На русском
18
Октября
Бишкек
80.77 1.20
68.51 0.20
2.2222 1.1111
3.3333 4.4444

Кубанычбек Кулматов: В течение двух лет в Бишкеке будут решены проблемы дорог, мусора и освещения

28 Апреля, 10:47  /   Обновлено в 10:48 28.04.2015

Бишкек. 28 апреля. КирТАГ - Айзура Чыкынова. В последние дни наиболее обсуждаемыми темами в кыргызском обществе являются вопросы Кумтора и отставка премьер-министра и правительства.

Однако не будет преувеличением сказать, что для бишкекчан на первом месте остаются проблемы города, в частности ремонта дорог, вывоза мусора, освещения улиц. Мэр столицы Кубанычбек Кулматов в интервью КирТАГ обещает решить эти и другие насущные проблемы Бишкека за два года.

Вы работаете на посту мэра чуть более года. Наверное, у вас уже есть планы, как решить злободневные вопросы, в частности ремонта дорог, освещения улиц?

Основные проблемы города - это дороги, освещение, мусор, транспорт. По дорогам мы решение нашли, разработали концепцию, начинается реализация этих проектов. Мы получили $32 млн от Китая в виде гранта. Эти средства были направлены правительством на реконструкцию развития дорог города Бишкек. Сейчас ведутся переговоры о дополнительных суммах. Программа, рассчитана на 3 года, приблизительно инвестирование в Бишкек за этот период составит до $250 млн. Это практически двойной бюджет столицы. Никогда в реконструкцию дорог в постсоветский период таких инвестиций не делалось.

Что касается освещения, то могу порадовать горожан. Все осветительное оборудование в городе будет заменено, в настоящее время готовится документ на проведение тендера. Наше требование - это, прежде всего, замена самих осветительных приборов и создание единой системы управления освещения города. На сегодняшний день, ежедневно утром и вечером вручную наши сотрудники включают 449 панелей наружного освещения. Существует также вопрос эффективности. Сейчас ни о какой экономии электричества речи быть не может. А мы пытаемся найти такие системы, когда мы могли бы управлять этим освещением, то есть с 8 вечера до 12 ночи один режим работы, с 12 ночи до 4 утра будет другой режим.

Для решения вопросов освещения мы будем привлекать частные компании. Если город не может сегодня поменять более 30 тыс. светильников одновременно, дать комфорт и безопасность, то в данном случае надо делиться этим рынком и уметь выстраивать партнерские отношения с компаниями, которые могут это сделать. Компании приходят, они готовы работать, но просят предсказуемых отношений между мэрией и коммерческими структурами. В данном случае наша задача - выстраивать этот мостик, чтобы они не боялись инвестировать в свой город.

По мусороперерабатывающему заводу, уже подписано постановление правительства и передано на утверждение. Мусоросортировочный завод будет расположен близко от старой свалки со всеми необходимыми условиями. Сама же свалка будет соответствовать всем международным требованиям, будут разрешены экологические проблемы. Также в этом же кредитном контракте обговорены вопросы по рекультивации старой свалки.

В течение года вы занимались анализом проблем города, какие проекты будут реализованы?

В 2014 году мы занимались разработкой нескольких основных проектов, к реализации которых приступим в ближайшее время. Так, в 2016-2017 годах будут реализованы многие проекты. В их числе: первое - это концепция развития дорожной сети столицы, которая подразумевает под собой три основных направления - строительство, реконструкция и реабилитация дорог. Ведется большая работа по созданию системы управления дорожным движением. Улиц у нас не так много, реконструкция дорог нам позволяет переводить их опять в двустороннее движение, тем самым, разгружать город. Чтобы были улицы-дублеры, мы сейчас ставим вопрос о возврате двустороннего движения на улицу Токтогула, она соответствует всем стандартам. Была создана рабочая группа, которая должна принести мне уже окончательный проект, что все же мы выбираем, будет ли она односторонней или двухсторонней.

Второй вопрос - обеспечение питьевой водой и системой канализации, здесь идут два проекта, которые мы реализуем. И в самое ближайшее время по питьевой воде мы закроем проблему на ближайшие 10 лет.

Третье - транспортный вопрос. В ситуации с общественным транспортом город упустил инициативу, частный сектор является доминирующим. Но я считаю, что это не минус, а плюс города, потому что город должен развиваться за счет частных инвестиций. Мы сегодня контролируем где-то 10% пассажироперевозок - это троллейбусы, автобусы, которые имеются у муниципалитета. Я считаю, что мы должны прислушиваться к мнению частного сектора, их требованиям, но если есть права, то должны быть обязательства. Поэтому стоит вопрос по обеспечению безопасности движения, комфортности перевозок, то есть это санитарная очистка самих автобусов и многое другое. Недавно ко мне пришла компания, которая готова выпустить на маршруты в городе более 200 автобусов. Пока вопрос обсуждается. Автобусы частично будут заменять маршрутки, но сейчас потребность в муниципальном транспорте составляет 2,5 тыс. единиц транспорта, а в наличии у нас имеется примерно 140 троллейбусов и 120-130 автобусов выходят ежедневно на маршруты.

Очень много вопросов было у нас с нормативно-правовой базой, мы их приводим в соответствие. С правительством подписали меморандум по передаче функций санитарной эпидемиологической службы.

Также в прошлом году мы задели большую болезненную тему - это вопрос финансирования образования и здравоохранения. Эти расходы отнимают около 67% бюджета столицы. Мы ставим вопрос о том, чтобы эти две системы постепенно были переданы в республиканский бюджет, так как они являются государственными гарантиями, никак их нельзя назвать муниципальными. Предварительно с 1 июля система здравоохранения будет переходить на республиканский бюджет. Что касается образования, то это будет более длительный период, потому что и сумма больше и нагрузка на бюджет республиканский больше.

Сейчас проводится инвентаризация - это создание единой базы данных по муниципальной и государственной собственности на территории города. Мы впервые поставили такую задачу, это необходимо для мэрии, чтобы мы могли оперативно и качественно предоставлять услуги населению.

Сложно за год что-то сделать, потому что надо с одной стороны, этой ситуацией не только владеть, но и стать участником этого процесса. А сейчас мы на той стадии, когда мы из участника становимся организаторами процесса.

Приходится ли ремонтировать те дороги, которые недавно прошли реконструкцию?

У ямочного ремонта есть гарантийный период, максимально от 6 месяцев до года. Там, где мы новые дороги построили, если за ними ухаживать, то ближайшие 10-15 лет никаких проблем не будет.

Ямочный ремонт обещали начать на этой неделе, но он задерживается…

Ямочный ремонт задерживается в связи с тем, что сейчас в Бишкекском горкенеше рассматривается наш бюджет и как только бюджет будет принят, будем оформлять титульный список, финансировать и проводить необходимые мероприятия.

Как решаются проблемы с пробками?

Есть две проблемы, это дорожная сеть и управление этой сетью. Мы решаем проблему по развитию дорожной сети. Что касается системы управления дорожным движением, мы устанавливаем светофорные приборы на перекрестках, было установлено большое количество дополнительных светофоров, потому что нагрузка была такая, что мы были вынуждены изыскать на это дополнительные средства.

А что с парковками?

В Жогорку Кенеше на пленарном заседании в третьем чтении будет принят закон. После внесения изменения в земельный кодекс, в закон об автомобильных дорогах, о неналоговых платежах. Как только эти вопросы утрясем, я думаю, осталось не так много времени, сразу начнем реализацию проекта по платным парковкам в Бишкеке.

Должны ли быть в городе маршрутки?

Давайте исходить из того, вы за комфортный, успешный город или вы в угоду того, что вам не нравятся маршрутки? Если говорить с точки зрения пассажира, несмотря на некоторую некомфортность, маршрутки решают сегодня транспортную проблему. Они создают другую транспортную проблему в виде пробок. Но маршрутки мы не можем сегодня полностью заменить на автобусы, потому что, если мы используем автобусы, мы их сразу сажаем на дотацию, у нас нет на это средств. Маршрутки решают проблемы, это более экономичный вид транспорта с точки зрения эксплуатационных расходов, топлива, ремонта этих машин. Поэтому надо исходить из этого, надо жить всегда по карману. Мы должны выявлять проблемы, искать пути решения, но так чтобы мы все проблемы сразу решили это нереально.

Какие проблемы с новостройками? Нужно ли их включать в состав города?

У нас 47 новостроек, среди них те, которые не имеют общей границы с городом, но они все же относятся к Бишкеку. Около 8 месяцев назад мы передали в правительство проект соглашения между Чуйской областью и городом Бишкек о наведении порядка, то есть определение границ. Ждем решения правительства, мы привели все в соответствие, если это город, то пусть будет городом, никаких анклавов нельзя допускать. Если будет принято правительственное решение, я думаю, это будет лучше и для людей и лучше с точки зрения финансирования.

Вы заявляли, что в городе будет построен новый микрорайон, как это возможно при отсутствии земли?

Мы обсуждаем создание концепции развития бишкекской агломерации, то есть, рассматриваем новостройки как часть города. Эту концепцию мы будем разрабатывать, думаю, к июню она уже будет готова и это будет стартом для решения проблем по проектированию микрорайонов, которые со временем займут место этих новостроек. Но там нужно решить один из самых больших и болезненных вопросов для города - это вопрос с земельными участками, которые были захвачены незаконно. Мы в данный момент работаем над этой проблемой, чтобы найти законные пути решения.

Вы были и даже жили в ряде городов Европы и России. После них, каково вам жить и работать в Бишкеке?

Я здесь родился, вырос, поэтому Бишкек всегда был моим родным городом. Все хорошее, что у меня было и есть, всё происходило и происходит здесь. Наш город очень хороший - уютный, компактный, мы его просто должны преобразовать, особенно, что касается инфраструктуры, архитектуры.

Мне очень нравятся Алматы, Санкт-Петербург, из современных, хайтековских городов - Сингапур, Дубаи, именно нравится, как вытроена вся инфраструктура, вот именно не с точки зрения человека - потребителя, а с точки зрения как там всё организовано. Конечно, у нас есть чему поучиться, и мы будем работать, благоустраивать Бишкек. Наша программа - это успешный, комфортный и безопасный город. Любую идею, которую мы сейчас продвигаем, мы пропускаем через призму этих трех стратегических направлений.