Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии - за и против

14 Марта, 16:36  /   Обновлено в 16:36 14.03.2013

 

Бишкек. 14 марта. КирТАГ –  Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии – новое слово на рынке образования. О всех «за» и «против» дистанционного образования рассуждает Айылчы Сарыбаев, доктор экономический наук, профессор, директор Института Экономики и Финансов КНУ им. Ж.Баласагына.

За годы становления Кыргызской Республики законодательство в области образования претерпела изменения.  Если в недавнем прошлом о высшей школе говорили, как о «кузнице кадров», всецело подчиняя ее развитие нуждам государственного планового хозяйства, то в изменившихся условиях на первый план вышла гуманистическая миссия, которая ярче удовлетворяет потребности и интересы самого человека.

Приоритетными направлениями высшего профессионального образования в Кыргызстане  выбраны: переход от идеологической и административной регламентации и опеки ВУЗов к реальной самостоятельности и реализации академической свободы – свободы преподавания, свободы исследования и свободы обучения; соответствие требованиям рынка труда, общества и конкретного человека; усиление конкуренции на рынке образовательных услуг; стремление к вступлению в международное образовательное пространство, стремление к интернационализации образования.

   В связи с изменением государственной политики в области образования меняется и роль высших учебных заведений.

Вуз становится участником рыночных отношений,  ориентируется и выходит  на мировые образовательные рынки.

Качество образования – основной фактор повышения конкурентоспособности и устойчивого положения на рынке образовательных услуг.

Переход с 2012 г. на двухуровневую структуру высшего профессионального образования обусловил переход к вариативному подходу к формам, методам подготовки, изменение отношения к формализации образовательных процедур, переход от линейного к открытому, нелинейному, расширяющемуся представлению содержания учебных дисциплин, изменение порядка и содержания взаимодействия вуза и профессионального сообщества.

Практически во всех, выше приведенных направлениях, причиной, инициирующей эти изменения, можно признать новые информационные технологии.

Одной из этих технологий, признанной и успешно развивающейся является технология дистанционного образования.

Дистанционная форма обучения обретает особую актуальность сегодня, в связи с резким сокращением заочной формы и переходом высшего профессионального образования на кредитные технологии обучения.

Подсчитано, что дистанционная форма обучения эффективней заочной формы. При дистанционной форме обучения, как и при заочной, основное время отводится самостоятельной работе, контактные занятия  с преподавателем должны проходить в интерактивном режиме и посвящаться наиболее сложным, основополагающим, узловым вопросам дисциплины. Так как в настоящее время знания устаревают очень быстро, поэтому студенту необходимо дать относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. А это – один из принципов организации образовательного процесса при кредитных технологиях обучения, к которым мы массово перешли с 2012 года.

Постановление  правительства КР от 23 августа 2011 г. за N 496 «Об установлении двухуровневой структуры ВПО в Кыргызской Республике» и закон «Об образовании КР»  дают вузам право оказывать образовательные услуги удаленно, т.е. использовать  дистанционные образовательные технологии (ДОТ) и, во-вторых, дают возможность развивать и использовать новые информационные ресурсы.

С другой стороны данная возможность развивать и использовать новые технологии и информационные ресурсы натыкается на проблемы нехватки  необходимого и достаточного объема юридических норм и механизмов для регламентации этих технологий. Кроме того, ВУЗы слабо оснащены  технически и информационно, преподавательский состав не достаточно квалифицированный в подготовке информационных ресурсов, а имеющиеся  учебные, методические  пособия не приспособлены для электронного применения.

Мы понимаем, что переход на новый виток в образовании  требует выполнения определенных условий, направленных на создание достаточно развитой учебно-методической и материально-технической  базы и  информационной среды образовательного процесса.

Современная информационно-образовательная среда – это залог качественной подготовки студентов. Обеспеченность студентов учебной и методической литературой в печатной или электронной форме составляет важное и необходимое условие  успешной реализации любого обучения.

Институт экономики и финансов КНУ им. Ж.Баласагына (ИЭФ) реализует образовательные программы высшего профессионального образования через дистанционную форму обучения с 2010 г. Вопросы разработки, апробации и внедрения технологий дистанционного обучения в образовательный процесс делегированы в деканат дистанционного обучения и отдел информационного обеспечения и технического обслуживания. За годы реализации дистанционного обучения мы пришли к выводу, что при разработке электронного курса  должны придерживаться следующих принципов:

- Использование единого стандарт разработки и актуализации электронного курса.

- Четкое структурирование материала.

- Единый дизайн учебников.

- Минимальное количество «развлекательных» иллюстраций.

- Принятие условий интернет-среды.

Инструменты создания электронных учебников у каждого вуза могут быть свои и каждый выбирает свой путь в зависимости от своих материальных, технических и кадровых возможностей.

Введение дистанционных технологий обучения приведет к:

1. увеличению финансовых, временных и трудовых затрат необходимых для соблюдения новых нормативных требований, в случае если требования к условиям реализации будут чрезмерно жесткими;

2. повышению конкуренции на рынке образовательных услуг, в случае если требования будут чрезмерно мягкими либо формальными;

3.всплеску негативного общественного отношения к электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям, в период формирования нормативной базы;

4.росту затрат на научно-методическое, техническое и кадровое обеспечение образовательных процессов, связанное с обеспечением гарантий качества образования при развитии электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

5. появлению новых игроков на рынке образовательных услуг.

В качестве программы-минимум Институт экономики и финансов видит в удержании доли рынка и объемов оказываемых образовательных услуг на уровне достаточном для покрытия возрастающих затрат, в данном случае целью будет обеспечение безубыточности деятельности по данному направлению и планомерный рост объемов сопоставимый со средними значениями по рынку.

Для обеспечения  роста доли рынка и объемов оказываемых образовательных услуг  необходимо:

- Доведение электронной образовательной среды для обеспечения полной совместимости с международными  стандартами на структуру и содержание учебных ресурсов (контента).

- Разработка внутренних нормативных и обучающих материалов по организации электронного обучения.

- Интеграция технологий видеоконференций в среду дистанционного и электронного обучения.

- Запуск электронного документооборота по образовательной деятельности.

- Создание обособленных образовательных областей для каждого уровня образовательной деятельности (ДПО, магистратура, аспирантура и т.д.)

Таким образом, дистанционное обучение, обеспечивая большую доступность образования, приведет к доступности  высшего образования для всех слоев населения и придаст инновационную направленность образовательному процессу, переводя его  на новый качественный уровень.