Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Фракция «Ата Мекен»: «Акты милосердия и несовершенство законодательства слишком дорого обходятся нашему государству»

28 Октября, 11:39  /   Обновлено в 11:44 28.10.2014
Бишкек. 28 октября. КирТАГ – Обращение парламентской фракции «Ата Мекен».

«Сложившаяся критическая ситуация в энергетическом секторе нашей страны, требует от нас принятия решительных и кардинальных мер. При этом борьба с коррупцией является одной из основных задач и требует твердой воли со стороны политического руководства. Особое внимание при этом необходимо уделять, как было подчеркнуто ранее в распространенном нами заявлении, совершенствованию кадровой политики, предусматривающей подбор руководящих кадров на профессиональной основе с учетом морально-этических аспектов.

В 2010 году после апрельской революции, временное правительство КР в условиях острого социально-экономического, финансового и  политического кризиса смогло изыскать и выделить денежные средства в достаточном объеме для продолжения строительства Камбар-Атинской ГЭС-2. Это решение было продиктовано тем, что, во-первых, на ее строительство уже были затрачены огромные финансовые ресурсы, и, во-вторых, ее запуск давал возможность обеспечить энергетическую безопасность нашей республики.

Но, несмотря на всю сложность ситуации того времени, тогдашнее руководство ОАО «Электрические станции», ОАО «Камбар-Атинская ГЭС-2» и ОАО «Нарынгидроэнергострой», в лице Качканкулова Бектурсуна Жандаровича (генеральный директор ОАО «Камбар-Атинская ГЭС-2»), Бакиева Осмонбека Керимбаевича (заместитель генерального директора ОАО «Электрические станции»), Кайбалиева Аскаралы Канболотовича (заместитель генерального директора ОАО «Электрические станции»), Худайбердиева Акбаралы Рахманалиевича (заместитель генерального директора ОАО «Камбар-Атинская ГЭС-2») и Качкынбаева Осмона Кененбаевича (технический директор ОАО «Нарынгидроэнергострой»), используя различные «максимовские» и «ширшовские» коррупционные схемы, перечислили выделенные денежные средства на счета различных подставных фирм, тем самым государству был нанесен ущерб на сумму  1 млрд 230 млн сомов.

По данному факту было возбуждено уголовное дело, и вышеперечисленным лицам были предъявлены обвинения в совершении преступлений, предусмотренных ст. 185 (Нецелевое использование государственного кредита), ст.221 (Злоупотребление полномочиями служащими коммерческих или иных организаций) и ст.350 (Подделка, изготовление, сбыт или использование поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков) УК КР. Следствие было завершено и передано на рассмотрение в Первомайский районный суд города Бишкек. Но постановлением суда от 12 октября 2012 года в отношении вышеуказанных лиц производство по уголовному делу было прекращено в связи с законом КР «Об амнистии в связи с 20-летием независимости Кыргызской Республики». Уголовное наказание по данному делу понесла только А.Топчубаева (заместитель начальника юридического отдела ОАО «Электрические станции»).

Вместе с тем отмечаем, что вышеуказанные лица, которые были признаны виновными в рамках вышеуказанного уголовного дела, позже опять были назначены на руководящие должности в энергосекторе.
- Качканкулов Бектурсун Жандарович продолжает занимать должность генерального директора ОАО «Камбар-Атинская ГЭС-2»;
- Бакиев Осмонбек Керимбаевич назначен на должность заместителя директора ТЭЦ города Бишкек по ремоту;
- Худайбердиев Акбаралы Рахманалиевич занимает должность 1-го заместителя генерального директора ОАО «Камбар-Атинская ГЭС-2»;
- Качкынбаев Осмон Кененбаевич назначен на должность генерального директора ОАО «Нарынгидроэнергострой».

Да, может быть формально они и могли претендовать на эти должности, но учитывая критически сложную ситуацию в данном секторе и то, что это является следствием совершенных ими преступлений, назначение их на эти должности вызывает, мягко говоря, недоумение.

Как мы видим, действующее уголовное законодательство далеко несовершенно. Вышеуказанное уголовное дело яркий пример того, когда лицо виновное в совершении коррупционного преступления избежало уголовной ответственности, а наказание понесло не самое значимое лицо в этом уголовном деле.

Ежегодно принимаемые законы об амнистии только на руку чиновникам, которые, несмотря на доказанность их вины в совершении преступления, освобождаются от и так небольшого наказания. Акты милосердия и гуманности, слишком дорого обходятся нашему государству, и при этом нарушаются принципы социальной справедливости и неотвратимости наказания. Предусмотренные в Уголовном кодексе Кыргызской Республики отдельные нормы не отвечают смыслу всего уголовного законодательства. К примеру, за скотокрадство (статья 165 УК КР) в зависимости от размера ущерба предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до одиннадцати лет, за получение взятки в размере 10 000 сомов предусмотрено лишение свободы от восьми до десяти лет (ст.313-1 УК КР), а нанося ущерб в более миллиард сомов (ст.185, ст.221 УК КР) виновные лица отделываются небольшими штрафами или подпадают под амнистии. Где справедливость?

На основании вышеизложенного считаем, что мы должны разорвать этот порочный круг, который создает благоприятные условия отдельным лицам для удовлетворения своих личных интересов, и наносят не только финансовый ущерб государству, но и создают угрозу национальной безопасности страны.

Характер преступных деяний вышеназванных лиц, назначение их на руководящие должности, также недавнее назначение на должность министра лица, осужденного за совершение коррупционных преступлений, является вызовом всему обществу и пренебрежением теми ценностями, на которых должно строиться правовое государство и наше общество в целом.

В этой связи, социалистическая партия «Ата Мекен» отмечает о недопустимости применения указанной кадровой практики при назначении лиц на должности министра и другие руководящие должности.

Просим правительство рассмотреть вышеуказанную ситуацию с назначением лиц, привлеченных к уголовной ответственности, на указанные должности и принять в кратчайшие сроки соответствующие меры по отстранению их от занимаемых должностей, а также дать оценку действиям лиц, принимавших решения об их назначении».