КирТАГ
Кыргызское телеграфное
агентство

Бишкек, 4:57 | 04 мая

Константин ЖИГАЛОВ, вице-министр иностранных дел РК:

Дата: 15:33, 09-09-2010.

 

Алматы. 9 сентября. КирТАГ - Прошло уже восемь месяцев казахстанского председательства в ОБСЕ. В настоящее время ведется активная подготовка к саммиту этой организации в Астане 1-2 декабря текущего года. На вопросы агентства о том, что уже сделано нашей страной на этом ответственном посту и с чем Казахстан и вся организация планируют выйти к саммиту, ответил заместитель министра иностранных дел РК Константин Жигалов, курирующий вопросы ОБСЕ в казахстанском внешнеполитическом ведомстве.

 

- 1 августа исполнилось 35 лет принятию Хельсинского заключительного акта, заложившего принципы современной архитектуры европейской безопасности. Что, с вашей точки зрения, удалось и что не удалось в реформировании системы европейской безопасности за 35 лет? Какие новые вызовы и новые возможности открываются перед ОБСЕ в период объявленной глобальной «перезагрузки»?

 

- Как известно, сложный процесс разрядки международной напряженности 60-х – первой половины 70-х годов привел к созыву совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В его рамках в 1975 году в Хельсинки 33 государства Европы, США и Канада подписали заключительный акт, сердцевиной которого стала декларация принципов взаимоотношений между государствами. В настоящее время в состав ОБСЕ уже входят 56 государств, а зона ее ответственности географически выходит далеко за пределы Европы.

Все эти годы ОБСЕ являлась важным форумом политического диалога на самом высоком уровне, который проявил себя во время «холодной войны» между Востоком и Западом. Теперь такого разделения нет, но необходимость продолжать диалог остается.

На сегодняшний день ОБСЕ является одним из ключевых механизмов международной безопасности и сотрудничества на обширном пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Сегодня во многом справедливо говорят о недостаточной эффективности международных организаций в области безопасности, их способности адекватно реагировать на глобальные вызовы современности, разрешать затянувшиеся и потенциальные конфликты. Поэтому международное сообщество ожидает, что потенциал этих организаций выйдет на качественно новый уровень.

В этой связи на первый план выходит повышение эффективности, сотрудничества и координация деятельности международных организаций в соответствии с новыми глобальными вызовами. Такая задача стоит и перед ОБСЕ, которой необходимо гибко адаптироваться к изменившейся геополитической ситуации, современным вызовам и угрозам.

Именно поэтому трудно переоценить своевременность инициативы президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по созыву саммита Организации, который не проводился уже 11 лет. И 3 августа в штаб-квартире ОБСЕ решение о проведении в Астане 1-2 декабря саммита этой крупнейшей межрегиональной Организации было официально одобрено.

 

- Вопрос о проведении саммита в Астане был достигнут в результате консенсуса. За счет чего это удалось сделать? И каких результатов можно ожидать от встречи в верхах?

- Напомню, что еще в своем январском видео-обращении на инаугурационном постсовете ОБСЕ в Вене президент Н.Назарбаев обозначил проведение саммита в качестве нашего главного приоритета на посту действующего председателя ОБСЕ.

Историческое для всего сообщества ОБСЕ решение принято благодаря выдающемуся авторитету главы нашего государства – президента Н.Назарбаева как политика мирового масштаба и его многолетней неустанной работе в целях обеспечения мира, безопасности и развития.

Хочу отметить, что казахстанские дипломаты сумели провести энергичную, кропотливую работу со всеми без исключения государствами-участниками Организации, проявить высокий профессионализм, выдержку и терпение для того, чтобы добиться консенсуса по проведению саммита.

Наши партнеры по ОБСЕ с удовлетворением отмечают последовательную реализацию достаточно амбициозной и динамичной программы председательства, гибко сбалансированной по всем трем измерениям ОБСЕ, реализуемой в духе объявленного президентом девиза из четырех «Т» - «траст» (доверие), «традишн» (традиции), «транспаренси» (транспарентность) и «толеранс» (толерантность).

Очевидно, что предстоящая встреча в верхах не станет саммитом готовых решений. Она призвана адаптировать к современным реалиям процесс, начатый 35 лет назад в Хельсинки, придать мощный импульс процессу обновления ОБСЕ, определить стратегические направления и «дорожную карту» нашего последовательного продвижения вперед.

 

- Какие промежуточные итоги председательства Казахстана в ОБСЕ за 8 месяцев вы можете подвести?

 

- Определяя приоритеты своего председательства, Казахстан исходил из двух объективных факторов. Во-первых, традиционная зона ответственности ОБСЕ претерпела серьезные изменения за счет расширения ее географического охвата и вплотную приблизилась к границам Афганистана, ситуацию в котором мы рассматриваем сквозь призму глобальной безопасности, борьбы с терроризмом, религиозным экстремизмом и наркоторговлей.

Во-вторых, принималось во внимание наличие проблем и  противоречий в рамках самой ОБСЕ. Мы стремились вычленить и закрепить имеющийся позитив и обозначить адекватные ответы на стоящие перед Организацией новые вызовы и угрозы.

Казахстанское председательство изначально сделало акцент на формировании «сообщества безопасности», свободного от разделительных линий и зон с разными уровнями безопасности, в котором использование силы было бы невозможно по определению, а упор делался бы на общность интересов.

С самого начала председательства мы четко сказали, что будем способствовать равному наполнению всех трех измерений ОБСЕ: военно-политического, экономико-экологического и гуманитарного. Казахстан, несмотря на свою принадлежность к ряду политических организаций, поставил себе целью действовать как подлинно беспристрастный председатель. И до сих пор ни одна из 56-и стран ОБСЕ ни разу не упрекнула Казахстан в пристрастности.

Хочу подчеркнуть, что в рамках ключевого вектора казахстанского председательства - «процесса Корфу» - нами достигнут ощутимый прогресс.

В рамках данного процесса в течение первого полугодия были проведены дискуссии, которые убедительно подтвердили ключевую роль ОБСЕ в строительстве общего и неделимого «сообщества безопасности» на пространстве Евро-Атлантики и Евразии.

В ходе консультаций был плодотворно обсужден широкий круг актуальных вопросов, идентифицированы нерешенные проблемы безопасности, выдвинуто большое количество предложений, нацеленных на решение данных проблем и восстановление доверия между странами на пространстве ОБСЕ. Также государства-члены Организации пришли к единому мнению о необходимости адаптации к современным реалиям существующих механизмов в военно-политическом измерении. В частности, договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), договора об открытом небе и Венского документа 1999 года.

 

- А какая работа проведена действующим председательством для наполнения экономико-экологической корзины ОБСЕ?

 

- Наряду с серией обязательных мероприятий, мы организовали также ряд конференций и семинаров действующего председательства. Особо хочу отметить проведение III Астанинского экономического форума в июле этого года, в ходе которого, впервые в рамках ОБСЕ была обсуждена тема глобального финансового и экономического кризиса.

Помните, выступая на форуме, глава государства подчеркнул, что основополагающие документы второго измерения ОБСЕ – это Боннский документ и Маастрихтская стратегия ОБСЕ - требуют активной имплементации, а также гибкой адаптации к изменившимся условиям, в связи с чем, необходимо приступить к разработке нового документа, названного «Маастрихт плюс». Этот документ должен учитывать посткризисные реалии и тенденции развития мира на средне- и долгосрочную перспективу.

Помимо этого, лидер нации выступил с новой казахстанской инициативой реального и содержательного наполнения «второй корзины» ОБСЕ – идеей полномасштабной евразийской интеграции, необходимости разработки единого документа, отражающего ее основные принципы и направления.

