Кого коснулось повышение пенсий в Кыргызстане? Интервью с председателем Соцфонда

Дата: 07:50, 02-10-2024.

  Бишкек. 2 Октября. КирТАГ -  В Кыргызстане с 1 октября повысили размер пенсии — минимальная пенсия теперь составляет 6900 сомов.
В 2024 году повышение прошло в два этапа. Председатель Социального фонда Бактияр Алиев в интервью АКИpress рассказал, кого коснулось повышение пенсии.
- В 2024 году происходит двухэтапное повышение пенсий. Первый этап прошел 1 июля. Сколько человек затронул первый этап?
- В 2024 году в рамках двухэтапного повышения пенсий первый этап, который состоялся 1 июля, затронул 98 тыс. 238 человек. Это повышение направлено на улучшение материального положения пенсионеров и повышение их социальной защищенности.
- Сообщается, что минимальный размер пенсии составит 6900 сомов. Можно ли утверждать, что после повышения в Кыргызстане не останется пенсионеров, получающих менее 6900 сомов?
- Главной целью Соцфонда является повышение уровня пенсионного обеспечения с учетом финансовых возможностей пенсионного фонда и республиканского бюджета.
Рост расходов пенсионного фонда и ежегодное увеличение пенсий свидетельствуют о заботе государства о людях старшего поколения. По предварительным данным, в 2024 году расходы пенсионного фонда составят 99,3 млрд сомов или на 47 млрд больше, чем в 2020 году.
Первым этапом повышения пенсии с 1 июля 2024 года пропорционально начисленные базовые части пенсии доведены до установленного размера базовой части пенсии — 3170 сомов.
Вторым этапом повышения пенсии с 1 октября 2024 года страховые части пенсии повышаются на 18%, но не менее чем на 1000 сомов.
Исполняется норма статьи 44 Конституции. Для пенсий с общим размером пенсии (с учетом надбавок) ниже прожиточного минимума пенсионера (6900 сомов), сложившегося за предыдущий год, будет произведена индексация базовой части пенсии с учетом доведения общего размера таких пенсий до величины прожиточного минимума пенсионера. Исключением стали случаи, предусмотренные законом «О государственном пенсионном социальном страховании».
Для пенсий с общим размером пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера (6816,47≈6900 сомов) производится индексация базовой части пенсии. Впредь новые назначенные пенсии тоже будут не менее 6900 сомов.
- Можно ли сказать, что повышение коснется каждого пенсионера?
- С 1 октября страховая часть повышается на 18%, но не менее чем на 1000 сомов. Также производится индексация базовой части пенсии с учетом доведения общего размера пенсий до величины прожиточного минимума пенсионера, за исключением случаев, предусмотренных законом «О государственном пенсионном социальном страховании».
На 1 октября количество пенсионеров составит 787,5 тыс. человек и индексация пенсии коснется каждого пенсионера. По итогам предстоящего повышения пенсий средний размер общей пенсии расчетно составит 10 тыс. 547 сомов, что выше среднего размера пенсии на момент повышения на 1432 сома.
При этом за счет индексации базовой и страховой частей пенсии для пенсий до прожиточного минимума пенсионеров (порядка 316,6 тыс. пенсионеров) в общем повышение составит 130%.
Данные мероприятия защищают интересы малообеспеченных за счет установления минимального порога, так и граждан, делающих большие отчисления в пенсионную систему: чем больше взносов, тем выше индексация.
В итоге будет соблюдена конституционная норма в части обеспечения пенсий не ниже прожиточного минимума пенсионера, что в истории и практике пенсионного обеспечения достигается впервые и является знаковым событием.
В этой связи и далее вновь назначаемые пенсии теперь не могут быть меньше за счет доведения базовой части пенсии.
- Сколько людей в первом полугодии 2024 года получили досрочно назначенную пенсию по возрасту?
- В первом полугодии 2024 года досрочно назначенную пенсию по возрасту получили 9 413 человек.
- Выявляет ли Социальный фонд случаи, когда родственники продолжают получать пенсии за умерших близких? Какие меры принимаются в таких случаях?
- Мы проводим регулярные проверки данных и сотрудничаем с другими учреждениями для выявления подобных ситуаций. В случае обнаружения таких фактов принимаются меры по восстановлению справедливости, включая приостановление выплат и возврат излишне полученных сумм. Наша цель — обеспечить прозрачность и справедливость в распределении пенсионных средств.
- Сколько пенсионеров приходится на одного работающего гражданина? Адекватна ли эта нагрузка с точки зрения социального обеспечения?
- Реальное количество уплачивающих страховые взносы составляет 1:0,8, тогда как для сбалансированности пенсионной системы необходимо соблюдение количества плательщиков и количества пенсионеров в соотношении не менее 1:3.
Данное обстоятельство связано с наличием многочисленных льготных категорий тарифов страховых взносов.
Несмотря на предоставленные льготы по ставкам тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, проблема значительного уровня теневого сектора остается одной из самых актуальных. Также остается чрезвычайно актуальной проблема актуарной несбалансированности по страховым взносам между работниками различных категорий.
Одна из самых больших по численности категорий работников – члены крестьянских (фермерских) хозяйств. Они уплачивают взносы по символической ставке в зависимости от размера и плодородности своих земельных участков. Среднемесячный взнос по данной категории на каждого члена составляет в среднем 7,7 сома, в то время как работники организованного сектора (хозяйствующие субъекты и бюджетные организации) в среднем заплатили 7794 сомов в месяц.
В этой связи в рамках реформирования пенсионной системы с целью повышения ее справедливости по отношению к различным категориям застрахованных граждан, ее эффективности через минимизацию перераспределительных моментов и решения проблемы актуарной несбалансированности пенсионной системы для крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица свыше 1 га предусмотрено обязательное страхование с тарифом 6 % от СМЗ, при этом, владеющие земельной долей до 1 га освобождены от уплаты страховых взносов, с предоставлением права на добровольную уплату страховых взносов – в размере 6%.
- Получают ли пенсию этнические кыргызы, переселенные в Кыргызстан? Имеют ли они право на нее?
- Да, получают. Право на пенсию в соответствии с законом «О государственном пенсионном социальном страховании» имеют застрахованные кыргызстанцы, иностранные граждане и лица без гражданства (в том числе этнические кыргызы), постоянно проживающие в республике, вносящие взносы на государственное пенсионное социальное страхование.
- В Кыргызстане снизили страховые взносы. Какой эффект дало такое решение для пенсионной системы?
- 23 июля 2024 года президент Садыр Жапаров подписал закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере налогообложения и социального страхования».
Законом для субъектов предпринимательства, некоммерческих организаций, товариществ собственников жилья, религиозных организаций, политических партий, профессиональных союзов тарифы страховых взносов по государственному социальному страхованию установлены в размере 12,25% при этом для работодателя - в размере 2,25%. Из 2,25% распределены по фондам:
Пенсионный фонд - 1%,
ФОМС - 1%,
ФОТ - 0,25%
Для работника в размере 10%: пенсионный фонд - 8%, государственный накопительный пенсионный фонд - 2%.
При этом действие новых ставок не распространяется на отдельные высокодоходные отрасли.
Целью снижения тарифов для указанных категорий был вывод из «тени» численности работников и заработных плат.
Учитывая, что новые тарифы страховых взносов вступили в силу с 1 августа 2024 года, определить, какое влияние это окажет на пенсионную систему пока преждевременно. Необходимо время для проведения анализа и определения влияния итогов нововведений.
- В Кыргызстане введена новая пенсионная политика. Какие результаты вы видите, и есть ли у Социального фонда в планах новые изменения?
- В целях создания справедливых условий для участников государственного пенсионного социального страхования внесены изменения законодательные акты в сфере государственного социального страхования, предусматривающие с 1 июля 2024 года:
- назначение базовой части пенсии в полном размере. Ранее базовая часть пенсии назначалась пропорционально имеющемуся стажу, что приводило к снижению общего размера пенсии. Учитывая, что базовая часть пенсии является поддержкой государства в связи с утратой возможности зарабатывать, исключена привязка к стажу и теперь она назначается в полном размере;
- упрощение процедуры назначения и расчета величины первой страховой части пенсии (за стаж до 1996 года);
- установление в полном размере страховых частей пенсии для инвалидов III группы;
- Для пенсий по потере кормильца:
предельный возраст, дающий право на пенсию по потере кормильца без истребования документов об обучении поднят с 16 до 18 лет
предоставлено право на пенсию не только по очной, но и по заочной форме обучения, а также периоды обучения в иностранных образовательных учреждениях до достижения возраста 23 лет
Ранее дети только до 16 лет, и студенты вузов республики и только очного отделения имели право на пенсию по потере кормильца. Эти меры продлят срок получения пенсии по потере кормильца, поощрят стремление к учебе
- сохранение надбавок, установленных ранее с учетом районного коэффициента при переезде пенсионера в населенный пункт, где не установлен районный коэффициент. Ранее четко не было определено, что при переезде пенсионера в населенный пункт без районного коэффициента сохраняется этот коэффициент к пенсионной надбавке. Так как лицо, получающее пенсию по высокогорью уже прожило и проработало требуемое количество лет в условиях высокогорья, то райкоэффициент к надбавке сохраняется даже при переезде пенсионера в другую местность;
- увеличение с 3 до 5 лет срок, за который могут выплачиваться начисленные суммы пенсии за прошлое время, не востребованные пенсионером своевременно. В современных условиях глобализации и свободного передвижения, в том числе и пожилых граждан по всему миру, бывают случаи невостребованных своевременно пенсий в течение срока и выше трех лет, установленных законом. Поэтому трехлетний срок права выплаты невостребованных пенсий увеличен до пяти лет;
- поэтапное введение требуемого страхового стажа для получения права на пенсию с 5 лет в 2024 году до 20 лет к 2045 году без изменения возраста выхода на пенсию. Ранее не были установлены требования к стажу, что позволяло выходить на пенсию со стажем и один год, из-за чего размер пенсии при назначении является незначительным и вызывает недовольства. В отличие от нас, в большинстве стран мира и СНГ введен обязательный требуемый стаж от 10 до 25 лет. Поэтапное введение минимального стажа от 5 до 20 лет, позволит привыкнуть к новым правилам, кроме того, это еще один шаг к легализации занятости граждан, к повышению ответственности трудоспособных людей за свое будущее, за формирование пенсионных прав, к решению проблем низких пенсий;
- отмена досрочных пенсий с уменьшением размера пенсии и без уменьшения;
- тариф страховых взносов для крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) без юрлица, которые владеют землёй в 1 га и больше, приравнен к ИП (6% от усечённой СМЗ). Для участков меньше 1 га вводится добровольное социальное страхование (с возможностью добровольно платить 6% от усечённой СМЗ). Это вступит в силу с июня 2025 года.
В целом принятые меры позволят усилить страховые принципы, будут способствовать обеспечению достойного уровня пенсий, справедливости пенсионных выплат в зависимости от продолжительности финансового участия граждан в пенсионной системе, формализации трудовых отношений. Учитывая, что новые изменения в законодательстве в сфере государственного социального страхования стали действовать с 1 июля, определить, какое влияние это окажет на пенсионную систему, пока преждевременно. Однако с учетом социальных, экономических, демографических реалий Соцфонд и далее будет проводить параметрические корректировки, реформы в сфере государственного социального страхования и пенсионного обеспечения.

Источник фото: Из открытых источников

Поделиться новостью: