На русском
24
Апреля
+10
Бишкек
73.00 1.20
67.79 0.21
2.2222 1.1111
3.3333 4.4444

Аида Салянова, депутат: «Правового основания для проведения референдума по изменению Конституции не существует»

08 Августа, 17:39  /   Обновлено в 17:44 08.08.2016
Бишкек. 8 августа. КирТАГ - Айша Чуштук. Экс-генеральный прокурор КР, депутат Жогорку Кенеша от фракции «Ата Мекен» Аида Салянова, считает, что «правового основания для проведения референдума по изменению Конституции не существует». Свое мнение депутат высказала на своей странице в Facebook.

«Мы научились делать ошибки. Но исправлять их не научились. Мы научились договариваться. Но соблюдать договоренности не научились. Мы не научились жить согласно букве, не говоря о духе Конституции. Выставленный на обсуждение проект поправок в Конституцию настолько абсурден и бесцеремонен, что не заслуживает сколько-нибудь серьезного экспертного анализа. И только то, что безучастность каждого может обернуться против нас всех, заставляет пусть и с чувством брезгливости пройтись по этому проекту», - пишет Салянова.

Первое на чем акцентирует внимание Салянова – авторство.

«Конституция - главный юридический документ страны, должен быть написан ясно, просто и лаконично. Текст не должен допускать произвольного домысливания», - подчёркивает депутат.

А данный законопроект, по ее мнению, «написан людьми, которые никогда ничего не слышали о такой науке как конституционное право, о парламентаризме, о принципе разделения власти».

«Проект механически, без всяких инструментов сдерживания усиливает премьер-министра. Проект нисколько не направлен на ослабление президента. Он направлен на ослабление парламента и судебной власти. В случае принятия этих поправок отношения между отдельными госорганами будут строиться на политическом шантаже и спекуляциях. Постоянная конфронтация не будет способствовать созиданию. Она медленно, но верно приведет к разрушению», - убеждена Салянова.

Во-вторых, по мнению Саляновой, законопроект является «волюнтаристским» и внесен вопреки здравому смыслу».

«Конституцию меняют в двух случаях:

1) когда требует общественность;
2) когда это продиктовано конъюнктурными соображениями», - пишет она.

По ее словам, чаще всего Конституцию меняют во втором случае, потому как обществу все равно кто сильнее - президент или парламент, как формируется правительство, кто кому подотчетен.

«Человека интересует его личное пространство, насколько оно защищено. Потому как каждый знает, что в трудную минуту он может рассчитывать только на самого себя. К сожалению, не каждый понимает, что от того насколько правильна выстроена конституционная архитектура взаимоотношений между ветвями власти, настолько высока вероятность эффективной защиты государством прав и интересов человека. Иначе страна будет находиться в состоянии постоянной политической турбулентности, и верхам абсолютно не будет дела до простого народа», - пишет депутат.

Так, Салянова отметила, что согласно законопроекту, добро на финансовые проекты нужно будет получать не только у правительства, но и у президента.

«В справке этому не приводится обоснования. Однако это действенный рычаг для ослабления парламента», - считает она.
Также экс-генпрокурор затронула вопрос о доверии правительству, отметив, что это «обоюдоострое оружие» и его можно задействовать только в критический момент.

«Этот важный институциональный прием законопроектом предлагается превратить в предмет постоянных манипуляций. По крайней мере это не имеет ничего общего с парламентаризмом. Согласование Конституционной палатой своего заключения с президентом и Жогорку Кенешем - это вообще будет «ноу-хау» отечественного конституционализма. Квалифицированные 2/3 парламента, которые предлагают авторы законопроекта для вотума недоверия правительству, противоречат канонам парламентаризма», - отмечает она.

И главное, по мнению Саляновой, «в проекте нет ни одной поправки, которая бы не могла подождать до 2020 года».

«В соответствии с законом о введении в действие Конституции 2010 года, законы и другие подзаконные акты, действовавшие до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции. Действующий конституционный закон «О референдуме» противоречит Конституции. Так, например, по действующему закону, референдум назначается президентом, согласно Конституции - парламентом. При этом, и Конституция не предусматривает механизма принятия этих поправок. Пп 2 и 3 ст 114 Конституции могут начать действовать после 2020 г., так как там говорится о полномочие парламента, которое появится только после 2020 года. Другого механизма нет», - заключила она.

Напомним, инициатива о проведении референдума «О внесении изменений в Конституцию КР» исходит от президента страны Алмазбека Атамбаева и ряда фракций. По некоторым данным, уже 87 депутатов подписали документ о поддержке данной инициативы. Возможно референдум пройдет уже этой осенью.