Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Искендер Шаршеев, независимый аналитик: «Как СЭЗ «Бишкек» превратили в зону особо строгого режима для иностранных инвесторов»

25 Марта, 16:23  /   Обновлено в 16:23 25.03.2013

Бишкек. 25 марта. КирТАГ – С 1996 года инвесторы вкладывали свои средства в свободной экономической зоне «Бишкек», потому что это была именно – «свободная» экономическая зона. Однако если сравнить ее степень «свободности», становится понятно, что это не территория экономической свободы, а «колония-поселение» для иностранных инвесторов. И вот почему.

Понятие особой свободной или специальной экономической зоны (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) обозначает — ограниченную территорию с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и экономическими льготами для национальных или иностранных предпринимателей. Цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории научно-технических, внешнеторговых, социальных, региональных и прочих задач.

СЭЗ «Бишкек» должна была бы заниматься привлечением прямых иностранных инвестиций и передовых технологий, однако, этот пункт не выполняется. Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала тоже не происходит, наоборот, в результате действий Жогорку Кенеша и гендирекции СЭЗ осуществлено уменьшение рабочих мест с 3190 в 2000 году, преимущественно – рабочих ЦАК, до 1420 в 2011-м. Развитие экспортной базы не осуществляется гендирекцией СЭЗ. Также нет здесь и импорто - замещения. Напротив, ЖК КР принял редакцию закона «О СЭЗ», запрещающую продажу продукции СЭЗ внутри Кыргызской Республики. Естественно, не происходит и апробация новых методов менеджмента и организации труда со стороны гендирекции СЭЗ.

С позиции инвесторов, международное понятие свободной экономической зоны подразумевает приближение производства к потребителю. Однако последняя девятая редакция закона «О СЭЗ» прямо запрещает инвестору это  делать, снимая налоговые и таможенные льготы с субъектов СЭЗ в случае торговли их товарами и услугами с населением Кыргызской Республики. В СЭЗ «Бишкек» должна была присутствовать минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин.

Но минимизации не происходит. Инвесторам дешевле производить товар в Китае, нежели везти сырье в Кыргызскую Республику. К тому же в случае с крупнейшим инвестором СЭЗ «Бишкек» - Central Asia FEZ DEVELOPMENT Corporation (ЦАК), ее обязали выплатить все таможенные сборы и пошлины по завышенному курсу доллара США, при доставке аттракционов и товаров для парка «Фламинго», сопровождая это разбирательствами в финполиции, прокуратуре. При этом, в СЭЗ «Бишкек» почти всю новую инфраструктуру построила ЦАК, при этом списав множество долгов гендирекции перед ЦАК.

Использование более дешёвой рабочей силы также не произошло. В СЭЗ «Бишкек» рабочая сила из среды местных жителей облагается подоходным и социальными налогами, в результате, рабочая сила оказывается дороже, чем в Узбекистане, Таджикистане и Китае. Также не ощущалось снижение административных барьеров. Административные барьеры для субъектов СЭЗ, и для крупнейшего из них – ЦАК, такие же, или даже выше, чем для остальных предприятий на территории КР вне СЭЗ «Бишкек». В частности ЦАК отказано в регистрации участков в СЭЗ в БГУЗРПНИ и госрегистре, по которым обязательства по платежам никогда не нарушались со стороны ЦАК. Генеральная дирекция СЭЗ осуществляла развитие территории исключительно за счет ЦАК и имеет существенные долги перед ЦАК и по сегодняшний день.

Если мы обратим внимание на международную классификацию СЭЗ и рассмотрим соответствие свободной экономической зоны «Бишкек» к ней, то увидим следующее. В СЭЗ обычно объявляются налоговые «каникулы». СЭЗ становится «безналоговой зоной», «зоной нулевых налогов», что означает — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. Однако для СЭЗ «Бишкек» существует парадоксальное положение, когда рабочие СЭЗ и вся продукция СЭЗ при покидании границ СЭЗ становится объектом налогообложения на общих основаниях. В итоге СЭЗ «Бишкек» является «относительно» безналоговой или льготной зоной.

Если мы посмотрим классификацию к СЭЗ по вопросам таможенным (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны. Данный пункт существует в СЭЗ «Бишкек»; В плане экспорта, это — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию. Этот пункт также существует в СЭЗ «Бишкек», ну хоть в этом плюс.

Условия финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений. В ситуации с СЭЗ «Бишкек» и «Ак Чий» получилось так, что всю инфраструктуру, как офисы налоговой и таможенной службы СЭЗ, офисы генеральной дирекции, инженерные коммуникации, асфальтированные дороги в СЭЗ, внутренние инженерные коммуникации построила за свой счет ЦАК. Попутно выделяя по многочисленным просьбам гендирекции СЭЗ финансовые и товарные кредиты на существенные суммы, по которым задолженность у гендирекции СЭЗ до сих пор не погашена, а сумма кредитов превышает $1,8 млн.

 

Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж. Данный пункт также не соотносится к СЭЗ «Бишкек». Многочисленные проблемы с получением виз для иностранных партнеров ЦАК, индонезийского архитектора, проектировавшего детский парк аттракционов «Фламинго», неоднократные отказы в БГУЗРПНИ  и госрегистре в регистрации  участков ЦАК.

Таким образом, можно сформулировать следующее утверждение, что Свободная экономическая зона в городе Бишкек – по состоянию на 20 февраля 2013 года более не является по факту событий происходящих с крупнейшим ее инвестором – ЦАК, свободной экономической зоной. Ее фактический статус равен статусу зоны особо недружественного для иностранных  инвесторов режима.

Действия генеральной дирекции СЭЗ «Бишкек» также показывают, что вместо решения инфраструктурных проблем СЭЗ, защиты интересов ее субъектов, развитию нормативно-правовой документации СЭЗ, способствующей созданию лучших условий для инвесторов, с проекцией их деятельности на рынки Кыргызской Республики для блага граждан страны, генеральная дирекция СЭЗ напротив, создала условия для обесценивания статуса СЭЗ. Данное обстоятельство позволяет предполагать наличие устойчивых коррупционных проявлений.

Есть вероятность, что территория СЭЗ «Бишкек» в НВЦ «ВДНХ» представляет интерес для лоббистских группировок, осуществляющих операции с недвижимостью в городе Бишкек. Этим может объясняться тот факт, что попытки  руководства СЭЗ возврата территории «Манас Айылы» переданной  мэрией г. Бишкек государственному предприятию «Кыргызстройсервис», остаются безрезультатными. Есть предположение, что эти участки интересуют определенные лоббистские группировки в качестве земли под элитную застройку.

Чтобы там ни было, сегодня смело можно констатировать тот факт, что СЭЗ «Бишкек», вместо того чтобы быть зоной экономической свободы, превратилась в зону особо строгого для инвесторов  режима. В таких условиях страдает экономика страны, инвестиционный климат и международный авторитет Кыргызской Республики. Говоря простыми словами – наше правительство и депутаты, делают все, чтобы нам с вами, обычным гражданам, всегда было тяжело. Экономика не развивалась, и не хватало денег не на что. Потому как нет инвестициям – нет экономике, а нет экономике – это нет нашим доходам и зарплатам. Интересно, как долго это может продолжаться?