Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Виктор Сырнев художник-ювелир: «Мы ходим по золоту, но кыргызским оно станет, только пройдя через руки ювелиров»

17 Мая, 16:42  /   Обновлено в 16:42 17.05.2013

Бишкек. 17 мая. КирТАГ - Айзура Чыкынова. Нагрудный знак президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева выполнен из кыргызского золота и серебра. В качестве медальона в нагрудном знаке экс-президента Кыргызстана Розы Отунбаевой использовался уникальный по огранке и качеству полудрагоценный камень цитрин

Бишкек. 17 мая. КирТАГ - Айзура Чыкынова. Нагрудный знак президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева выполнен из кыргызского золота и серебра. В качестве медальона в нагрудном знаке экс-президента Кыргызстана Розы Отунбаевой использовался уникальный по огранке и качеству полудрагоценный камень цитрин, символизирующий цельность, неделимость и многогранность всех народов, проживающих в Кыргызстане. Об этом и развитии ювелирного искусства в Кыргызстане КирТАГ рассказал известный ювелир, работы которого есть в Америке, Европе, Японии и странах СНГ, Виктор Сырнев.

- Вы являетесь автором нагрудных знаков двух президентов, какими идеями вы руководствовались, создавая их, что символизируют эти символы власти?

- Аппаратом президента проводился конкурс среди художников-ювелиров на эскиз нагрудного знака для руководителя страны. По итогам конкурсов, я стал автором нагрудного знака для экс-президента Розы Отунбаевой и Алмазбека Атамбаева.

Эскизы нагрудных знаков глав государств утверждаются оргкомитетом, думаю, также согласуются с президентом лично. Нагрудный знак президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева выполнен из кыргызского золота 750 пробы и серебра 925 пробы. Драгоценные камни не использовались, потому что чаще всего они привозные. Этим подчеркивается значимость собственных богатств Кыргызстана. Все материалы  исключительно местные, и изделие выполнено отечественными мастерами. Я готовил для него эскиз согласно своей концепции, в которой учитывались символы современного демократического Кыргызстана. Цепь из 14 звеньев общей длиной 108 см замыкает крупный медальон - стилизованная копия высшего республиканского ордена «Ак-Шумкар» («Белый сокол»). На шести звеньях-розетках нанесен девиз «Эл, Жер, Биримдик», «Земля, Народ, Единство» - на кыргызском и русском языках. Четыре ажурных звена изображают тюндюк - решетчатое отверстие в куполе юрты для проникновения света и воздуха, символ очага, родины и вечности.

Нагрудный знак экс-президента Розы Отунбаевой был также изготовлен из золота и серебра и представляет собой семигранную звезду на длинной цепи, отделанную жемчугом. Основным мотивом стал образ Умай Эне - одного из самых почитаемых божеств древних кыргызов. В нагрудном знаке Розы Отунбаевой в качестве медальона использовался уникальный по огранке и качеству полудрагоценный камень цитрин в 105 каратов, символизирующий цельность, неделимость и многогранность всех народов, проживающих в Кыргызстане.

У первого президента Аскара Акаева такого знака не было, президентский знак как символ государственной власти введен в Кыргызстане в 2005 году. Кто являлся автором президентского знака Курманбека Бакиева, я не знаю.

- Что необходимо для того чтобы ювелирная отрасль Кыргызстана могла выйти на международный уровень?

- В Кыргызстане и в Центральной Азии нет учебных заведений, которые бы готовили художников, не ремесленников, а именно художников. Кроме этого, у нас необходимо развивать творческие, новые совершенно необычные идеи, которые могут базироваться на традиционном ремесленничестве или на окружающей нас природе. Мы ходим по золоту, но это не кыргызское золото. Когда мы говорим итальянское золото, мы не имеем в виду слитки, которые добыли в Италии, мы говорим о дизайне итальянских мастеров, известных ювелирных фирм, создающих продукцию высокого качества. Кыргызским золотом это станет когда мы через мастеров, через хорошие технологии, через красивые работы будем выходить на международную сцену, выставлять и говорить - вот это кыргызское золото. Но для этого должна быть хорошая учебная база, производственная база, хорошие творческие конкурсы, чтобы люди постоянно имели возможность тренировать свои мысли, совершенно новые идеи.

Тот круг, в котором находятся сейчас кыргызские ювелиры, создавая орнаментальные, повторяющиеся вещи, - это замкнутый круг. Чтобы вырваться, нужно посмотреть над горизонтом, необходимо, чтобы художники участвовали в международных выставках, то есть нужно творчество развивать. Сейчас многие настроены на торговлю, а творческая деятельность практически изолирована.

- В чем суть искусства ювелира, с каким материалом вы любите работать?

- В основе всего - первоначальное обучение, а творчество базируется на ремесленные навыки.

Искусство - это творчество, хорошие идеи. Когда приходишь в галерею, где выставлены работы художников, то видишь, что работы сделанные из картона, расписанные красками стоят $500-800 тыс. Это говорит о том, что цену определяет не материал, из которого создана работа, а насколько качественны художественные идеи, как они реализованы, то есть определяется не материалом, а мыслью. Поэтому если картина из хороших материалов и присутствует творческая художественная мысль, в соответствии с этим возникает конечный результат.

Фантазия работает на тот материал, который перед глазами. Материал сам предлагает какие-то идеи, есть материал жесткий, либо эластичный, его физические качества подсказывают собственные предложения.

Иногда выбор материала диктуется целью работы. Несколько лет я занимался алюминием, потому что этот материал мне показался интересным, поэтому была большая коллекция из алюминия. Материал всегда соответствует той задаче, которую ставлю перед собой. Были работы из мельхиора и кожи, были работы с использованием бронзы и алюминия.

- Какие ваши работы отмечены призами на международных конкурсах и какую из них вы считаете лучшей?

- На прошедшем в Италии международном конкурсе дизайнеров A'Design Award 2013 золотым и серебряным призами отмечены работы «Хиромантия» и «Азия. Метаморфозы». Золотом отмечен проект «Хиромантия», идея которого состоит в том, что каждый человек неповторим и своеобразен, у каждого человека совершенно неповторимые линии рук. В таких украшениях фиксируется художественный код личности, потому что при его изготовлении используется камень, близкий человеку (по гороскопу), при этом учитываются линии его руки.

В серебряном проекте «Азия. Метаморфозы» открывается калейдоскоп сюрпризов Великого Шелкового пути. В природе нет застывшего состояния, лето сменяет весну, затем осень сменяет лето, меняются краски, меняется атмосфера. Мне хотелось внедрить эту идею сменяемости образов в ювелирных украшениях.

Мне сложно назвать определенную работу. Творчество  это то, что вы творите из того материала, который у вас есть и максимально выжимаете возможности материала, пытаясь реализовать те идеи, которые самому интересны. Поэтому каждая работа по-своему для меня дорога.