Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Государство - это бизнесмен, который обеспечивает многомиллионное население

21 Декабря, 12:16  /   Обновлено в 12:16 21.12.2011

Бишкек. 21 декабря. КирТАГ - Нурдин Абдылдаев, заместитель мингосимущества. Каковы планы и роль  уполномоченного государственного органа – Министерства государственного имущества Кыргызской Республики – по управлению и приватизации? Какие прогнозы и перспективы у Министерства государственного имущества Кыргызской Республики? Такими вопросами задаются сегодня как чиновники, так и руководители компаний с государственной долей, так и потенциальные инвесторы. 

Управление – во-первых, приватизация – во-вторых

На сегодняшний день в собственности государства находятся 65 акционерных обществ с государственной долей, а также государственные предприятия и национализированные объекты.

В течение 20 лет государственная политика в области управления государственной собственностью ставилась на второй план, а на первое место ставилась приватизация, которая показала свою недостаточную эффективность.

С первых лет своей независимости государство приступило к либерализации рыночной экономики, построению института частной собственности. Достичь этих целей можно было только путем приватизации, т.е. перехода имущества из государственной собственности в частную.

Этот путь был выбран во всех странах постсоветского пространства. Оценку этому процессу давать тяжело, но сказать можно уверенно, что построение института частной собственности путем приватизации достигло своей цели. В Конституции Кыргызской Республики, начиная с 1993 года, закреплены различные формы собственности.

Другое дело, насколько эффективно частный собственник распорядился полученным от государства имуществом? Эффективных инвесторов, пришедших на приватизированные объекты, гораздо меньше, чем тех, которые находятся в кризисном состоянии.

 Путь Сингапура

Хочу привести пример Сингапура – маленького островного государства в Юго-Восточной Азии, расположенного на пересечении Европы, Азии и Австралии. Обретя в 1965 году независимость, сингапурцы не имели ничего, кроме брошенного англичанами порта и болотистой местности. Уже в первые годы независимости молодому сингапурскому государству предрекали неминуемую гибель и аннексию к соседним государствам. ВВП на душу населения в начале независимости оставлял не более 500 долларов США.

Сейчас, почти сорок лет спустя, Сингапур представляет одну из сильнейших экономик мира: сфера его финансово-экономических интересов распространяется на государства, которые превосходят его в 10, а то и сотни раз, по территориальным, признакам. К примеру, Сингапур, через свои институты владеет активами в Австралии, Индии, США, Китае, России, африканских государствах, практически по всему миру. По состоянию на 2009 год, валовой внутренний продукт на душу населения составил более 33 тыс. долларов США. Государственный аппарат - самый высокооплачиваемый в мире, премьер-министр получает самую большую зарплату среди своих коллег на Земле, не считая бонусов. Практически полностью искоренена коррупция

При этом хочу еще раз отметить, что Сингапур не обладает ни энергетическими ресурсами, ни минерально-сырьевой базой. 

Система управления госактивами должна исключить влияние политических факторов

Как я уже отметил, Кыргызстан уже построил институт частной собственности, что делось на протяжении более 20 лет.

Сегодня, государство владеет стратегическими предприятиями, образующими целые отрасли: энергетика, нефтегазовый сектор, добыча полезных ископаемых, транспорт, коммуникации.

Практика показала, что приватизация стратегических объектов имеет политический и социальный резонанс, вызывающий потрясения в обществе.

У нас бытует мнение, что государство - слабый менеджер. Но это не основание для приватизации. Восточная мудрость гласит: «Путь в тысячу миль начинается с первого шага». И сегодня очень важно сделать этот первый шаг на пути построения сильной системы управления основой любого государства – экономикой.

Компании, входящие в состав государственных активов, производят около 35% ВВП, без учета «Кумтора».

Как известно, обязанности предполагают наличие определенных прав. Сейчас министерство государственного имущества обладает в основном обязанностями, несет ответственность за людей, которых представляет в органы управления акционерных обществ и государственных предприятий, «выбивает» дивиденды и часть прибыли от хозяйствующих субъектов, но не имеет возможности контролировать их деятельность.

Система управления государственными активами должна строиться по принципу «государство - это бизнесмен». Государство – это бизнесмен, который обеспечивает многомиллионное население, платит зарплаты учителям, врачам, преподавателям, пенсии пенсионерам и т.д.

Государственные активы должны воспроизводить сами себя и отдавать часть накопленного дохода государству в той степени, в которой требуется, и при этом иметь достаточные средства для самовоспроизводства.

Для достижения эффективного управления, а не приватизации, необходимо следующее:

Эффективный менеджмент, построенный на здоровой этике привлеченных для управления государственными активами менеджеров. Составляющими эффективного менеджмента являются повышенная ответственность (они отвечают перед государством и народом), достойное вознаграждение за добросовестный и честный труд, возможность продолжать свою деятельность в рамках законных принципов;

Контроль со стороны государства должен быть всесторонним, глубоким и объемным.

Система должна исключать влияние политических факторов на добросовестный менеджмент.

Менеджеры должны работать на целевые задачи и показатели (к примеру: чистая прибыль, количество произведенной продукции), а их невыполнение должно приводить к определенным санкциям в их отношении (увольнение, наложение штрафов и т.п.);

В целом процесс совершенствования управления государственными активами, гораздо более сложный, но более прибыльный процесс, чем простая продажа. Но он требует тесного и слаженного процесса работы исполнительной и законодательной властей. Обязательно должны учитываться все социальные факторы, ведь в основном все наши крупные предприятия - градообразующие. И не столь важно поменять «вывеску», необходимо четко определить функции уполномоченного органа, подход к управлению государственными активами, а также выстроить механизм управления на законодательной основе.