Казахстанским председательством также прилагаются усилия для использования потенциала ОБСЕ в области охраны окружающей среды. В частности, в продвижении проблематики Арала в контексте обеспечения экологической безопасности в зоне ответственности Организации. По данной теме 12 октября планируется проведение слушаний высокого уровня в Европейском парламенте.

Мы планируем также в качестве важного мероприятия в этой области проведение в конце 2010 года специальной донорской конференции по Аралу, соорганизаторами которой, как ожидается, выступят МФСА, Европейская экономическая комиссия ООН и базирующийся в Ашхабаде Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии.

 

- Как вы уже отмечали, традиционная зона ответственности ОБСЕ претерпела серьезные изменения за счет расширения ее географического охвата и вплотную приблизилась к границам Афганистана. В этой связи, какое внимание было уделено казахстанским председательством так называемой «большой Центральной Азии», включая Афганистан?

 

- При определении приоритетов нашего председательства в ОБСЕ и разработке его программных документов, Казахстан заявил о намерении внести существенный вклад в деятельность ОБСЕ по укреплению стабильности и безопасности в регионе ЦА. Мы намерены задействовать потенциал ОБСЕ в развитии транспортного и регионального сотрудничества, решении экологических проблем, а также в противодействии новым вызовам и угрозам безопасности, в первую очередь, терроризму и наркотрафику.

В этой связи выдвижение Афганистана в качестве одного из главных казахстанских приоритетов позиционируется не только в русле глобальных, но и региональных интересов. Нами осуществляется частичная спонсорская поддержка проектов ОБСЕ по укреплению границ Афганистана по периметру центрально-азиатских стран, развитию приграничного сотрудничества, усилению правоохранительной деятельности и другим вопросам в рамках экспертного потенциала Организации.

С этого года началась реализация казахстанско-афганского соглашения, в соответствии с которым мы подготовим тысячу афганских специалистов в казахстанских учебных заведениях. На эти цели было выделено 50 миллионов долларов.

Тема содействия этой стране, как ожидается, будет одной из главных в ходе предстоящего саммита ОБСЕ. Принятие на высшем уровне конкретных решений ОБСЕ по Афганистану отвечало бы интересам всех стран ОБСЕ, учитывая, что 43 государства из 56-ти так или иначе вовлечены в процессы, связанные с восстановлением этой страны.

 

- Продолжая центральноазиатскую тему, что вы можете сказать о роли казахстанского председательства в урегулировании конфликта в Кыргызстане?

 

- Политический кризис в Кыргызстане и последовавшие в результате события стали настоящим вызовом ОБСЕ, другим международным организациям и всему мировому сообществу в плане их эффективного реагирования на подобные ситуации. Трагические события в этой стране были встречены нами с особой тревогой и болью, поскольку Казахстан связан с Кыргызстаном тесными историческими, социально-экономическими и этническими узами.

Хочу подчеркнуть, что наша организация первой отреагировала на кризисные события в Кыргызстане. Как вы знаете, уже в ходе апрельского саммита по проблемам глобальной ядерной безопасности в Вашингтоне президенты США, России и Казахстана согласовали первоочередные совместные действия, в результате которых, при активных посреднических усилиях ОБСЕ, ООН и ЕС, была достигнута договоренность о беспрепятственном выезде экс-президента К.Бакиева из страны. В тех условиях это стало важным шагом для урегулирования ситуации в стране, ее возврату в правовое поле и недопущению гражданской войны.

С первого дня апрельских трагических событий в Кыргызской Республике Казахстан оказывает помощь и поддержку братскому народу, как на двусторонней основе, так и в качестве действующего председателя ОБСЕ. Во исполнение поручения президента уже в апреле было принято специальное постановление правительства РК о выделении 3700 тонн дизельного топлива для гуманитарной помощи Кыргызстану. В настоящее время осуществляются поставки продовольствия и строительных материалов. Всего будет оказано гуманитарной помощи на сумму порядка 11,5 миллиона долларов США.

