Как улучшить качество воздуха в Бишкеке? – Поиски выхода из экологического тупика
Бишкек. 19 января. КирТАГ - В последние годы Бишкек оказывается в фокусе внимания из-за антирекордов по качеству воздуха. На протяжении нескольких отопительных сезонов подряд город возглавлял список самых загрязненных мест на планете, опережая даже промышленные мегаполисы. Эта проблема не только вызывает обеспокоенность среди граждан, но и требует внимания со стороны экспертов и чиновников для поиска конкретных решений. С этой целью Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» был организован форум «Задыхающаяся столица: как выйти из экологического тупика», в котором приняли участие депутаты Жогорку Кенеша, муниципальные чиновники и эксперты.
По словам экспертов, качество воздуха в столице влияет несколько системных факторов. Такие как многократное увеличение автотранспорта, использование некачественного угля столичной теплоцентралью и котельными, сжигание синтетического мусора для отопления домов в частном секторе и нарушение городской «розы ветров», вызванное хаотичной застройкой.
Один из ключевых путей решения проблемы загрязнения воздуха - переход на более чистые и эффективные источники энергии. Поддержка и субсидирование использования экологически чистых видов топлива в частном секторе поможет уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу. Также стоит рассмотреть внедрение новых технологий в отопительные системы и выработки электроэнергии способствующих сокращению вредных выбросов.
По словам политолога Игоря Шестакова, на данный момент мнения относительно эффективности тех или иных технологий, предлагаемых специалистами для решения проблем с загрязнением воздуха в Бишкеке, заметно разнятся. Одни видят выход в широкой газификации столицы и регионов, другие в строительстве АЭС. Третьи ратуют за применение зеленых технологий, которые сейчас находят активно поддержку по всему миру, такие как тепловые насосы, ветряные генераторы, солнечные панели и т.д.
«Зарубежные специалисты, отмечающие определенную эффективность использования зеленых технологий, указывают и на ряд потенциальных экологических проблем, не говоря уже про их высокую себестоимость. Риски для экологии связаны, прежде всего, с трудностями в утилизации отработавших свой ресурс деталей и механизмов, которые используются для выработки энергии из возобновляемых источников. Соответственно, страны, сделавшие ставку на ВИЭ, в скором времени ожидает цунами «зеленого мусора». Даже сторонники данных технологий прогнозируют, что к 2050 году количество выброшенных солнечных панелей может составить 78 млн тонн, а ветряных турбин, которые окажутся на свалках к 2040 году только в США, – более 720 тонн. Если Кыргызстан поставит приоритет в пользу зеленой энергетики, то республике понадобится построить специальный полигон для складирования или захоронения не разлагаемых отходов зеленой энергетики. Сомневаюсь, что Евросоюз и другие западные доноры будут выделять нашей республике гранты или инвестиции для решения данных проблем. Сейчас на рассмотрении в Жогорку Кенеше находится законопроект по использованию кредита Всемирного банка в размере 50 млн долларов США, нацеленного на улучшение воздуха в Бишкеке и других городах республики. На мой взгляд, давая данный кредит, западные доноры еще ближе подталкивают нашу республику к использованию зеленых технологий, которые в свою очередь, являясь коммерческим проектом, нуждаются в рынках сбыта», - говорит политолог.
Одним из важных шагов является эффективное управление автотранспортом. Принятие мер по снижению количества устаревших транспортных средств, поощрение использования электромобилей и развитие общественного транспорта с низким уровнем выбросов помогут снизить загрязнение воздуха от транспортных средств. В частности о мерах, предпринимаемых в данном направлении, рассказал вице-мэр Бишкека ЖыргалбекШамыралиев.
По его словам на сегодняшний день городом проводится ряд масштабных мероприятий, в том числе под контролем администрации президента и кабинета министров ведется совместная работа с Минэнерго и Минприроды. В частности за прошедший год проведены мероприятия по снижению количества печного отопления и улучшения автотранспорта. В конце прошлого года прибыло 744 автобуса на газе, в этом году ожидается прибытие еще порядка 700 автобусов.
«В рамках поставленной задачи и в соответствии с подписанным между мэрией Бишкека и «Газпромом» соглашением мы закончили газификацию девяти жилмассивов, сегодня ведется активное подключение абонентов к данным газовым сетям. Более того в прошлом году кабмин одобрил документ на выделение специальной субсидии 1 млрд сомов для льготного кредитования и стимулирования подключения населения к газу. В 2024 году данная инициатива будет продолжена, льготное кредитование: 8% на подключение газа домов до 150 квадратов, и свыше 150 кв. м – 12%. По данному направлению работают банки «РСК» и «Айыл банк». В прошлом году к газу подключились 10 тыс. новых абонентов. Это говорит о том, что благодаря принятым мерам, сокращается потребление угля, которое в отопительный сезон в нашей столице в среднем составляло порядка 140 тыс. тонн. На данный момент по предварительным оценкам мы можем говорить о сокращении на 12 тысяч тонн. Кроме того, ведется перевод на газ подвижного состава столицы. Благодаря чему, по предварительным данным примерно на 100 тонн в сутки сократилось потребление дизельного топлива общественным транспортом. Также в рамках проекта «Акселератор» в городе введены в эксплуатацию 42 станции зарядки электромобилей, что стимулирует повышение спроса на электромобили. На данный момент в Бишкеке их уже около 2 тысяч», - проинформировал вице-мэр.
В свою очередь замминистра природных ресурсов, экологии и технического надзора КР Асель Раимкулова, подчеркнула, что основным источником загрязнения атмосферного воздуха в Кыргызстане является деятельность человека, то есть носит антропогенный характер, такие как сжигание угля, выхлопные газы автомобилей, выбросы промышленных предприятий и сокращение зеленых зон.
«Распоряжением председателя кабинета министров Акылбека Жапарова, была образована межведомственная комиссия по вопросам улучшения качества воздуха, под председательством Министерства природных ресурсов, экологи и технического надзора в со-председательстве с мэрией города Бишкек. В рамках работы Межведомственной комиссии, налажено взаимодействие между различными ведомствами, с привлечением научного сообщества, разработаны и определены первоочередные меры по улучшению качества воздуха, направленные на решение разносторонних проблем, способствующих снижению загрязнения уровня загрязнения воздуха», - сообщила Раимкулова.
В качестве действенных мер чиновник назвала газификацию, улучшение муниципальных автопарков и сокращение выбросов.
По словам депутата Жогорку Кенеша Марлена Маматалиева, депутатский корпус поддерживает действия кабинета министров направленные на улучшение качества воздуха в Кыргызстане и в свою очередь принимает нужные законы.
«Мы будем рассматривать законопроект по качеству угля, т.е. если уголь не соответствует стандартам, он не должны попадать на рынок, более того, предлагается отзывать лицензии у тех компаний, которые ведут разработку месторождений с запасами несоответствующего стандартам угля. Кроме того мы готовили законопроект по автотранспорту, и когда он был вынесен на общественное обсуждение, правительство опередило нас и вынесло постановление о запрете продажи автомобильных катализаторов.
Также сейчас нами разрабатывается законопроект по зеленым номерам, т.е. будут предусмотрены различные преференции для владельцев экологичного автотранспорта. Такие меры приняты уже во многих странах мира, и мы хотим не отставать от них», - сообщил Маматалиев.
Все же необходимо понимать, что борьба с загрязнением воздуха в Бишкеке - это задача, не только государства, но и бизнеса и гражданского сообщества. Ведь только общими усилиями и при ответственном подходе можно эффективно бороться с проблемами экологии и энергетики.
Источник фото: КирТАГ