В чем необходимость закона об НКО
Бишкек. 12 апреля. КирТАГ - Президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал закон о неправительственных организациях (НКО), ранее принятый Жогорку Кенешем в трех чтениях. Этот шаг стал предметом оживленных дискуссий в обществе, вызвав разногласия и вопросы о необходимости такого решения. Однако важно понимать, что цель нового закона заключается в установлении стандартов прозрачности и ответственности, необходимых для эффективного развития гражданского общества.
Как сообщил президент Кыргызстана Садыр Жапаров, одним из ключевых моментов нового закона является обязательная регистрация НКО в Министерстве юстиции и открытие банковских счетов. Это предоставит возможность для прозрачного учета финансовых потоков и обеспечит контроль за их использованием. По словам президента, долгие годы непрозрачная деятельность некоторых организаций вызывала вопросы о целевом использовании средств и эффективности их программ.
Президент Жапаров подчеркнул, что новый закон не направлен на преследование или ограничение НКО а, наоборот, направлен на создание равных условий для всех участников общественной жизни. Прозрачность и открытость содействуют доверию со стороны как местных, так и иностранных доноров, что, в свою очередь, способствует привлечению дополнительных средств для реализации различных социальных проектов или программ.
«Я как глава государства гарантирую, что никаких преследований не будет. Мы не ядерная страна. Мы пока не собираемся летать в космос. У нашего государства нет секретов, которые нужно скрывать от вас и ваших доноров. У нас всю информацию можно найти в открытых источниках. Если можете, то получайте не миллионы, а миллиарды. Это пойдет только на пользу нашей стране. Мы просто хотим показать все открыто, чтобы все работали на равных условиях. Тогда и иностранные доноры смогут видеть, какая сумма и на какие проекты была использована. И они не будут обмануты», — заверил Жапаров.
Тем не менее, некоторые НКО выразили опасения относительно нового закона, опасаясь, что это может ограничить их деятельность или даже подвергнуть их риску преследования со стороны государства. Однако президент уверяет, что государство не будет преследовать НКО за получение иностранной помощи или за работу в рамках международных проектов.
Следует понимать, что практически во всех развитых сильных и суверенных странах регистрация НКО и контроль за их финансами являются стандартными мерами. Поэтому внедрение подобной практики в Кыргызстане является больше не препятствием для развития демократических принципов, а скорее подчеркиванием своей суверенности и независимости в ведении политики государства.
Однако также следует учитывать опасения и предложения НКО относительно нового закона. По мнению представителя «Интербилим» Гульгакы Мамасалиевой, принципиальным шагом могло бы стать поэтапное введение норм закона, чтобы НКО могли адаптироваться к новым условиям и выработать механизмы взаимодействия с государственными органами.
«Почему? Потому что сейчас, если Минюст будет приостанавливать или закрывать деятельность организаций, они будут судиться. Если нас будут признавать иностранными представителями, мы будем судиться, ссылаясь на Гражданский кодекс, на Конституцию и так далее. А если Минюст будет судиться со всеми НКО, у них сотрудников не хватит, которые будут ходить по судам, оправдываться, готовить кучу документов. А судебные процессы длятся очень долго, здесь и Минюст будет связан по рукам и ногам и НКО будут заняты судебными процессами, а люди останутся без нормальной помощи», — считает Мамасалиева.
Тем не менее, по ее словам, никаких ограничений в работе НКО с принятием закона нету. Однако представителей НКО могут обязать взять статус иностранного агента при получении иностранных грантов.
«Здесь два критерия, гранты и, второе, ведение политической деятельности. Этот закон принимался с целью, чтобы была возможность проверки НКО в любое время. И возможность приостановить деятельность НКО на полгода, и если за полгода НКО исправится, то им дальше позволят работать», — пояснила эксперт.
По ее словам, данный закон можно сбалансировать через подзаконные акты, которые будут разработаны Министерством юстиции.
«Через подзаконные акты Закон об НКО можно сбалансировать, каким-то образом сделать так, чтобы НКО сильно не страдали. Поэтому сейчас мы сделали предложение в Минюст, чтобы они включили представителей НКО в рабочую группу по разработке подзаконных актов, чтобы вместе разработать эти документы», — добавила Мамасалиева.
Важно обратить внимание на тот факт, что подобные законы об НКО существуют и в других странах и являются частью мировых стандартов в области гражданского общества и прозрачности финансовых потоков. Подобные законы также помогают снизить риск использования финансовых ресурсов для непредназначенных целей, таких как финансирование терроризма или другой незаконной деятельности, связанной с давлением на политику государства. Это важно как для внутренней стабильности страны, так и для обеспечения безопасности на международном уровне.
Однако, при внедрении подобных законов, необходимо учитывать разнообразие общественных и политических условий. Прозрачность и открытость должны сопровождаться механизмами защиты прав и свобод граждан, а также обеспечением независимости НКО от влияния государственных структур, чтобы данный закон не становился препятствием для развития гражданского общества.
В целом принятие закона о неправительственных организациях в Кыргызстане является важным шагом в сторону укрепления демократических институтов и развития гражданского общества. Однако его реализация требует внимательного и сбалансированного подхода.
Источник фото: Фото из открытых источников