КирТАГ
Кыргызское телеграфное
агентство

Бишкек, 19:29 | 29 марта

Смог в Алматы и Бишкеке – как власти двух городов подходят к решению одной проблемы

Дата: 09:14, 12-02-2020.

Бишкек. 12 февраля. КирТАГ - Владимир Радионов (КазТАГ).
Смог – бич практически всех мировых мегаполисов. Образуется он, как правило, вследствие выбрасывания в атмосферу углекислого газа вперемежку с продуктами горения, которые просто губительно влияют на все живое. Если говорить о человеке, вдыхание смога повышает риск инсульта головного мозга и нарушения сердечного ритма, замедляет легочные рефлексы и понижает работу легких, является причиной образования периферийных тромбов… Впрочем, врачи смогут продолжить этот список до бесконечности. И забота о здоровье – есть главное основание бороться за чистоту воздуха. Вот только есть ли к этому политическая воля?
Возьмем, к примеру, два города – Алматы и Бишкек, находящиеся практически в одинаковых климатических условиях и одинаково задыхающихся от смога. Как власти решают одну и ту же проблему?
Для того, чтобы проблему решить, ее надо признать, и это будет первым, но важным шагом.
Как следует из официального ответа пресс-службы мэрии Бишкека агентству КазТАГ, причиной смога в столице Кыргызстана городские власти признают отопление города углем.
«Отопление углем – это 70-75% от всего смога в Бишкеке. Его выделяют ТЭЦ-1 и частный сектор при отоплении домов. Как только начинаются отопительный период, пуск ТЭЦ-1 и отопление углем частного сектора, в Бишкеке появляется смог. В ход идет не только уголь, но и любые вещи, способные сгорать», - сообщил мэр Бишкека Азиз Суракматов, отвечая на запрос редакции.
А что по этому поводу говорят власти Алматы? Давайте обратимся к стратегии развития «Алматы-2050». В ней утверждается, что выбросы ТЭЦ составляют всего чуть больше четверти (27%) всех выбросов в атмосферу, а 65% – это якобы автотранспорт. При этом власти не обращают внимания на альтернативные исследования. Так экологические активисты, опираясь на исследование агентства EXIMAR, сообщают, что ТЭЦ и котельные на угле выбрасывают в воздух около 70% загрязняющих веществ.
В Бишкеке не отрицают загрязняющего эффекта от автотранспорта, но отводят ему скромные 20-25%. Причем в ответе мэра столицы Кыргызстана указывается, что большее количество смога в Бишкеке наблюдается зимой, а автомобилей в зимнее время года становится даже меньше, так как многие боятся ездить из-за гололеда. Учитывая схожие климатические условия Бишкека и Алматы, можно проецировать эту ситуацию и на южную столицу Казахстана. Конечно, можно сказать, что население Бишкека (1,032 млн человек) почти в два раза меньше, чем Алматы (1,8 млн человек), следовательно, и автотранспорта там меньше, равно как и выбросов от него, но не в таких же пропорциях.
Кстати, правоту властей Бишкека, что СО2 – это продукт сгорания в большей мере угля, а не моторного топлива подтверждает и исследование Международного энергетического агентства (МЭА), из которого следует, что за последнее время выбросы углекислого газа в энергетической отрасли сократились в странах с развитой экономикой, включая Европейский союз (ЕС) и США, где использование угля – наиболее загрязняющего ископаемого топлива – сократилось на 15-25%. В то же время в МЭА отмечают, что почти 80% увеличения выбросов диоксида углерода в 2019 году пришлись на страны с быстро развивающейся экономикой в Азии, где дешевый уголь продолжал использоваться в качестве источника топлива в энергетическом секторе. А мы же не будем отрицать, что Казахстан – страна с быстро развивающейся экономикой, и Алматы – неотъемлемая его часть.
Непризнание проблемы ведет к неправильным ее решениям. Если в Бишкеке уголь признали вредным, то и во главу борьбы ставится снижение его сжигания.
«По нашему мнению, необходимо ускорить модернизацию и реконструкцию Бишкекской ТЭЦ-2, которая должна работать на природном газе и производить электричество. При запуске ТЭЦ-2 потребление угля на ТЭЦ-1 может сократиться с 1 млн тонн до 400-500 тыс. Это будет существенным снижением количества ядовитых выбросов в атмосферу. В жилмассивах и старых районах столицы необходимо переводить отопление на газ или электричество. Надо устанавливать новые трансформаторные подстанции и увеличивать мощности действующих сетей. В перспективе самый благополучный для экологии вариант – это переход на электромобили», - подчеркивает мэр Бишкека Азиз Суракматов.
А что же наши власти?
Прежний градоначальник Бауыржан Байбек год назад во время своей отчетной встречи с населением честно признался, что ему негде взять для Алматы чистый воздух и посоветовал горожанам самим поменьше его портить.
Нынешний аким Бахытжан Сагинтаев в плане хайпа, несомненно, уступает своему предшественнику, да и как-то в публичной оценке алматинской воздушной среды замечен не был. А если вернуться к его программному документу – стратегии развития «Алматы-2050» – то там для улучшения качества воздуха во главу угла ставится обновление зеленого фонда города, снижение выбросов от автомобилей, стимулирование горожан отказываться от личного транспорта.
Что же до перевода ТЭЦ-2 на газ, разговоры о чем ведутся давно, то городские власти, как правило, предпочитают от темы открещиваться: мол, это не их задача, этим занимается «Самрук-Энерго» – государственный холдинг по управлению электроэнергетическими активами. Между тем экологический активист и эксперт в области энергетики Асет Наурызбаев уверен, что этим должен заниматься именно город, потому что для «Самрук-Энерго» ТЭЦ-2 – это бизнес, а бизнес, как известно, стремится к увеличению прибыли за счет снижения себестоимости продукта, и уголь в качестве топлива для него предпочтительнее, потому как он гораздо дешевле газа.
Активисты же предлагают властям Алматы начать с независимого хозяйственного, технического и экологического аудита всех трех ТЭЦ на предмет также мероприятий, предпринимаемых для снижения выбросов, их эффективности, а также разработать и внедрить программу по снижению общей нагрузки на все три ТЭЦ и переводу их на СПБТ (смесь пропан-бутан техническая) и природный газ. Они даже петицию, скрепленную подписями нескольких тысяч алматинцев, в акимат по этому поводу направили, но как призналась одна из ее авторов Ася Тулесова, акимат не хочет признавать проблему, игнорируя доводы экспертов и продолжая настаивать на своих 27%.
Между тем мировой опыт показывает, что бороться со смогом возможно. Примером тому может служить КНР.
Так, в частности, в Пекине за 2015-2017 годы снижение вредных выбросов в атмосферу составило 35%. И именно за счет снижения потребления угля. Там запретили сжигать уголь в домохозяйствах, закрыли часть угольных станций, а на оставшихся установили датчики и достигли снижения уровня выбросов до 70% за счет ультрасовременных методов очистки. Это было недешево, но решение было принято с учетом получения экономический эффекта (снижение уровня смертности, заболеваемости, повышение производительности труда). Так что, как видно в случае с китайской столицей, как раз-таки никакой политики – чистый бизнес.

Поделиться новостью: