Отмена налога на транспорт и частичная амнистия: что изменится для граждан
Бишкек 9 января. КирТАГ— 8 января Садыр Жапаров сообщил о том, что в сфере налогообложения в 2025 году грядут глобальные перемены, и даже подписан указ о том, что надо менять законодательство. Например, будет отменен налог на транспорт, а также пройдет частичная налоговая амнистия.
С 1 января 2025 года транспортный налог больше не взимается. Это тот налог, который платился автовладельцами ежегодно, а сумма его зависела от объема двигателя и года производства автомобиля. Теперь же вместо этого в Дорожный фонд страны будет отчисляться 1 сом с каждого приобретенного литра ГСМ.
Как рассказал заместитель председателя ГНС Кубанычбек Ысабеков, транспортный налог был упразднен, чтобы не было двойной налоговой нагрузки на автовладельцев.
"Также, по сути, работает принцип справедливости: платит больше тот, кто больше ездит по дорогам. При этом мы ожидаем, что дорожный сбор принесет больше средств в госказну", - рассказал он.
По данным Министерства финансов КР, от налога на транспорт от юридических лиц в бюджет поступило 166 млн 911,2 тыс. сомов, а от налога на транспорт от физических лиц - 1 млрд 31,2 млн сомов.
Данные Службы антимонопольного регулирования сообщают о том, что индикативный баланс на 2024 год по светлым нефтепродуктам был утвержден в объеме 1,2 млн тонн:
бензины - 650 тыс. тонн (примерно 866 млн литров);
дизельное топливо - 550 тыс. тонн (647 млн литров).
По информации Ассоциации нефтетрейдеров КР, объем потребления топлива растет ежегодно на 5-7%. "Увеличиваются посевные площади, растет автомобильный парк и идет рост производства, где у нас потребляют. Есть крупные компании, которые потребляют огромный объем топлива, например, тот же "Кумтор", он порядка 100 тыс. тонн дизельного топлива в год потребляет. По ожиданиям Государственной налоговой службы, дорожный налог на бензин и дизель смогут пополнить Дорожный фонд на 1,8 млрд сомов", - рассказал глава АНК Канат Эшатов.
Минтранс же ожидает, что с введением нового сбора бюджет получит дополнительно 1,7 млрд сомов. За счет этих денег можно будет ежегодно проводить реконструкцию 500 км дорог.
Как объяснил Эшатов, нефтетрейдеры будут выплачивать 1 сом с литра ГСМ при ввозе товара. "Разница в планах объясняется тем, что одни учитывают только импорт, а другие - еще возможный запуск НПЗ в стране, который ожидается в Баткене. Также ожидается запуск "Джунды" после ремонта", - напомнил директор АНК.
Эшатов отметил, что индикативный баланс на 2025 год не менялся, но Минэнерго имеет право внести в него поправку. Объем поступающих средств в Дорожный фонд можно будет определить по итогам первого квартала.
Также в рамках указа президента планируется провести амнистию по налогу на транспорт для лиц, не выплативших его, до 1 января 2022 года включительно.
Как рассказал зампредседателя ГНС, на 1 января 2025 года задолженность по налогам на автомобили составила 200 млн сомов, и, по сути, она является безнадежной.
"Некоторые долги вообще невыполнимые - задолжники умерли или отсутствуют в стране. Некоторых автомобилей уже вовсе нет. Тем более что многим задолженностям больше шести лет, мы уже не можем истребовать их по закону. Некоторые владельцы заявляют, что транспортные средства были проданы ими много лет назад и больше не находятся в их собственности", - рассказал Ысабеков.
Зампредседателя добавил, что с данной амнистией решается еще одна проблема - при регистрации сделок с недвижимым имуществом, для которых требуется справка об отсутствии налоговой задолженности. "Они теперь, по сути, станут не нужны. Это облегчит сделки с недвижимостью", - подытожил Ысабеков.
В рамках реформы фискальной системы государство по-прежнему не взимает налоги с сельскохозяйственных угодий. Мораторий будет длиться пять лет - до 31 декабря 2030 года.
"До 2030 года мы решим вопрос с орошением земель, построим основные и второстепенные оросительные каналы, полностью очистим существующие и построим новые там, где это необходимо. В общем, мы решим проблему с водой для фермеров. После этого мы снова начнем собирать налоги", - рассказал президент Садыр Жапаров.
Для реформирования системы ЭТТН создана целая рабочая группа, которая должна в месячный срок определить список тех товаров, для которых остается система ЭТТН. Обсуждался список для товаров:
нефтепродуктов;
табачной продукции;
алкоголя;
лекарств;
медицинских изделий.
Но возможно, что список будет расширен. При этом бухгалтеры по-прежнему занимаются заполнением электронных товарно-транспортных накладных.
Ожидается, что все необходимые законопроекты будут внесены в парламент в ближайшее время - когда окончатся каникулы у депутатов Жогорку Кенеша. С 13 января они приступают к работе. Поправки будут реализованы через законопроекты и указы кабмина. Утверждение должно занять несколько недель.
Источник фото: Из открытых источников