Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Бензиновые реки в правительственных берегах – взгляд из Казахстана

10 Мая, 18:04  /   Обновлено в 18:04 10.05.2011

Алматы. 10 мая. КирТАГ - Асет Матаев. Перед майскими праздниками был в Кыргызстане, в Бишкеке, и приятно удивился ценам на бензин. Самый популярный АИ-92 на заправках сети «Газпромнефть» - крупнейшего поставщика ГСМ в Кыргызстане стоил 31 сом ($1=46,7). На других заправках города 92-й продавали еще дешевле. Если перевести на наши деньги (казахстанские тенге – КирТАГ)  - это около 98 тенге. Перед выездом из Алматы был уверен, что если у нас – нефтяной страны, эту марку продают по 95-97 тенге, то уж у соседей, где нет ни нефти, ни газа, а ГСМ в основном закупается в России, он будет около доллара за литр. Но я сильно ошибался.

Как помнится, бензин у нас ощутимо вырос последний раз летом 2009 года, когда топливо подорожало на 5-7 тенге. Тогда в правительстве объясняли, что выросли цены на нефть, и Казахстан вынужден был поднять стоимость бензина. Агентство по регулированию естественных монополий ответило, что «повышение цен на ГСМ связано, в первую очередь, с ростом оптовых цен на нефтепродукты, ввезенные из России. Ведь для покрытия внутренней потребности около 30% высокооктанового бензина Казахстан импортирует из РФ».

Мы помним, как премьер-министр Казахстана Карим Масимов требовал вернуть ценники на прежний уровень, хотел провести расследование и наказать тех, «кто балуется с ценами».  Нам неизвестно, был ли кто наказан, но цены остались прежними и прибавляли каждые полгода по 2-3 тенге и пришли к нынешним 95-97 тенге за литр популярного АИ-92.

Тем временем, уже месяц как цены на нефть по всему миру снизились, а нашим ценам на ГСМ прогнозируют рост в мае на 20-25%. Столь резкий рост стоимости бензина в Казахстане источник в министерстве нефти и газа связывает с перспективой роста цены на нефтепродукты в Российской Федерации.

Если бы мы жили в том же Кыргызстане и уповали на природную несправедливость в связи с отсутствием нефти и газа, то постоянно бы смотрели на север и думали, а как же будут расти цены на нефть, а не введет ли Россия запрет или новую пошлину на поставки ГСМ? Тогда у нас в Казахстане были бы не только пики «Путина» как в Кыргызстане, но и ущелья «Медведева», заповедные парки «Миллера» и озера «Алекперова».

Почему всякий раз, когда происходит рост цен на ГСМ, наши чиновники кивают в сторону России? Ведь мы зависим от России по нефти и ГСМ только на 30% - как постоянно оправдываются ответственные в Астане. А может, на самом деле это влияние намного выше, раз государство, обладающее огромными запасами нефти, не может остановить рост и регулировать цены на нефтепродукты на собственной территории.

Например, есть сеть АЗС «RP», которая продает российский бензин в Алматы. Она повышает цены на топливо, исходя из экономической ситуации в России. Стоит отметить, что «RP» и другие сети АЗС, завязанные на российский бензин, делают это так быстро, будто ГСМ им из России доставляют самолетами, а запасов они и вовсе не имеют.

Непонятно, как ситуация с ростом цен на нефть или другие запретительные меры в России меняют положение отечественных производителей и продавцов ГСМ. Скажем, цены на заправках сети «Синойл», которая продает бензин Шымкентского НПЗ, или сеть АЗС «Гелиос», реализующая павлодарский бензин и дизельное топливо также подвержены росту, хотя они не работают с Россией. Цены и у них растут день в день вместе с российскими. Разве переработку нефти в отечественных НПЗ не контролирует государство в лице национальной компании? Казмунайгаз, судя по официальной информации, имеет контрольную долю во всех наших НПЗ и в крупной сети одноименной АЗС.

Всем известно, что в Европе, когда одна из сетей заправочных комплексов вдруг поднимает цены на ГСМ, даже если это повышение незначительное, автолюбители принципиально не заправляются там и едут на заправку с более приемлемыми ценами. Кстати, автозаправочные комплексы в США и странах Европы давно зарабатывают основную маржу не на бензине, а на продаже сопутствующих товаров в магазинах при АЗС.

Что же касается Казахстана, то здесь водители каждые полгода ощущают рост цен на бензин. Следом по традиции поднимают цены коммунальщики и другие участники рынка. Известно, что бензин лежит в основе ценообразования каждого товара или услуги и занимает не в общем повышении товаров и услуг населению не последнее место. Мы уже привыкли к тому, что после повышения цен на ГСМ правительство грозит подвергнуть наказанию участников бензинового рынка, но эти угрозы остаются не выполненными. Потребитель психологически начинает привыкать к новым ценам, а затем, спустя время, он снова узнает об очередном росте цен на топливо. На нашей памяти не одно повышение цен не могли толком объяснить на официальном уровне, а людям все время приходилось гадать: кто виноват, и что же дальше будет…

При каждом повышении цен на ГСМ, наверное, у многих возникает желание, чтобы государство забрало всю цепочку от добычи нефти до реализации ГСМ в свои руки и законодательно это закрепить. Определить официальные проценты для каждого участника рынка от добычи до реализации продуктов нефти примерно по 5% маржи на каждом этапе. Все равно ведь огромные деньги. В этом случае рост цен на нефтепродукты параллельно цене на нефть не так бы бил по карману рядового казахстанца. Каждый бы осознавал, что доходы идут в казну, а не на приобретение зарубежной недвижимости и на покупки яхт для нефтяных магнатов и бензиновых королей.

Перед президентскими выборами в декабре 2005 года в Казахстане резко выросли цены на ГСМ и продукты питания. Тогда в регионы Казахстана из администрации президента поступили звонки в местные акиматы, а также финпол с требованием «разобраться с ценам». Говорят, уже на следующий день резко подлетевшие вверх цены на ГСМ и продукты питания не только вернулись к прежнему уровню, но и где-то упали на 5-10%.

Мониторинг цен на ГСМ и продукты питания показывает, что для объективного роста нет особых причин. Все это говорит о том, что государство не может четко отследить и решить эту головную боль для населения и может быть для самой власти. Службы в лице агентства по защите конкуренции и агентства по регулированию естественных монополий, профильные ведомства и акиматы, призванные защищать население от роста цен, только молча констатируют рост цен. На самом деле все, что происходит на рынке и в регионах им должно быть известно заранее, если они, хотя бы читали и смотрели казахстанские СМИ.

В этом году Казахстан будет отмечать 20-летие независимости и подводить главные итоги этого пути. Хотелось, чтобы все общество требовало соответствие евростандартов от правительства, но не как в случае с бензином когда, производя с натяжкой топливо нормы Евро-2, правительство требуют ввозить авто, соответствующее экологическим нормам не ниже Евро-3.

Вот и получается в нашей жизни: плывем по бензиновой реке без правительственных берегов…