Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Владимир Комиссаров, глава ассоциации туризма Шелкового пути: «Великие семитысячники Кыргызстана - горные ворота страны в приключенческий туризм»

09 Декабря, 17:42  /   Обновлено в 18:00 09.12.2013

Бишкек. 9 декабря. КирТАГ - Аскар Акталов. Туристической Меккой Центральной Азии обещали сделать Кыргызстан прежние власти и многие специалисты, однако после 22 лет независимости туризм в республике держится только на озере Иссык-Куль и горнолыжном спорте. О других видах туризма, потенциале этой сферы, проблемах и перспективах в интервью КирТАГ рассказал Владимир Комиссаров - глава Ассоциации туризма «Шелкового пути.

- Когда речь заходит о туризме в Кыргызстане, все вспоминают Иссык-Куль и горнолыжные курорты. Какие еще виды туризма существуют в стране?

- Туризм в нашей стране делится на два основных вида: это рекреационный туризм на озере Иссык-Куль с ориентацией на гостей из Казахстана и России, а также культурно-приключенческий с упором на туристов из развитых стран Европы и Юго-Восточной Азии. Единственное исключение - горнолыжный отдых является частью культурно-приключенческого туризма, но больше рассчитан на местный рынок.

Сначала поговорим о культурно-приключенческом туризме, который делится на две ветви, исходя из своего названия. Культурная ветвь включает в себя джайлоо-туризм и Великий Шелковый путь, маршруты которого проходили через Узбекистан, Кыргызстан и Китай.

Поэтому для туристов часто устраиваются круизы через наши страны. Если в Узбекистане и Китае историческое наследие Великого Шелкового пути хорошо сохранилось, то в Кыргызстане мало исторических памятников. Но мы берем другим: в Узбекистане турист неделю находится на жаре, посещает исторические памятники. За 7 дней это порядком надоедает. После этого гость приедет в Кыргызстан с прохладной погодой, первозданной и прекрасной природой, дружелюбным народом. Это все очень хорошо запоминается после Узбекистана.

Вторая часть культурной ветви - это джайлоо-туризм, который включает в себя нетронутую красивую природу и наследие кочевых традиций кочевого народа. Уникальность в том, что наша кочевая культура не претерпела существенных изменений за тысячелетия. Ты попадаешь на джайлоо и видишь стиль жизни, который был тысячу дет назад, причем такое редко где сохранилось. Это очень интересно иностранным туристам - смотреть на жизнь кочевого народа.

- Что насчет приключенческого туризма?

Приключенческая ветвь появилась благодаря нашим горам. 50% сектора занимает горный треккинг (пешеходный туризм - КирТАГ), 15% - альпинизм, 15% - конный туризм, все остальное приходится на велосипеды, рафтинг и прочее.

Если говорить конкретно о каждом виде, то треккинг условно делится на четыре категории трудности от легкого до экстремального. Для каждого уровня имеются свои ареалы, но экстремальным и тяжелым треккингом могут заниматься только профессиональные спортсмены.

Средним и легким видом треккинга можно заниматься в горах, высота которых 3-4 тыс. метров. Это на хребтах Кыргызском, Кунгей Ала-Тоо, Терскей Ала-Тоо, срединном Тянь-Шане с озером Сон-Куль, Нарын-Тоо, Молдо-Тоо, Жетим и других.

Что касается альпинизма, то в Кыргызстане имеется несколько уникальных районов, которые можно считать мировым наследием альпинизма. Можно начать с пиков-«семитысячников»: Хан-Тенгри (7010 метров), Победы (7439 метров, оба в Иссык-Кульской области), Ленина (7134 метров, Ошская область).

Хан-Тенгри относится к категории высших мировых вершин согласно международной классификации. Пик Победы - один из самых северных по географическому расположению и самых суровых в мире.

Но самый популярный в Кыргызстане - это пик Ленина. Это объясняется тем, что вершина является самой легкой для восхождения и самой доступной. Третий аргумент в пользу пика Ленина -  он самый дешевый, поэтому каждый год много туристов посещает его.

Когда человек начинает заниматься альпинизмом, со временем он задумывается о покорении больших высот. Но с вершин Альп высотой в 4 тыс. метров на Эверест (8848 метров) сразу нельзя попасть, нужен опыт высотного альпинизма, воротами куда является пик Ленина. Люди, желающие заняться высотным альпинизмом, обычно начинают именно с пика Ленина, потому что в техническом плане покорить его легко. Для этого не нужны специальные знания и навыки, не надо карабкаться по вертикальной стене, нужно просто идти вверх ногами. Но без минимального опыта и здоровья даже на этот пик нельзя взобраться.

Кроме этих «семитысячников» в Кыргызстане есть другие уникальные вершины. Например, на юге страны есть ущелья Ляйляк и Каравшин, уникальные своими отвесными вертикальными скалами 2-километровой высоты. Лучшие альпинисты и скалолазы со всего мира стремятся покорить эти вершины.  

Я должен отметить, что территория Кыргызстана высотой более 4 тыс. метров составляет 7% от всей площади государства. Это 14 тыс. квадратных километров, на которых расположены сотни и тысячи безымянных вершин. Это огромный полигон для альпинистов всего мира.

Дальше о конном туризме - он очень популярен во всем мире и за рубежом этот вид спорта считается элитным. Не каждый человек сможет похвастаться тем, что ходит в конюшни и катается на лошадях, это могут позволить только обеспеченные люди. А в Кыргызстане это можно сделать за достаточно умеренную плату.

Горный велосипедный туризм постепенно становится очень популярным. У нас много перевалов для прогона скота, где есть тропы, по которым могут проехать горные велосипеды. Велосипедный туризм очень перспективен и с каждым годом набирает обороты.

Что касается рафтинга (сплав по реке - КирТАГ), то Кыргызстан является полигоном этого вида туризма во всем регионе. У нас очень много рек, некоторые из них повышенной сложности или непроходимые. Так же есть и «легкие» реки, причем многие находятся вдоль дорог, что немаловажно для туризма.

- А сколько туристов и из каких регионов мира приезжает к нам каждый год?

- Культурно-приключенческий туризм больше интересует людей из развитых государств Западной Европы и Юго-Восточной Азии. Граждан соседних стран это не особо интересует, они отдыхают на Иссык-Куле.

К сожалению, назвать достоверные цифры я не могу, потому что отсутствует нормальная статистика и учет. По данным нашего департамента туризма, который ссылался на статистический комитет, в 2012 году Кыргызстан посетило 3 млн туристов. Но приехавшую из Георгиевки (Кордай, Казахстан) в Кыргызстан бабушку называют туристом, хотя она никакого отношения к этому не имеет.

Я могу лишь назвать приблизительные оценки по культурно-приключенческому туризму, отталкиваясь от нашей фирмы. 2010 год был нулевым, клиентов практически не было; в 2011 году через нас приехало около 200 туристов, в 2012 году - около 600, в 2013 - около 1 тыс. 200.

Фирм подобных нашей в Кыргызстане около 20-30. По моим скромным подсчетам, иностранных туристов в Кыргызстане за 2013 год было более 50 тыс. человек.

- Каков потенциал культурно-приключенческого туризма Кыргызстана?

- Если сейчас приезжает около 50 тыс. человек, то это число может вырасти до 1 млн гостей каждый год. Конечно, это не значит, что в 2014 году Кыргызстан посетит 1 млн туристов, у нас просто инфраструктура не выдержит такого единовременного наплыва. Рост числа туристов будет постепенным.

Раз уж я затронул инфраструктуру, то можно часто услышать критику, что она не готова принимать большое количество отдыхающих. Да, действительно, 1 млн туристов она не может принять сразу, но 50 тыс. человек запросто примет. К тому же, рынок мгновенно реагирует на спрос и все запросы по инфраструктуре будут быстро удовлетворяться. То есть, проблема может быть решена рыночными механизмами и для этого туроператорам не нужны деньги государства. Рынок сам найдет средства.

- Какие еще проблемы имеются в туризме кроме инфраструктурных?

- К сожалению, проблем очень много. Если говорить о системных трудностях, то основная - это отсутствие программы развития туризма. Четыре года не можем принять концепцию, программу или стратегию. Мы не знаем, куда мы движемся, как нам развиваться, что именно развивать. Да, государство не может выделить много денег на туризм, но нужно же знать, как тратить выделяемые средства. На что тратить эти скудные деньги неизвестно? На Иссык-Куль? На приключенческий туризм? Что продвигать, в каких регионах? На каких зарубежных рынках?

Вторая системная проблема - неизвестность Кыргызстана, как страны туризма. На мировых туристических рынках Кыргызстан, как был малоизвестной или неизвестной страной, такой же остался. В мировых СМИ Кыргызстан мелькает только негативными новостями, никакого позитивного продвижения нет, никто даже не занимается этим.

Третья системная проблема - доступность Кыргызстана для иностранцев. К нам летают только три крупные зарубежные авиакомпании: «Аэрофлот», Turkish Airlines, China Southern Airlines, голландская KLM и британская British Midland International (bmi) прекратили полеты. Как бы мы ни бились, но корейцы или японцы не будут массово приезжать в Кыргызстан, потому что при отпуске в 14 дней они потратят 4 дня на прилет и отлет обратно.

Дальше приведу несколько проблем меньшего масштаба, хотя их очень много. Например, в селе Дароот-Коргон (Чон-Алайский район, Ошская область) стоит старая крепость 17-18 века четырехугольной формы с бастионами по углам. Летом этого года рухнула западная стена этой крепости, но никому дела нет до разрушения этого памятника истории, которым мы могли бы гордиться. В Кыргызстане таких крепостей почти нет, мы об этом говорили в парламенте, членам межведомственной комиссии по туризму, но все бесполезно. Мне очень обидно за эту крепость, ведь она разрушается.

Другой пример - это автомобильная дорога «Бишкек-Ош», по которой не ходят рейсовые автобусы. Мы постоянно говорим о делении страны на север и юг, но при этом не можем даже организовать нормальное транспортное сообщение между регионами. Основная масса нашего населения небогата, ей нужны эти рейсовые автобусы. Но движение автобусов запрещено, причем это дорога первой категории...

Поэтому туроператорам каждый раз приходится получать разрешение дорожно-патрульной службы (ДПС) МВД на движение автобусов с туристами. К сожалению, ДПС не хочет нормально заниматься безопасностью, легче запретить и никакой тебе головной боли.

- Насчет продвижения Кыргызстана - недавно департамент туризма презентовал соответствующую программу и бренд Unique Kyrgyzstan...

- Это все равно, что ставить телегу впереди лошади. Мы еще не договорились, какие зарубежные рынки и виды туризма для нас приоритетные, как продвигать наши туристические продукты.

К тому же, в этой программе большое внимание уделено ярмаркам, которые уже умирают, как технология продвижения. Во всем мире разрабатываются и используются новые варианты, а мы до сих пор закладываем в программе участие в ярмарках. При этом мы до сих пор не запустили нормальный сайт про Кыргызстан и туризм в стране, а ведь поездка на ярмарку в Лондон стоит около $10 тыс, тогда как хороший сайт по местным ценам - это $3-5 тыс.

- По-вашему, как можно и нужно продвигать Кыргызстан за рубежом?

- Мы должны выбирать недорогие методы продвижения, но нужно разработать целый комплекс мер. Особенно важно, чтобы на перспективных рынках хорошо работали наши диппредставительства. Например, требуется тесная работа нашего посольства в Южной Корее с местными и кыргызстанскими туроператорами. Нужен информационный сайт с туристической информацией на корейском языке. Такие же меры нужны для продвижения в других государствах.

- Слабую господдержку можно объяснить недостаточным вниманием государства к проблемам туризма и нежеланием их решать?

- Совершенно верно. Раньше проблемы туризма на уровне министерств не решались, все запросы и обращения ведомства по туризму застревали. Поэтому было решено создать надминистерский орган и два года назад сформировали межведомственную комиссию во главе с вице-премьер-министром. Но эта комиссия не работает над решением проблем, она собирается только два раза в год: в первый раз для обсуждения подготовки к летнему сезону на Иссык-Куле и во второй раз после летнего сезона для заслушивания отчета.

Проблемы не решаются, как были, так и висят. По-хорошему, комиссия должна собираться раз в месяц-два. Когда проблемы исчезнут, тогда можно будет реже собираться. Я думаю, что все это объясняется нежеланием правительства решать, либо отсутствием возможности или умения. Но просто развиваться рыночными механизмами нельзя, туроператоры далеко не уйдут. Государство должно стимулировать эти механизмы для развития туризма.

- Что государство может сделать для вас?

- Проблема проблеме рознь. Решение некоторых требует больших денег, мы это понимаем. В частности, для продвижения Кыргызстана за границей нужны крупные средства. Мы же предлагаем продвигать Кыргызстан только на самых важных и перспективных для нас рынках, а также продвигать какой-нибудь определенный туристический продукт.

Многие проблемы не требуют вложения больших средств. Например, на дороге «Бишкек-Ош» нужно выбрать грамотный режим движения транспорта и следить за исполнением. Для этого деньги не требуются, нужно только выполнять свою работу.