Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Четыре уровня мутных бюджетных вод

21 Сентября, 16:19  /   Обновлено в 16:19 21.09.2012

Бишкек. 21 сентября. КирТАГ – Дарья Сытенкова. Страна в ожидании перемен. Прежде всего, экономических. Все чаяния и надежды у народа связаны с новым правительством. И первая инициатива в экономике, озвученная премьером, – возврат к старой четырехуровневой структуре бюджета. Поначалу это вызвало неодобрительный шепот специалистов, потом изумление на местах, а теперь уже и непонимание у народа. Речь идет о смене курса. Уже практически одобренный бюджет, правда, прежним правительством, новый кабмин отправил на доработку. И все замерли, каким будет бюджет 2013 года, двухуровневым, четырехуровневым или финансисты придумают что-то новенькое?

Заявление премьера прозвучало серьезно, потому что это входит в план антикризисной программы. Ситуацию в экономике переоценить сложно, теперь макроэкономические показатели страны обсуждают на кухне и учителя, и врачи. Дефицит в 23 млрд сомов, внешние займы на покрытие этой черной дыры практически в четверть бюджета, рост внешнего долга и все такое.

Надежды на нового министра финансов Ольгу Лаврову возлагали большие, премьер заявил, что фракция «Ар-Намыс» выдвинула ее кандидатуру с его подачи. В узких финансовых кругах ее считают принципиальной. С поста главы Соцфонда Лаврова ушла при Бакиеве из-за того, что не захотела пустить в оборот накопленный профицит.

Первую пресс-конференцию министр финансов дала спустя три дня после назначения. Журналисты растерзали пресс-службу минфина в ожидании новой программы действий. Но о новшествах не прозвучало ни слова. За три дня сформулировать их, конечно, сложно. Но возникло ощущение, что у новых министров нет общего понимания того самого курса и той самой антикризисной программы.

Каким будет бюджет 2013 года и на сколько уровней он распадется пока, вероятно, не знает никто. «Пока мы не можем сказать, что мы вновь перейдем на четырехуровневый бюджет, у нас нет четкой позиции по этому вопросу, сейчас проводим работу, нам поставлена задача переработать бюджет 2013 года по поручению премьер-министра. Единственное могу сказать, что существует конфликт между административно-территориальным устройством и двухуровневым бюджетом», - заявила тогда О. Лаврова.

Попробуем разобраться, что это за абракадабра. Вот эти четыре уровня: республика – область – район – село. Эта система административно-территориального устройства перешла к нам по наследству от союза. Распределение бюджетных средств шло вниз по иерархии от центра до айыл-окмоту. В село деньги приходили не все, оседая на промежуточных уровнях. Такого количества коррупционных схем, не было даже в арсенале Остапа Бендера. Поэтому теоретики предложили два уровня убрать и отдавать деньги из центра сразу в сельскую управу.

Один из авторов двухуровневого бюджета эксперт по государственному устройству Эркин Ракимбаев говорит о том, что двухуровневый бюджет впервые был опробован в 2007 году. Тогда он показал хорошие результаты. «Существует более 2 тыс. посреднических государственных органов, которые финансируются из государственного бюджета, их необходимо сокращать, именно там оседает много денег. Нужно сделать хотя бы три уровня управления. Слишком много посредников. Теперь для успешного развития необходимо сделать две вещи – четко определить административно-территориальное устройство, - желательно исключить районы, и второе – четко разграничить полномочия между ними».

Политолог Бакыт Бакетаев считает, что двухуровневая система хороша тем, что она имеет антикоррупционный характер. «Чем меньше людей причастно к формированию бюджета, тем меньше коррупционных рисков, создавая четырехуровневый мы создаем риски. Здесь нужно найти золотую середину. Нужно взять из двухуровневого и четырехуровневого все самое лучшее. Мы полгода внедряли двухуровневый, уже на местах все айыл-окмоту прошли обучение. Народ ждет эффекта, а при введении новой структуры нужно проводить пилотные проекты».

Эксперты говорят о том, что такой открытости бюджета как в Кыргызстане нет даже в реформисткой Грузии. И это, конечно, плюс. Всего три страны в мире выставляют свой бюджет на всеобщее обозрение в интернет. Отследить движение денег от столицы до айыл-окмоту теперь может любой учитель сельской школы. И этот парадокс современной системы для обывателя неразрешим. На фоне коррупционной войны с чиновниками и такой открытости передвижения средств, макроэкономические показатели упали до критического уровня. Поэтому у нового кабмина есть свои козыри при утверждении, что двухуровневый бюджет не оправдал себя.

Как утверждает республиканец Курманбек Дыйканбаев, анализ показывает, что проблема состоит не в самом формате двухуровневого бюджета, а в неэффективной реализации этой модели. Необходимо, прежде всего, проанализировать – почему нет видимых результатов от внедрения двухуровневого бюджета. «В первый год реформы наметилась явная тенденция на оздоровление местных бюджетов, ярким подтверждением которого стало снижение за один год количества дотационных аймаков на 19 муниципалитетов. При этом не оправдались ожидания оппонентов реформы о риске обрушения всей финансовой системы Кыргызстана. За один год ни одно бюджетное учреждение по итогам года не пострадало», - считает депутат.

Вместе с тем, попытки в последние годы удовлетворить амбиции чиновников регионального уровня привели к искажению сути реформы, что отразилось в большей степени на изменении системы межбюджетных отношений, говорит К. Дыйканбаев.  

Председатель наблюдательного совета министерства финансов Азамат Акелеев считает, что заявление о возврате к старой структуре бюджета это два шага назад. «Это (заявление премьер-министра - КирТАГ) отражает непонимание ситуации. Двухуровневый бюджет показал, что выросли доходы местных бюджетов. Появилась заинтересованность местных органов в увеличении доходов. Они сейчас имеют больше полномочий. А административно-территориальное устройство можно поменять, упразднив районы. Переход на многоуровневый бюджет приведет к увеличению расходов и централизации всех финансовых потоков. Это попытка сосредоточить все в одних руках», - подчеркнул А. Акелеев.

К обсуждению структуры бюджета подключились и общественные организации, которые активно выступали за реформы и  открытость государственных трат. Директор «Института общественного анализа» Рита Карасартова считает, что есть разница между тем, что говорят чиновники народу и тем, что они реально делают.

«Вся государственная власть должна финансироваться из республиканского бюджета, а местная из местного, все прозрачно и понятно. В темной воде рыбка ловится, когда непонятно какой уровень управления из какого бюджета финансируется. Этот шаг мы уже прошли и нельзя в одну и ту же воду входить дважды, тем более вода мутная. Если им коррупцию в прозрачной воде сложно замутить, тогда это другой вопрос», - сказала Р. Карасартова.

Напомним, согласно докладу международной неправительственной организации Transparency Internationa, уровень коррупции в Кыргызстане по-прежнему остается на очень высоком уровне – Кыргызстан занимает 164 место из 182 возможных. Как говорится, дальше некуда.