Пресс-Центр  КирТАГ (+996 312) 900 307

Сергей Шаталов, управляющий антикризисным фондом ЕврАзЭС: «Открытая экономика Кыргызстана способна на динамичное восстановление»

12 Июля, 19:10  /   Обновлено в 19:10 12.07.2013

 
Бишкек. 12 июля. КирТАГ - Диана Эсеналиева. Открытая экономика Кыргызстана способна на динамичное посткризисное восстановление и борьбу с финансовыми угрозами и рисками. Такое мнение высказал в интервью КирТАГ заместитель председателя правления Евразийского банка развития (ЕАБР), управляющий

 

Бишкек. 12 июля. КирТАГ - Диана Эсеналиева. Открытая экономика Кыргызстана способна на динамичное посткризисное восстановление и борьбу с финансовыми угрозами и рисками. Такое мнение высказал в интервью КирТАГ заместитель председателя правления Евразийского банка развития (ЕАБР), управляющий Антикризисным фондом (АКФ) ЕврАзЭС Сергей Шаталов.

- Сергей Иванович, на какой объем средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС может рассчитывать Кыргызстан в ближайшие годы?

Общие размеры, созданного четыре года назад Антикризисного фонда  - 8,5 млрд долларов США. Для каждой страны-участницы установлен индивидуальный лимит доступа, который учитывает масштабы ее экономики. Для Кыргызстана этот лимит составляет $256 млн. На данный момент предварительное одобрение получили два проекта Кыргызстана на общую сумму $70 млн. Таким образом, мы сейчас располагаем $186 млн от кыргызстанского лимита. При этом, если одна из стран АКФ реализует крупный интеграционный проект, который важен и для соседних стран, то они могут «поделиться» своими лимитами. Например, если Кыргызстан запросит АКФ о финансовой поддержке модернизации и восстановления Токтогульской ГЭС, можно ожидать, что решение о перераспределении лимита на кредитование поддержат и Казахстан и Россия,  поскольку этот проект способен не только обеспечить потребности Кыргызстана в электроэнергии, но и стабильность поставок электроэнергии в регионе.

Какие проекты Кыргызстана рассматриваются ЕАБР?

Хотел бы пояснить, что ЕАБР имеет в Кыргызстане два «кредитных окошка». Первое - это  сам Банк, чьи кредитные средства доступны как частным, так и  государственным компаниям страны. Второе окошко - это АКФ, для средств которого ЕАБР выполняет роль Управляющего. Фонд, в отличие от Банка, может предоставлять не только инвестиционные кредиты, но и кредиты на поддержку платежного баланса и бюджета, и будет работать в основном с правительством Кыргызстана, выделяя суверенные кредиты на льготных условиях. 

По направлению АКФ в декабре 2012 года был одобрен первый проект Кыргызстана - реконструкция автомобильной дороги Бишкек-Ош, которая существенно повысит доступ производителей как сельскохозяйственной, так и промышленной продукции к рынкам сбыта. В этом проекте участвуют несколько международных банков развития, А лидером синдиката является Азиатский банк развития. Вклад АКФ в финансирование этого проекта составляет $50 млн.

Инвестиционные проекты в АКФ проходят две стадии одобрения. На первой стадии совет министров финансов шести стран одобряет концепцию проекта и выделяет ресурсы для разработки детального технико-экономического обоснования. На второй стадии совет принимает окончательное решение. По дорожному проекту Бишкек-Ош уже получено предварительное одобрение и сейчас готовится ТЭО.

Совет АКФ 26 июня текущего года также одобрил концепцию инвестиционного проекта по  финансированию поставок сельскохозяйственной техники в Кыргызстан. Как мы знаем, 90% техники в Кыргызстане выработало свой срок эксплуатации, потребности в замене огромные и составляют сотни миллионов долларов, возможно до $1 млрд.

Объем первого кредита АКФ, который запросило на эти цели министерство финансов Кыргызстана, невелик - $20 млн,, но мы надеемся, что эта работа будет продолжена и позволит поэтапно обновить парк сельскохозяйственной техники.

Очень интересен третий проект на сумму $48 млн, который пока что находится на стадии рассмотрения. Он поступил в АКФ от частной компании, которая развивает производство скоропортящейся плодоовощной продукции. У компании есть договоренности о поставке продукции в крупные города южной Сибири, которые являются огромным рынком сбыта для качественной органической продукции кыргызского агробизнеса. Компания может поставлять товар и на казахстанский рынок, и в другие страны Таможенного союза, и за счет этого значительно расширить объемы своих операций. Однако ей не хватает центров контрактации и подготовки продукции к транспортировке и дальнейшему экспорту.

