«Кумтор»: национализация, экспроприация, рейдерство или просто глупость?

Дата: 12:42, 22-06-2012.

Бишкек. 22 июня. КирТАГ - Татьяна Орлова. Парламентарии разродились очередной крупномасштабной идеей - национализировать «Кумтор.  Общественность уже назвала это неприкрытым рейдерством. Но депутаты уже все распланировали, даже знают, кого сажать в топ-менеджеры в перерегистрированную компанию. Срок на все про все - 10 дней.

С середины недели весь деловой мир трясет: неужели в Кыргызстане настолько вошли во вкус национализации, что готовы наплевать на треть бюджета, 2 тысячи рабочих мест и перспективу хоть когда-нибудь зазвать к себе инвесторов? Заседание Жогорку Кенеша в среду поражало накалом страстей и обрушивающимся патриотизмом. На фоне заявлений Атамбаева о том, что раньше под видом инвесторов к нам приходили авантюристы (с чем не поспоришь),  выступления депутатов казались логическим концом президентской мысли.  И концом бюджета, и без того напоминающего одну сплошную дыру. А также концом надежд на лучшее будущее.

Абсурд ситуации в том, что «Кумтор», нещадно выдоенный правительством еще в прошлом году, когда он авансом оплатил налоги,  чтобы премьер не ударил в грязь лицом, а мог гордо говорить: пацан сказал, пацан сделал - получите профицит. Да и в этом году  «Кумтор», успевший оказать безвозмездную помощь микрокредитной компании Бабанова, был и остается единственным оплотом бюджета, обеспечивая больше трети доходов государства. А тут еще череда событий, негативно влияющих на интенсивность дойки: снижение объемов золотоносной руды, падение акций на бирже, повсеместные выступления местных жителей на тему «кто в доме хозяин - инвестор или мы». И если к специфической работе с местной администрацией и населением  «Кумтор» как-то привык работать, замаливая прошлые грехи и покупая их лояльность соцпакетами и гуманитарными проектами, то к такому демаршу народных депутатов он был явно не готов. Хотя перекрытие некими молодчиками трассы, ведущей на рудник, уже было явным звоночком, что кто-то очень активно дирижирует процессом. И это только первый акт спектакля, кульминация – впереди. Что, собственно, и происходит в настоящее время в стенах парламента.

Депутаты хотели уйти на каникулы красиво, запомнившись, наконец, электорату проявлением особо упорной заботы о стране. Тем более что из-за означенного виновника – того же самого «Кумтора», теперь не приходится ждать подъема ВВП, правительство пересмотрело свои прогнозы роста ВВП радиальным образом, снизив их до 1,8% с радужных 7,5%.

Третья по счету депутатская комиссия по «Кумтору» неожиданно решила озвучить результаты своей дотошной работы в среду, а продолжить в пятницу. Парламентарии разве что донесли до дома кипу бумаг, а вот ознакомиться с ними вряд ли успели - 800 страниц за одну ночь не осилишь. Кстати, читающие отчет эксперты уже сейчас удивляются тому, что комиссия умудрилась слепить воедино отчеты и двух предыдущих комиссий.  И сегодня, в пятницу мы все становимся свидетелями громкого скандала под названием «национализация «Кумтора». Продемонстрировавшего всю степень ненасытности и нерациональности наши политиков.

Садыр Жапаров, заняв лидерское положение в родной фракции, начал с сенсации, заявив о том, что «Кумтор» - это международная афера, и что благие планы депутатов по национализации золотодобывающего предприятия были выведаны врагом, и на «Кумторе» сотрудники сейчас рушат всю информационную систему, вывозят оборудование, позволив сбежать топ-менеджменту, который, отметим, в эти минуты сидит в зале заседаний в полнейшем недоумении. Жапаров выкатил головокружительный план - захватывать Кумтор пока не поздно, пусть даже нынешней ночью.

По его мнению, список грехов «Кумтора» столь велик, что государству не остается ничего иного, как прибрать к рукам предприятие и командовать самому. В частности, утверждает, что за 10 лет существования с рудника было вывезено золота на 10 миллиардов долларов (правда, непонятно, по какому курсу и какой цене, если учесть, что за последнее время цена на аурум подскочила в 4 раза). Ему вторили коллеги. Ширин Айтматова сказала, что вполне возможно, страховщики по сговору вывозили деньги за рубеж, 358 миллионов сомов, в обход законодательства. Ей показалось странным, что «Кыргызинстрах» перестраховал «Кумтор» за границей, несмотря на то, что это норма отечественного законодательства. НПО утверждали, что только за вред, нанесенный экологии, «Кумтор» должен 4 миллиона долларов.

Никто не спорит с тем, что изначальные условия договора с канадцами были не в нашу пользу. И отношения с крупным инвестором складывались совсем не простые.  Кыргызстан постигал все на своих шишках, как это свойственно любому неразвитому государству, впервые столкнувшемуся с непривычным для себя бизнесом, каковым  была для Кыргызстана горнорудная промышленность.

Но на самом ли деле «Кумтор» столь плох и нечистоплотен?

- За нарушения экологии нужно спрашивать, сажать, но не под горячую руку, - уверен Кубанычбек Исабеков, бывший вице-спикер ЖК. - Нарушений очень много: в 3-4 раза завышается стоимость закупок, нарушается закон о языке (все идет на английском) и т.д.

