На русском
25
Апреля
+14
Бишкек
73.00 1.20
67.79 0.21
2.2222 1.1111
3.3333 4.4444

Дети трудовых мигрантов - потерянное поколение для Кыргызстана

03 Апреля, 11:17  /   Обновлено в 17:43 03.04.2014
Бишкек. 3 апреля. КирТАГ - Айзура Чыкынова. Массовая безработица, отсутствие каких-либо перспектив на будущее заставляют кыргызстанцев уезжать из страны. Едут с разными целями, если русскоязычное население уезжает насовсем, то кыргызы едут поработать и планируют вернуться в страну. Чиновники Кыргызстана вместо того, чтобы заниматься собственной экономикой и создавать рабочие места, с восторгом заявляют с высоких трибун о ежегодно растущих переводах трудовых мигрантов домой. Мало кто из них задумывается о том, с какими трудностями приходится сталкиваться бесправным гастарбайтерам на чужбине. И еще меньше думает о детях мигрантов, остающихся на родине на попечении зачастую престарелых бабушек и дедушек и занятых своими проблемами других родственников. А задуматься стоит. Ведь речь может идти о целом поколении, которое будет для Кыргызстана потеряно, потому что дети растут без попечения родителей, которых сейчас по разным оценкам, трудится за рубежом от 500 тыс. до 1 млн человек.

Например, директор средней школы №82 Бишкека Атыркуль Конушбаева сообщила, что 30% учеников в их школе – это дети родителей трудовых мигрантов. Следует отметить, что это данные двухлетней давности, потому что опрос проводился в 2012 году. Следует ли цифры по прошествии этих двух лет удвоить или даже утроить, директор школы не знает.

«В нашей школе на окраине Бишкека, в жилом массиве «Ала-Тоо» учится много детей из регионов, в том числе из Оша, Жалал-Абада, Нарына, Таласа. Многие из них социально не защищены, но есть другая категория детей, которые слишком избалованы, учиться по настоящему не желают, - это дети родителей-мигрантов, которые на заработках в России, Казахстане или в дальнем зарубежье. Два года  назад мы проводили анализ, выяснилось, что около 30% детей живут не с родителями, а у родственников, чаще всего у бабушек и дедушек, из-за того, что родители работают за границей»,- отметила А.Конушбаева.  

По ее словам, в большинстве случаев за редким исключением такими детьми никто не занимается. Есть и исключения, когда родители, звонят в школу педагогам, интересуются успеваемостью детей их поведением.

«Недавно у нас в школе был конкурс. Чтобы посмотреть на выступление своего ребенка из Москвы к сыну прилетела мама одного из наших учеников 1 класса. Когда он играл на сцене, мама не могла сдержать слез, потому что была рада успеху ребенка. А вместе с ней прослезились и все мы, понимая, что безысходность явилась причиной их разлуки», - сказала директор школы.  

С сожалением, она отметила, что такое встречается нечасто, и рассказала историю гибели мальчика пятиклассника. Родители ребенка развелись, после чего мама уехала в Турцию на заработки, вышла там замуж. Мальчик остался у сестры этой женщины, и пять лет ждал свою мать, надеялся, что она вернется или заберет его к себе. Мальчик был слабый, болезненный.

«В позапрошлом году, когда он учился в 5 классе, мальчик сильно заболел и скончался, врачи говорят, что это от лихорадки, у него была очень высокая температура. Я думаю, что если бы мать ребенка была рядом, такого бы не произошло. Все в школе сильно переживали эту нелепую смерть. Проблема в родителях, разве деньги заменят ребенка», - сказала она.

А. Конушбаева педагог с большим стажем точно определила главную проблему – когда родители уезжают на заработки, они пытаются компенсировать свое отсутствие деньгами. Они отправляют деньги, и успокаивают себя тем, что кормят и одевают своих детей. И действительно многие из этих детей хорошо одеваются, у них новые телефоны, много карманных денег, часто гораздо больше, чем следует.

«Но у них одна радость - чтобы родители много зарабатывали, и присылали больше денег. Они этим живут, и вся их жизнь и настроение зависит от денег. Это очень печальное явление», - с сожалением констатирует она.

Сейчас в школах работают социальные педагоги, психологи и это очень хорошо. Но проблемы этих детей не могут быть решены общением с психологами. Чтобы тронуть душу ребенка от воспитателя, психолога требуется большое мастерство, а родители могут добиться этого просто своей любовью и заботой. Ведь каждый день в жизни ребенка происходит что-то новое - в школе, на улице, поэтому дети должны больше общаться, делиться всем этим с родителями. Если родители далеко, они должны возмещать это не деньгами, а вниманием.

Несмотря на то, что проблема всех этих заброшенных в прямом смысле слова детей одна, история у каждого своя. Еще один случай произошел с ее учеником, мать уехала в Россию на заработки и не вернулась, отец позднее женился на другой. Ребенок очень трудно переживал все эти изменения, оказался со своей проблемой один на один. Такие жизненные ситуации обязательно отразятся на ребенке в дальнейшем.

«Через 10 лет у родителей будет куча денег, а у ребенка в душе гнев и обида. Таким детям позднее трудно создать семью, они не умеют выражать своих чувств, нет эмоционального развития. Если все же нет другого выхода, и родителям приходиться расставаться ребенком надолго, то надо стараться, чтобы у ребенка был кто-то, с кем он будет делиться своими переживаниями или ребенок должен быть «душевно подотчетен» кому-то», - подчеркнула А. Конушбаева.

«Кыргызы издревле придавали особое значение воспитанию ребенка. Раньше люди не мечтали о больших домах, машинах, им хватало юрты, коня, и крепкая семья и хорошо воспитанный ребенок были для них главной задачей. А сейчас удобства, богатство на первом месте», - недоумевает она.

А. Конушбаева считает, что следует на законодательном уровне закрепить ответственность родителей за воспитание детей. Годы идут, вырастет и это поколение, лишенное достойного родительского воспитания, именно в те годы, когда создается характер, закладываются моральные ценности. Эти дети станут гражданами Кыргызстана, пополнят наше общество. Все и без напоминания педагогов знают, что ребенка следует воспитывать с самого раннего детства, только тогда можно надеться, что в обществе сохранятся нравственность, духовные ценности и моральные принципы.

Стоит отметить, что, уезжая на заработки, родители оставляют на попечении родственников не только школьников, но и совсем маленьких детей. Могут ли рассчитывать эти мамы и папы, что дети признают их через годы разлуки.  

Как рассказал бишкекчанин Максат Кулдаркулов, дома у него растут племянники - 3-летняя Айсулуу и 7-летний Дастан, их родители два года назад уехали на заработки в Россию. Здесь в Кыргызстане мама малышей работала учителем в школе, отец следователем, того, что они зарабатывали, не хватало на покупку жилья, поэтому они и уехали на заработки. Дети остались на попечении дедушки и бабушки. Родители отправляют деньги, общаются по телефону, связываются по интернету, приезжают два раза в год, в основном на праздники.

«Но все равно дети скучают по ним, это видно, им не хватает общения с ними в реальности. Иногда когда у Айсулуу что-то происходит в садике, ну как у детей бывает, с кем-то поругается, обидит кто-то, она ни с кем не общается. Дети хотят делиться всем, что с ними происходит с родителями, когда они разговаривают по скайпу, в конце разговора она всегда спрашивает, когда они приедут», - рассказал Максат.

Директор средней школы №83 жилого массива Касым города Бишкек Султан Калыгулов отмечает, что успеваемость учеников, чьи родители уезжают на заработки гораздо ниже, чем у других детей. Они чаще пропускают уроки.

Начальник инспекции по делам несовершеннолетних ГУВД города Бишкек Жамиля Талканбаева проинформировала, что им приходится часто сталкиваться со случаями, когда родители оставляют детей без присмотра.

Два из них произошли совсем недавно. В одном из случаев в Ленинском районе несовершеннолетних родители оставили без присмотра взрослых и уехали в Ошскую область. В другом случае мать уехала на заработки в Россию, а присматривать за детьми школьниками - семиклассницей и сыном учеником 4 класса, оставила квартирантов.

По мнению психолога Перизат Асылбаевой, родительское участие в воспитании ребенка очень важно, и зачастую их отсутствие в жизни ребенка невосполнимо. В полной мере родителей заменить не сможет никто. Ребенок, растущий без родительского воспитания, чаще всего ищет внимания на улице. У маленького человека должно быть доверие к миру, но в таком случае, у него теряется чувство безопасности, зачастую дети становятся тревожными, закрытыми. Затем нарушается связь с родителями. По мере взросления у таких детей на первом месте будут материальные ценности. Поэтому самое главное - проявление заботы, даже если приходится находиться далеко от ребенка. Каждый ребенок индивидуален, к каждому необходимо особое отношение.

Получается, что специфику проблем детей, чьи родители находятся на заработках, не учитывает ни один из государственных институтов, то есть ни в детсадах, ни в школах нет возможности специально для них разрабатывать программы и даже просто обращать больше внимания на этих детей. И трудно винить за это педагогов и воспитателей, а также психологов, которые, кстати, есть не в каждой школе. Сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних обратят свое внимание на таких детей в крайних случаях, если ребенок все больше времени проводит, не дома и в школе, а на улице. И надо сказать, что все чаще дети трудовых мигрантов переходят из категории благополучных мальчиков и девочек в группу риска.

Психологи однозначно говорят о воздействии миграции родителей на поведение детей, из чего следует, что для помощи этим детям необходимо срочно принимать меры. Активный и массовый гражданский сектор Кыргызстана может внести свою лепту в решение проблем наших маленьких граждан, потому что это проблема не только родителей, самих детей и государственных органов, но и общества. Иначе, что будет с ними, которых сначала бросили родители, а затем и общество?

И напоследок хочется напомнить слова поэта: «И каждому из нас пора понять – Чужих детей на свете не бывает».