Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Бакыт Абдыкапар: «Топливо для авиабазы «Манас» - это всегда информационная мина»

18 Января, 12:46  /   Обновлено в 12:46 18.01.2011

Бишкек. 18 января. КирТАГ - Непомерно высокая цена апрельской революции и объективная картина реального состояния экономики, очевидная для любого жителя страны, правомерно взрастили у кыргызстанцев обостренное ожидание реальных перемен и, прежде всего, борьбы с чиновничье-деляческим стяжательством.  Однако, в действительности все оказалось намного сложней.

История с поставками авиатоплива на американскую авиабазу «Манас» весьма показательна.  Если не считать ряда пикантных моментов, связанных с тем, что дельцами с заморской стороны оказались бывшие американские разведчики, все в ней до боли знакомо читателю:  оффшоры,  расторопные люди, оказавшиеся в нужный момент в нужном месте,  фирмы- посредники и, самое главное, заинтересованные власть имущие.

Фигурантами деятельности компании «Mina Corp»  в Кыргызстане являются американцы Дуглас Эдельман и Чак Сквайрс (оба отставные офицеры разведки), а также кыргызстанец Эркин Бекболотов.

Дуглас Эйдельман является основателем компаний «Red Star» и «Mina Corp». Совладельцами указанных структур являются Эркин Бекболотов и супруга господина Эдельмана - Дельфин Ле Дейн (Delphine Le Dain). Э. Бекболотов занимает пост генерального менеджера в «Red Star» и «Mina Corp», поставляющих авиатопливо для американских самолетов, летающих в Афганистане и осуществляющих авиаперевозки из Кыргызстана. Исполнительным директором «Mina Corp» недавно назначен некий Денис Григорьев, а Чак Сквайрс – является ее финансовым директором.

Издание www.aolnews.com  в статье от 2 ноября 2010 года пишет: «Отдельные конкуренты «Red Star» и «Mina Corp» подозревают, что компаниями управляет ЦРУ».

Необычайно успешная и в то же время чрезмерно засекреченная деятельность «Mina Corp» привлекли внимание  политиков и журналистов  США. Издание «Вашингтон пост» писала, что к моменту введения американских войск в Афганистан Дуглас Эдельман владел в Бишкеке баром, где делали гамбургеры. Сейчас ставшему известным калифорнийцу 58 лет. Он проживает в Лондоне. За прошедшие восемь лет, по  данным британского издания «The Telegraph», Д. Эдельман и Э. Бекболотов получили от Пентагона контракты на сумму около $3 млрд. Отсутствие гласности при определении победителя в тендерах, в которых «Red Star» и «Mina Corp»  неизменно оказывались победителями, возмутили даже американских конкурентов Дугласа Эдельмана.

«Компании США должны иметь справедливые возможности снабжать вооруженные силы», - заявил Рон Ашер адвокат конкурирующей фирмы «International Oil Trading Company».

Длительное время поставщики Пентагона вводили в заблуждение российские фирмы, ввозившие ГСМ в Кыргызстан. Издание «Нью-Йорк Таймс» поведало, что согласно докладу конгресса США, на протяжении ряда лет «Mina Corp», как посредник, делала вид, будто огромные объемы авиатоплива предназначаются для использования не в военных целях. Это делалось для ухода от обложения дополнительными пошлинами. Однако, топливо приобреталось для поставки на американскую базу «Манас», а из Кыргызстана доставлялось в Афганистан.

При заключении сделок использовались сфальсифицированные  документы. За то, что реактивное топливо, поступающее на «Манас», по документам проходило как потребленное внутри страны, бывшие высокопоставленные лица брали от $50 до $100 долларов.

Восемь лет неафишируемые суммы шли в карманы правящих семей Акаева и Бакиева. По  данным лидера партии «Ак-Шумкар» Темира Сариева, только в 2009 году на базу «Манас» завезли 345 тысяч тонн авиакеросина для американских самолетов-топливозаправщиков.

В интервью Deutsche Welle Сариев заявил, что помимо этого, было ввезено около 175 тысяч тонн горючего, которые доставляли из России по железной дороге вагонами и, не разгружая, сразу отправляли через Таджикистан в Афганистан.

«Есть предположение, что для беспрепятственного прохождения этих 175 тысяч тонн тогдашняя власть обеспечивала зеленый коридор. Необходимо было исправлять документы, менять коды происхождения товара. За такие услуги компания платила до $150 за тонну, эти деньги шли семье президента», - сообщил Сариев.

По подсчетам Темира Сариева, благодаря таким схемам семья Бакиева зарабатывала около $50-$60 миллионов в год.

Интересно отметить, что в ходе расследований в конгрессе США, один из главных фигурантов Чак Сквайрс в отношении российской стороны без всякого сожаления цинично сказал: «Мы обвели их. Я давний боец холодной войны и горжусь этим. Мы переигрывали русских и делали это  на протяжении четырех - пяти лет».

Впрочем, в прессе есть и мнения о том, что  обман со стороны американских и кыргызских бизнесменов был бы невозможен без преднамеренного попустительства заинтересованных чиновников «Газпрома».