- Если это действительно так, то «Кумтор» надо штрафовать, - говорит Валентин Богдецкий, член правления Кыргызской горной ассоциации. - Комиссия долго работала, много вроде бы нашла.  Но депутаты не являются специалистами, и я доверяю больше экспертизе. А «Кумтор» вряд ли позволит себе нарушения. Это общественная компания, прозрачно отчитывающаяся, проходящая аудит в компаниях 1-го ранга, для которых репутация превыше всего.

- Все эти годы, что работает «Кумтор», и фактически это подтверждено, кроме налогообложения никакой пользы от него нет, - уверен Азамат Арапбаев, возглавляющий комитет по промышленности, энергетике и недропользованию. - Компания всячески занижала прибыль. И в последние два года правительство плотно этим вопросом занялось. Мы это видим по тому, насколько увеличилась спонсорская помощь, пошли дивиденды. Мы, граждане Кыргызстана, чувствуем, что это несправедливо. И если границу не поставить, то так будет и дальше.

Он, однако, не поддерживает коллег в применении столь радикальных мер, что предлагает Жапаров. «Мы должны быть далеки от национализации, конфискации», - считает Арапбаев.

Ему вторит даже Кубанычбек Исабеков, вечный борец с «Кумтором». «Мы не в басмаческом, а в цивилизованном государстве. Тут нужны воля президента и правительства. Я всегда за законное решение проблемы. Депутаты совершили ошибку: есть закон о международных договорах, 11 статья, пункт 1, согласно которому ратификации подлежат все международные соглашения по освоению недр. И парламент сейчас  превысил свои полномочия: мы ратифицировали (соглашение – КирТАГ) на основании того закона. Другой вопрос, что в ООН не зарегистрировали ратификационную грамоту, но это уже ошибки того руководства».

Исабеков считает, что от вопроса национализации следует держаться далеко как минимум по финансовым причинам. «Конституция говорит, что все упущения, затраты иностранных компаний государство должно возместить. Так гласит и Гражданский кодекс, и закон об инвестициях, и международное право».

Именно это, кстати, может быть барьером на пути наших «национализаторов» - слишком неподъемное бремя ляжет на госбюджет. «Я не верю в это, - говорит Валентин Богдецкий. - Это вызовет слишком большой негативный эффект. Представьте, порядка ста акционеров «Кумтора», вполне законопослушных. Теперь им скажут: привет, ребята, мы вас выкидываем? Посчитайте, сколько стоит «Кумтор». Миллиарда 4 долларов, из них ну 1,5 - наши. Где взять оставшиеся 2,5 миллиарда долларов? Но самое главное,  случись такое, мы получим непоправимый результат - в прямо противоположной плоскости декларируемому «Велкам, инвестор!".

- То, что депутаты шумят, понизит наши рейтинги по всем показателям, - уверен Богдецкий. - Сейчас намечаются конкурсы и аукционы. Естественно, инвесторы дадут меньшую сумму, добросовестный покупатель не придет, придут аферисты. А если убрать «Кумтор» и сделать вместо него госпредприятие... Что ж, нас ждет большая пауза и очень сильный стресс. Сейчас «Кумтор» упал на 30% - полетели все микроэкономические показатели. Очень многое завязано на нем, и я не верю, что до национализации дойдет - это вызовет слишком большой резонанс. И речь не только о сиюминутных поступлениях в бюджет и потере рабочих мест, а о санкциях в отношении нашей страны, об экономической изоляции. Ведь в акционерах есть и Всемирный банк, и ЕБРР, а мы там должны...

По его мнению, депутаты превысили свои полномочия, вмешавшись в производственные дела, а это - прерогатива правительства. Почему они пошли на такой шаг? Хотелось бы знать, кто заказчик сего спектакля?

Сами депутаты озвучивают версию про накопившийся ком заявлений от граждан Кыргызстана. Арапбаев говорит, что сказались годы несправедливости, и гнев народа решили выплеснуть депутаты-выходцы из Иссык-Кульского региона. Исабеков видит иную причину: мол, у Жогорку Кенеша сильно пошатнулся авторитет, и нардепы решили по-быстрому взять реванш.

Однако и тут надо помнить, что на старте по-прежнему стоят так называемые молодежные движения, которые считают вправе не только дороги перекрывать, но и «консервировать» предприятие. И пыл у них более чем перегрет. Чем обязательно воспользуются нечистые на руку политиканы. И тут надо бы вовремя задуматься, что на кону - не только поступления в бюджет и зарплата 2 тысяч кыргызстанцев, но и возможные инвестиции в других отраслях, которые при неблагополучном сценарии попросту обойдут стороной Кыргызстан.

Как ни крути, а «Кумтор» - это единственный крупный инвестиционный проект, за успехом которого пристально следит весь деловой мир. Можно, конечно, отмахнуться: мол, все, что сейчас происходит - всего лишь политические игрища, перемелется... Да и государство вправе выторговывать для себя более выгодные условия, но в рамках разумного, не забывая об интересах инвестора в том числе. Но пауза в результате таких игр может быть катастрофической.

Поделиться новостью: