Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Инвесторы готовы принять любые правила игры на золотом поле Кыргызстана, лишь бы их не меняли

14 Июня, 13:31  /   Обновлено в 13:31 14.06.2012

Бишкек. 14 июня. КирТАГ - Татьяна Орлова. Надежды Кыргызстана на горнорудную отрасль спотыкаются о реальность. А возможность устроить у себя еще, как минимум, три бюджетообразующих Кумтора за счет прочих месторождений оказывается нереализованной,  притом, что внешние факторы благоприятствуют развитию отрасли (те же цены на золото взлетели в 3-4 раза).

Правительство любит повторять, что создает замечательно привлекательные условия для инвесторов, коих любит, как отцов родных. Однако ситуация такова, что кое-кто из инвесторов опускает руки и пакует чемоданы, а кое-кто продолжает тянуть паузу, еще надеясь, что правила игры, какими бы они ни были, не поменяются хотя бы ближайшие лет пять: стабильность для бизнеса  едва ли не самое главное условие. Но у нас эти правила меняются так часто, что впору головокружение заиметь. В этот раз взялись за законодательство,  правда, из лучших вроде как побуждений. Насколько лучшие?  Разбираемся.

Итак, с прошлого года правительство регулярно выступает по поводу того, что реформирование пакета документов в сфере недропользования, за что оно принялось, обеспечит пользу и инвесторам, и государству, и местному сообществу. И пытается наглядно показать, что польза эта в том, что меняется механизм выдачи лицензий, увеличиваются бюджетные поступления, исчезает (куда не уточняется) коррупция, и развивается инфраструктура тех сел, что сидят на земельных богатствах. Правда, с прошлого года в горнодобывающих рейтингах наша страна опустилась на дно, в соседстве с Гондурасом, Зимбабве и Конго (это последняя десятка стран из 150, рассматриваемых в специализированном отчете канадского института им.Фрейзера).

Но это частности. Обратимся к новому законодательству. Оценки его неоднозначны.

По мнению члена правления Кыргызской горной ассоциации Валентина Богдецкого, закон о недрах, безусловно, шаг вперед.  «Из положительных моментов  то, что ввели рыночные механизмы. Например, прогрессивный лицензионный платеж: масса спекулянтов теперь должна либо платить, либо отказываться от лицензии, это сильно бьет по коррупции. Но вместе с тем от административных методов не отказались, наоборот, административное давление еще больше усилилось. Много согласований, экспертиз»,- сказал В. Богдецкий.

По его словам, есть противоречия в законодательстве.

«Например, говорят, что, если не платить налоги,  отберут лицензию. Но каким образом это связано и как соотносится с Налоговым кодексом? Говорят, что отныне информация принадлежит государству. Но данные геологоразведки  - это товар самой геологической компании, которая вкладывалась в изыскания и прочие работы. Есть закон об информации и интеллектуальной собственности: кто добыл информацию, тому она и принадлежит», - отметил эксперт.

Кстати, был сделан и анализ нового законодательства, точнее, постановления о порядке лицензирования и регулирования недропользования. Вердикт: полный провал.

«Оно призвано не привлекать, а отталкивать инвесторов», - уверен юрист компании «Grand Consult» Алексей Вандаев. 

По его мнению, созданы такие условия, что можно легко отобрать с трудом полученную лицензию.

«В законопроекте имеются недопустимые несоответствия с Конституцией и другими законами КР. В частности, речь о 20% доли, передаваемой на безвозмездной основе государству. Этакая экспроприация инвестиций. Причем сама цифра совершенно необоснованная: а почему не 10%, не 30%?»,- считает А. Вандаев.

«Инвесторов это отпугивает. Помимо того, что они должны отдать эти 20%, есть вероятность, что в руководящие органы компании будут введены чиновники», - поясняет Вандаев.