Пока этот проект дорабатывается, но он представляется нам очень важным с точки зрения создания новых рабочих мест, развития экспортного потенциала Кыргызской Республики и снижения бедности на селе. Это возможно потому, что в ходе реализации проекта будет осуществлен комплексный подход к предэкспортной подготовке и транспортировке скоропортящейся продукции, что позволит существенно снизить потери производителей. Эта бизнес модель используется во всем мире и заключается она в том, что земледельца лишают головной боли в части организации сбыта продукции, оставляя ему лишь заботу о земле. Стабильные закупки означают предсказуемые закупочные цены и возможность для производителя лучше планировать свои действия на будущее.

Какие проблемы в плане повышения инвестиционной привлекательности Кыргызстана вы можете отметить?

Мы все знакомы с международными рейтингами, оценивающими различные аспекты инвестиционного климата Кыргызстана. В частности, эти независимые оценки указывают на сложности с оформлением таможенной документации, сложности взаимодействия с налоговыми органами, сложности подключения к электроснабжению и другим коммунальным услугам. По всем этим направлениям нужна последовательная кропотливая  работа. По некоторым направлениям Кыргызстан продвинулся существенно дальше, чем по другим. По некоторым аспектам рейтинг Кыргызстана остается низким.

Но когда речь идет о банке развития, такой банк только в комфортной обстановке  работать и не должен. Для работы в прозрачной регулятивной среде, с понятными партнерами и предсказуемыми рисками существуют частные инвесторы. Если частный инвестор по какой-то причине в страну не идет, то межгосударственные банки развития, подобно нашему, должны самой своей деятельностью способствовать улучшению инвестиционного климата.

Какие прогнозы развития экономики Кыргызстана вы можете дать?

Две недели назад Совет банка принял новую стратегию ЕАБР на 5 лет вперед. Новая стратегия, разработанная на более длительный (пятилетний) срок, будет способствовать долгосрочным интеграционным процессам в регионе и даст более длительный антикризисный импульс экономикам наших стран. Нам представляется, что Банк в ближайшие 5 лет может сделать очень много для того, чтобы содействовать восстановлению экономики республики после кризиса. Кыргызстан, приняв политическое решение, сейчас начал процесс вступления в Таможенный союз. Этот процесс должен опираться на детальный учет суверенных интересов страны. И здесь ЕАБР в состоянии оказать весомую поддержку. В настоящее время, Кыргызстан - самая открытая экономика в регионе, а именно открытые экономики, глубоко интегрированные в систему мировых экономических связей, более уязвимы перед  глобальными кризисными явлениями. Одновременно такие экономики, обычно больше выигрывают в процессе восстановления после кризиса, поскольку они дают больше простора инициативе своих граждан.

Мы полагаем, что темпы роста Кыргызстана, которые прогнозируются и международными институтами и правительством, реальны и достижимы. Динамичное посткризисное восстановление Кыргызстана не просто возможно - оно откроет новые возможности, как для национальных, так и для иностранных предпринимателей и инвесторов.

В этом плане нас вдохновляет приверженность правительства к дальнейшему упрощению инвестиционного режима и борьбе с коррупцией. Ведь только открытая экономика и эффективные государственные институты, обеспечивающие прозрачный и предсказуемый инвестиционный режим позволят справиться с финансовыми угрозами и рисками, которыми чреваты волатильные мировые рынки.

Как вы считаете, достигнуты ли поставленные стратегией ЕАБР задачи по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса в регионе?

ЕАБР  в соответствии со своей миссией содействует государствам-участикам в преодолении кризиса, инвестируя в экономически эффективные проекты. Последняя стратегия Банка была принята в 2010 году и действовала 3 года. Ныне стратегия не просто выполнена - она перевыполнена. Банк настолько быстро наращивал свои операции в государствах-участниках, что все показатели стратегии - объем кредитного портфеля, объем взаимной торговли между странами, объем инвестиций между странами, объем добавочного валового внутреннего продукта, который создается благодаря инвестициям ЕАБР, все эти показатели оказались перевыполнены на год раньше. Кредитный портфель ЕАБР в последние годы прирастал примерно на $1 млрд в год. Эти результаты создали прочный фундамент для того, чтобы продолжать наращивать инвестиции в проекты, имеющие системное значение для экономики Кыргызстана и его государств-партнеров.