Все же расплата наступила. За махинации заморских и доморощенных дельцов пришлось расплачиваться населению Кыргызстана. К началу 2010 года власти России разобрались в нарушениях. С 1 апреля 2010 года российская сторона ввела дополнительную пошлину в размере $200 за тонну ввозимых ГСМ.

О масштабах последствий обмана  Темир Сариев сказал: «Кыргызстан в среднем в год закупает 800 тысяч тонн топлива. Умножить на $200 долларов, то есть за год кыргызстанские  налогоплательщики из своих карманов в качестве дополнительного налога выплатили $160 миллионов».

Напомним, в начале 2011 года Россия объявила об отмене дополнительной пошлины.

С кыргызским налогоплательщиком все ясно. А как же «Mina Corp»? Согласно официальной базе данных ведомства федеральных закупок США, компания 16 апреля 2010 года из американской казны получила в качестве выплаты, «компенсирующей расходы контрактора по экспортным пошлинам России» $15,4 млн. Вот и весь сказ. За океаном за обман расплатился налогоплательщик – американец, здесь – кыргызстанец.

Расследование конгресса США закончилось ничем. Толком ничего не смогли доказать и кыргызские следственные органы. «Mina Corp» признана невиновной. 4 ноября 2010 года эта компания выиграла очередной тендер на $315 млн. Более того, адвокатам компании удалось договориться с конгрессом о сохранении в тайне сведений о сделках и своем персонале, чтобы «удовлетворять военные потребности США в нестабильных регионах мира».

Что изменилось после апрельских событий?  Сейчас мало говорится и о противостоянии вокруг авиабазы «Манас» между Москвой и Вашингтоном. Из того, что так называемые пророссийские партии в парламенте Кыргызстана перестали поднимать вопрос о выводе американской авиабазы, эксперты делают вывод о наличии некоей неафишируемой договоренности по этой проблеме  между Россией и США.

Поскольку количество «кормушек» сократилось, а деньги нужны, деятельностью «Mina Corp» сразу же  заинтересовались высокопоставленные чиновники временного правительства. Они же инициировали следственные действия, чтобы поставками в дальнейшем занимались «свои» - подконтрольные фирмы.

В июле 2010 года в Стамбуле состоялась встреча Э. Бекболотова и Д. Эдельмана сыном президента Кыргызстана Р. Отунбаевой - Атаем Садыбакасовым, которого мать сама когда-то окрестила бизнесменом в сфере туризма. Отсюда пошли утверждения о вовлеченности самой Отунбаевой в эти дела. Однако слухи о том, что прибыльный бизнес перешел к новой власти начал находить отражение в следующей логической цепочке. Официально новые власти Кыргызстана заявляли, что заниматься поставками будет государственное российско-кыргызское СП. Фактически же с нового года  авиатопливо американцам начала продавать некая посредническая фирма «Мега-ойл». Как отмечает Елена Авдеева в своей публикации по данному вопросу, к этой фирме причастен сын Отунбаевой и вице-премьер Омурбек Бабанов.

Российское агентство экономической информации «Прайм –ТАСС» 5 октября 2010 года сообщило со ссылкой на осведомленного источника, что первые поставки вновь созданному госпредприятию «Топливозаправочный комплекс «Манас» пошли с использованием  посредника, а схему «знающие» люди предложили простую. Заключается контракт между ЗАО «Газпром Нефть Аэро» и кыргызским ОсОО «Мега Ойл» на поставку авиационного топлива на условиях FCA ст. Комбинатской (продажа на станции завода) по цене $670 за одну тонну. В свою очередь ОсОО «Мега Ойл» продает это топливо ГП ТЗК «Манас» уже на условиях DAF ст. Луговой (продажа на границе) по цене $850 за тонну.

В российской грузовой таможенной декларации «Мега Ойл» не фигурирует, что наталкивает на мысль о его предназначении исключительно только как «посредника». Стоимость услуг перевозки по территории РФ и Казахстана составляет $90.  А остальные $90 «Мега Ойл» оставило себе.

Спрашивается: почему госпредприятие «Манас» покупает у какой-то «Мега Ойл» топливо по завышенной цене, в то время как новая власть обещала исключить всех посредников?

В упомянутой выше публикации Е. Авдеевой отмечается, что учредителем   фирмы «Мега-ойл» является  Марат Малатаев. Известно, что он в акаевские времена был послом в Малайзии и по работе в МИДе должен быть знаком с Розой Отунбаевой. В бакиевскую «эпоху» Малатаев перешел в бизнес и стал заместителем директора «Газпром нефть Азия» – дочерней компании российского Газпрома в Кыргызстане.

До настоящего времени ни одна персона, упомянутая в этой информационной МИНЕ, не высказалась по поводу многочисленных публикаций прессы по этой щекотливой теме. Однако, ясно одно – ни «Mina Corp», ни высокопоставленным чиновникам Кыргызстана в бурлящей политической жизни не удастся уйти из-под прицела критически настроенной общественности и журналистского сообщества Кыргызстана.