Но главу правительства это не останавливает. Омурбек Бабанов, конечно, сделал ремарку о добровольности, однако высказался в том духе, что государство будет поддерживать тех, кто работает прозрачно и идет навстречу желаниям государства, подчеркнув, что у нас есть компании, готовые поделиться собственностью со страной и даже сами это инициировали, подразумевая «Андаш Майнинг».

Хотя, как известно, компанию «Андаш Майнинг» вынудил так поступить суд. И ситуация там изначально была сложная: предыдущих хозяев лицензии вынудили продать за копейки эти 20%, а поскольку месторождение стратегическое, то спустя какое-то время вспомнили о том, что в первую очередь инвестор должен был предложить эти акции государству.

Тем не менее, «Андаш» в прошлом году написал нашему правительству письмо о передаче ему акций, а это дополнительно 80 миллионов долларов в виде дивидендов  притом, что само государство абсолютно ничего не вкладывается. Ответа до сих пор не последовало.

Впрочем, месторождение Андаш  это другая история с массой подводных камней, из-за которых инвестор простаивает длительное время. Видимо, участие государства заканчивается на получении дивидендов? А вовсе не в истинной защите инвесторов. Хотя сам Бабанов утверждает обратное, приводя в пример ... долгожданное открытие трассы на Кумтор  и приписывая в заслугу правительству.

Большие сомнения у юристов вызвала и предлагаемая банковская гарантия. Эти $50 млн, непонятно чем обоснованных. По сути, инвестор, желая участвовать в аукционе (не в конкурсе), обязан теперь изловчиться и завезти в страну огромную сумму, конвертировать ее  и на все про все ему дается ровно 5 дней. Нереальные сроки, нереальные деньги, если иметь в виду, что в мире найдется не более пары десятка компаний 20 (вроде Центерры), способных предоставить такую банковскую гарантию. И в очередь к нам они не стоят.

«Надо иметь в виду, что подавший заявку до последнего дня не знает, будет ли он участником аукциона или нет. А гарантийные взносы могут не вернуться, если вдруг по каким-то причинам участник оказался неинформированным о своем участии и не присутствовал на аукционе. А правительству это не мешает гордиться плодом своих трудов»,- отметил Вандаев.

По словам министр экономики и антимонопольной политики КР Темира Сариева, пакет законопроектов разрабатывался в недрах  министерства.

«И мы привлекли сюда широкий круг экспертов, бизнес-структуры. Закон разрабатывался открыто, с общественными обсуждениями. Он существенно отличается от предыдущего. Мы отошли от административных мер и заложили антикоррупционные механизмы. Все крупные месторождения будут продаваться с аукциона. Это стоит денег: бонус, который компания оплатит, получая лицензию, плюс соцпакет для местных сообществ. Мы заложили плату за удержание лицензии и многое другое, прописали, в каких случаях отбирается лицензия»,- сказал Т. Сариев.

Вопрос о том, не противоречит ли налоговому законодательству то, что в случае неуплаты налога аннулируется лицензия, Сариева врасплох не застал: «Налог -  это святое! Мы хотим добропорядочных инвесторов».

Для самих инвесторов, которые уже не знают, чего ожидать в следующий момент от государства, самое главное  стабильность. И они готовы приветствовать и поддерживать любой закон, лишь бы депутаты, наконец, поняли, насколько важна эта отрасль.

«Новые законы - это хорошо для всех. Есть плюсы и минусы, конечно, но в целом я не против такого закона. Нам важна ясность, и то, что правила работы не скоро изменятся. То, что для инвесторов поднимают налоги… Что ж, во всем мире налоги для горнодобывающих компаний растут. Это право правительств. Главное, чтобы стабильность была, и тогда мы можем говорить о рентабельности»,- говорит региональный директор Кентор Голд Хью Маккинон

Но, судя по всему, даже очень хорошо написанные законы не станут гарантией для инвестора. Ведь до сих пор правительство дальше слов о защите не идет и чуть что  предлагает инвестору самому договариваться с местным населением, конфликты с которым стали уже не просто привычным явлением, а фактором, с которым не в состоянии справиться даже центральная власть.