Помимо этого, из резервного фонда ОБСЕ выделено 200 тысяч евро для поддержания общественного порядка и безопасности, укрепления верховенства закона и демократии.

При этом следует четко осознавать, что внешняя помощь – это не панацея для решения внутренних проблем Кыргызстана. Никакая гуманитарная и другие виды помощи извне не в силах поднять экономику страны, сократить массовую безработицу, особенно среди молодежи, вернуть в страну сотни тысяч экономических мигрантов и беженцев, преодолеть острые диспропорции в региональном развитии. Будущая судьба Кыргызстана зависит только от решительных действий его народа, от стратегического видения и эффективной политики действующего руководства страны. И здесь ОБСЕ и другим международным организациям следует сыграть свою важную поддерживающую роль.

Как вы знаете, казахстанское председательство, на основании просьбы кыргызской стороны, самым активным образом способствовало принятию решения о размещении полицейской консультативной группы (ПКГ) в Кыргызстане.

ПКГ ОБСЕ, состоящая из 52 невооруженных прикомандированных международных представителей, будет находиться в стране 4 месяца. В зависимости от развития ситуации, срок пребывания может быть продлен при согласии правительства Кыргызстана.

Первоочередной задачей данной группы является укрепление потенциала центра ОБСЕ в Бишкеке и оказание поддержки кыргызским властям по восстановлению общественного порядка, укреплению правоохранительного потенциала местных властей и снижению межэтнической напряженности.

 

- Но ведь не все граждане соседней республики поддерживают данное решение...

 

- Я убежден, что это, главным образом, происходит от недопонимания истинного предназначения миссии полицейской консультативной группы. 

Недавно руководство Кыргызстана выразило намерение продолжить обсуждение меморандума о взаимопонимании в связи с размещением ПКГ. В этой связи в Бишкеке прошли переговоры с участием спецпредставителей ОБСЕ.

Организация готова и далее оказывать необходимое содействие скорейшему выходу Кыргызстана из политического кризиса и ее дальнейшему мирному демократическому развитию. Ближайшим значимым шагом на данном направлении станет проведение в стране 10 октября парламентских выборов.

 

- А что можно сказать о деятельности казахстанского председательства в плане урегулирования затянувшихся конфликтов на пространстве ОБСЕ?

 

- С момента вступления в свои полномочия действующий председатель, глава МИД Канат Саудабаев совершил поездки во все регионы, в которых расположены полевые миссии ОБСЕ, посетил страны, на территории которых сохраняются так называемые затяжные конфликты. При этом первым регионом посещения стал Южный Кавказ, затем Балканы и Восточная Европа.

Главной целью визитов стало ознакомление с ситуацией, получение информации, оценок и предложений, так сказать, «из первых рук». Во всех странах было позитивно воспринято казахстанское стремление задействовать потенциал ОБСЕ для содействия повышению доверия и решению гуманитарных проблем населения, пострадавшего в результате конфликтов.

Вместе с тем, будучи сопредседателем Женевских дискуссий по разрешению конфликта, возникшего в результате августовских событий 2008 года на Кавказе, действующее председательство приложило значительные усилия по поддержанию этого важного формата переговоров. Впервые за последние несколько лет действующему председателю Организации удалось возобновить  визиты экспертов группы планирования высокого уровня в нагорно-карабахский регион, занимающейся вопросами направления миротворческих сил при достижении соответствующего политического решения.

Особое значение придается консультациям по приднестровскому урегулированию в формате 5+2. Казахстанское председательство, выполняя функции модератора между основными игроками и сторонами конфликта, обеспечило проведение неформальных консультаций в Астане 24 мая.

В целом, Казахстан, будучи активным участником различных структур на пространстве ОБСЕ и тесно взаимодействуя с государствами, входящими в другие, зачастую конкурирующие организации, доказал, что на посту председателя ОБСЕ можно и должно оставаться беспристрастным политическим менеджером.

Поделиться новостью: