Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Что ценит и чем живет нынешний кыргыз?

23 Января, 11:53  /   Обновлено в 11:59 23.01.2015
Бишкек. 23 января. КирТАГ – Бакыт Толканов. Драматический ХХ век с его мировыми катаклизмами не обошел и Кыргызстан,  за это время трижды менялось политическое устройство. Огромная череда событий: восстание 1916 года, революция 1917 и гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война, индустриализация, распад СССР и обретение независимости, когда целое поколение, выросших на советской идеологии людей, в одночасье оказалось в эпохе дикого капитализма, безусловно, отразились на жизни и мировоззрении граждан нашей страны.

Недолгий период независимости также был не самым благоприятным: революции, межэтнические столкновения, падение уровня жизни создало огромные, неконтролируемые потоки миграции, когда кыргызстанцы очутились в сопредельных странах на уровне людей второго сорта.

Безусловно, все эти события вызвали глобальные по своей сути изменения в мировоззрении и психологии кыргызов и нанесли сильнейший удар по традиционным ценностям народа. С этим согласен бывший госсекретарь, общественный активист и приверженец старинной религии - тенгрианства Дастан Сарыгулов.

«Практически все ценности, такие как гармония с природой, уважение к старшим, которые ставились во главу угла на протяжении веков, практически потеряны. Идет полное засилье других культур: западных и ближневосточных. Отсутствует национальная идеология идет потеря национальной памяти, что в итоге может привести к ассимиляции кыргызов», - считает Д. Сарыгулов.

Все это стало следствием резкого изменения поведения кыргызов, в обществе стал превалировать тип поведения, ориентированный на материальные ценности, особенно это можно наблюдать на мировоззрении и стиле жизни молодежи, которая проявляет столь несвойственные кыргызскому духу, приобретательство и эгоизм.

«Практически исчезло такое понятие, как ашар», - продолжает он.

По мнению одного из ведущих психологов страны Михаила Мунькина, нельзя говорить о единой системе ценностей для всех, так как общество делится на группы со своими ценностными координатами, но при этом изменения за годы независимости действительно глобально коснулись кыргызстанцев, в том числе и молодежь.

«Молодежь также разделяется на основе ценностей. Например, сильно выражена тенденция яппи – это идеология молодых людей, которые во главу угла ставят бизнес, у них стандартные классические ценности, например, к 30 годам заработать миллион долларов. Я часто сталкиваюсь с людьми, которые хотят изучать технологии коучинга - личностного роста», - отметил он.

Однако при этом существует прослойка молодежи, у которой не сформирована своя система ценностей, что в свою очередь приводит к нигилизму.

«В результате появляется неверие в социальные институты, мнение, что суды продажны, и все можно купить. В свою очередь в ситуации нестабильности проявляется вещизм, когда молодежь начинает жить сегодняшним днем», - продолжил он.

Эксперт не считает, что отсутствие национальной идеологии так фатально для кыргызстанцев, особенно если у отдельных членов общества уже выстроена своя система ценностей.

«Нет ответа плохо или хорошо отсутствие такой идеи, ведь человек может построить свою систему на основе плюрализма ценностей. Однако, в этом случае существует серьезная опасность, когда общественное мнение можно повернуть в определенном направлении, используя простые технологии, например, паблик рилейшнз», - добавил М. Мунькин.

Картина вырисовывается крайне мрачная, но нельзя отрицать, что все чаще традиционные ценности начинаются подменяться, а это оставляет человека «без руля и без ветрил». Один лишь пример участившихся случаев педофилии является тревожным симптомом, что в обществе «разладились механизмы». Современное положение, прямо иллюстрирует китайское проклятье «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен».

Однако, не все так однозначно, все в руках у человека и общества, ведь эпоха перемен, в отличие от застоя может помочь стране и нации обновиться. А китайский афоризм легко опровергается мнением  японцев, что эпоха перемен наиболее благоприятна для восхождения.

Главное, каждый должен помнить, что ценности формируются родителями, обществом и социальными институтами, так как процесс этот комплексный, а если его не направить в нужное, позитивное и здоровое русло, то «свято место пусто не бывает». Тогда то и происходит подмена ценностей, глобальные изменения в мировоззрении, легко внедряется чуждая культура.