

По словам депутата Торобая Зулпукарова, погоня за кардинальным сокращением может отрицательно повлиять в будущем на работу парламента и затормозить его. «Есть депутаты, которые приехали из регионов. У них нет своей автомашины, нет своего жилья в Бишкеке, они не умеют водить машину. И что им делать? Можно ли ущемлять их права? Давайте не будем делать поспешных выводов, изучим все варианты и предложения, - отметил З. Торобаев.

Такого же мнения придерживается и депутат Ирина Карамушкина. Она предложила в два раза сократить фонд спикера ЖК и фонд фракций, а также дублирующие службы.

С точки зрения председателя комитета ЖК по социальной политике Дамиры Ниязалиевой, которую она прокомментировала корреспонденту КирТАГ, прежде чем принимать решение о сокращении расходов бюджета на содержание Жогорку Кенеша, необходимо оценить эффективность работы аппарата и управления делами парламента.

«Источники сокращения можно изыскать за счет сокращения командировочных расходов, экономии на междугородних разговорах и мобильной связи. Например, в четвертом созыве Жогорку Кенеша не были предусмотрены расходы на командировочные расходы. Так что депутаты могут последовать примеру своих коллег предыдущего созыва, таким образом можно будет сэкономить значительные средства. Если кто-то хочет отказаться от привилегий, должен это делать молча, а не говорить об этом во всеуслышание. Мне положено иметь трех помощников, а у меня уже год как работает только один. Я также не пользуюсь международной и междугородней связью. И никому об этом не говорю, а делаю это молча. Я полностью поддерживаю проект по сокращению расходов, но прежде надо проанализировать, за счет чего это можно сделать», - сказала Д. Ниязалиева.

Депутат напомнила, что те, кто мог, ранее уже отказались от служебных автомашин. «От служебных автомашин еще раньше отказались 54 депутата Жогорку Кенеша, поэтому надо подойти к этому вопросу взвешенно и решить его как можно максимально безболезненно», - утверждает Д. Ниязалиева.

Председатель комитета ЖК по судебно-правовым вопросам и законности Токтогул Туманов считает неразумными предложения по продаже служебных автомашин депутатов, отказа от гаража и ведомственного пансионата «Алтын-Кол».

«Если депутаты хотят отказаться от персональных автомашин с водителями, пусть отказываются. Но высвободившиеся служебные автомашины нельзя продавать, их надо оставить и дать возможность работать. Продать всегда легко. Почему бы на базе гаража не открыть хозрасчетное предприятие и сделать его прибыльным? Надо дать им возможность зарабатывать, оказывая платные услуги другим гражданам. Это позволит сохранить рабочие места, у водителей будет работа, они смогут зарабатывать деньги за счет оказания коммерческих услуг. Нельзя рубить с плеча. Тут нужен другой подход - менеджерский. Пусть это будет АО, половина акций которого должна принадлежать парламенту. Не лучше ли создать новое на базе старого, не уничтожая его?», - предлагает депутат от фракции СДПК Т. Туманов. Он также против передачи пансионата Алтын-Кол» на баланс управления делами правительства и считает, что пансионат можно также сделать хозрасчетным предприятием.

Такого же мнения придерживается и Дамира Ниязалиева. По ее словам, «Алтын-Кол» является прибыльным пансионатом, поэтому нет смысла ставить вопрос о его передаче с баланса парламента на баланс правительства.